Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как управленческий учет меняет работу бухгалтерии

9 июня 2005 15457 просмотров

Г Шарков

, ведущий эксперт журнала «Главбух»

Если сегодня на вашей фирме управленческий учет еще не ведется, значит, вы столкнетесь с ним завтра. Большинство руководителей уже осознали необходимость в оперативной и достоверной информации о деятельности собственной компании. При этом без участия главного бухгалтера и подведомственной ему службы никак не обойтись. Основная же сложность в том, что установленных и даже общепринятых правил ведения управленческого учета пока нет; как его организовать, решают собственники и администрация фирмы.

Поговорим о том, от чего зависит степень задействованности бухгалтерии в управленческом учете. Для того чтобы в этом разобраться, надо четко представлять, чем отличается управленческий учет от бухгалтерского и какие варианты организации управленческого учета уже выработала практика.

Определимся с понятиями...

Управленческий учет - это очень подробный, детализированный учет, направленный прежде всего на решение внутренних проблем самого предприятия. Именно из него руководитель, а также начальники всех подразделений и отделов получают информацию о текущем состоянии дел на предприятии, что позволяет им развивать бизнес не интуитивно, на ощупь, а осознанно.

Комментирует Светлана ЗОЛОТАРЕВА,
финансовый директор холдинга "Развитие":

- Суть системы управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима менеджерам в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. При этом основой построения эффективного управленческого учета является полезность, своевременность и понятность полученной информации для руководителей.

Бухгалтерия же обычно готовит внешнюю отчетность: налоговую, статистическую, бухгалтерскую (в некоторых компаниях - в том числе по МСФО).

Однако для управленческих решений данных бухгалтерского учета бывает недостаточно. Например, когда необходимо определить, сколько составляют затраты того или иного отдела в общем объеме затрат компании. Регистры же управленческого учета позволяют эту информацию получить. То есть управленческий учет готовит информацию для принятия решений внутренним пользователем: руководством компании или линейными менеджерами. Бухгалтерия же работает на внешнего пользователя, прежде всего на госорганы.

Это главное отличие управленческого учета от бухгалтерского, но далеко не единственное (см. таблицу).

... и целями

Для чего нужен управленческий учет? Прежде всего, для анализа себестоимости и рентабельности, а также для оценки текущих результатов деятельности как компании в целом, так и в разрезе по отдельным видам продукции. Такой анализ позволит не только определить прибыльность того или иного направления, но и послужит основой для разработки возможных альтернативных путей развития.

Кроме того, управленческий учет служит базой для эффективного контроля и планирования деятельности компании. Ведь никакое прогнозирование невозможно без адекватной оценки прошлого и настоящего. Отметим и еще одно направление управленческого учета - оперативный учет задолженностей и расчетов с контрагентами.

Комментирует Тамара ВЕРШАЛЬ,
финансовый менеджер SAB Miller Russia:

- Управленческий учет решает три основные задачи: определение долгосрочной бизнес-стратегии развития предприятия, оптимизация использования ресурсов компании, а также раскрытие той или иной информации для собственников и ведущих менеджеров предприятия.

То есть управленческий учет призван выполнять не только задачи, так сказать, текущего момента, но и работать на перспективу. У нас, например, это выражается в том, что проводится как планирование деятельности компании на период от 3 месяцев до 5 лет, так и постоянный анализ отклонений фактических показателей от плановых. И в этой связи хочется отметить, что большое значение имеет подготовка людей, которые занимаются управленческим учетом. Например, несколько сотрудников нашего предприятия имеют финансовую квалификацию АССА или учатся на нее.

Новые обязанности главбуха

Итак, руководитель фирмы принял решение, что необходим управленческий учет. Что это изменит в работе главного бухгалтера и его подчиненных - бухгалтеров? Ответ на этот вопрос зависит:
- от задач, на решение которых направлен управленческий учет;
- от того, по какому принципу будет строиться организация управленческого учета - под руководством главбуха или финансового директора;
- от автоматизации учета.

Так, на небольших предприятиях вести управленческий учет может бухгалтерия.

Комментирует Ольга КУЛИКОВА,
главный бухгалтер ООО "Сафинат Ремо Шипп" (г. Астрахань):

- У нас небольшая фирма, мы занимаемся посреднической деятельностью по судоремонту. Ведение управленческого учета на нашем предприятии возложено непосредственно на бухгалтерию. И это логично. Дело в том, что изначально мы не ставили перед собой цели создать всеобъемлющую систему управленческого учета на предприятии. Для нас главное - это максимально детализированный учет затрат. Соответственно сподручнее поручить эту работу именно бухгалтерии.

На предприятиях побольше можно создать для ведения управленческого учета специальный отдел, но под началом главного бухгалтера. Или же просто выделить из состава бухгалтерии несколько сотрудников, которые будут заниматься только управленческим учетом. При этом общее руководство также останется за главбухом.

Комментирует Ирина ГРОЗДОВА,
начальник финансового управления ООО "ТОП-КНИГА":

- И бухгалтерский, и управленческий учет у нас ведется под руководством главного бухгалтера. При этом специального отдела, который отвечал бы за управленческий учет, у нас нет. Но есть работники, которые занимаются только управленческим учетом, а также те, кто ведет оба вида учета одновременно. Применительно к нашей организации мы считаем такой подход наиболее оптимальным, так как он позволяет минимизировать издержки, используя имеющиеся возможности.

Правда, у такого способа организации управленческого учета есть существенный недостаток: главному бухгалтеру придется отвечать сразу за три вида учета - бухгалтерский, управленческий и налоговый. А это не всегда рационально. К тому же каждый вид учета решает свои задачи, которые порой никак не связаны между собой.

Комментирует Нинель ТАРАСЕНКО,
консультант-методолог ЗАО "BKR-Интерком-Аудит":

- На крупных, да и на средних предприятиях (более 200 человек) возлагать обязанность по ведению управленческого учета на бухгалтерию я не советую. Ведь любому человеку очень сложно постоянно переключаться с одного вида учета на другой. Но дело даже не в этом. Бухгалтерский и управленческий учет решают слишком разные задачи. Бухучет - это прежде всего отражение в учете уже свершившихся операций и подготовка отчетности для внешних пользователей. А управленческий учет направлен в первую очередь на анализ и планирование. Поэтому лучше не замыкать эти два вида учета на одном человеке.

Как показывает практика, на крупных предприятиях службу управленческого учета подчиняют финансовому директору. При этом чаще бухгалтерия и финансовая служба - это два равноправных подразделения, непосредственное руководство которыми осуществляет либо генеральный директор, либо его заместитель. Но на практике возможен и другой вариант - бухгалтерия входит в структуру финансовой службы, то есть главный бухгалтер подчиняется финансовому директору.

Однако в любом случае без тесного взаимодействия с бухгалтерией финансовой службе не обойтись. Потому что управленческий учет немыслим без бухгалтерской информации. Планировать, анализировать и контролировать (а для этого его данные и нужны) без информации о фактическом состоянии дел невозможно. Именно бухгалтерия обрабатывает всю поступающую на предприятие "первичку", тем самым создавая основу, без которой управленческий учет просто невозможен. Ведь оба вида учета оперируют одними и теми же данными, просто детализируются они по-разному, в зависимости от нужд предприятия. Поэтому для избежания двойной работы вся первичная информация как для бухгалтерского, так и для управленческого учета должна собираться в одной программе.

Комментирует Светлана ЗОЛОТАРЕВА,
финансовый директор холдинга "Развитие":

- Для управленческого учета в нашей организации создано отдельное подразделение под руководством финансового директора, но оба отдела - управленческого и бухгалтерского учета - работают в тесном взаимодействии друг с другом. Ведь первичные данные, которые заносит в программу бухгалтерия, служат основой для управленческого учета и анализа. При этом для ведения бухгалтерского и управленческого учета мы используем разные программы, но связанные друг с другом таким образом, что первичные данные автоматически попадают сразу в обе программы.

Комментирует Ольга РЕЗНИКОВА,
главный бухгалтер SAB Miller Russia:

- Управленческий учет у нас на фирме ведет отдельное подразделение, которое не подчиняется главбуху. Однако бухгалтерия для нужд управленческого учета детализирует вводимые данные по каждому отделу, виду затрат, контрагенту и т. д. При этом и управленческий, и бухгалтерский учет мы ведем в одной программе, что существенно экономит время и повышает оперативность.

Польза от МСФО

На сегодняшний день уже немало компаний составляют отчетность по международным стандартам. В таком случае и строить управленческий учет лучше на базе МСФО, что, как правило, и происходит на практике. Дело в том, что отчетность, составленная по международным стандартам, содержит куда больше расшифровок и уточнений, чем российская отчетность. Поэтому вести управленческий учет на "международной" основе и проще, и логичнее.

Комментирует Ирина ГРОЗДОВА,
начальник финансового управления ООО "ТОП-КНИГА":

- Ввиду наличия нескольких видов учета, каждый из которых отвечает определенным потребностям, мы пытаемся как можно сильнее приблизить их друг к другу. Это позволяет минимизировать расходы на проведение учета и облегчить систему контроля. Поэтому с прошлого года при постановке системы управленческого учета мы стали ориентировать свою систему учета на международные стандарты, которые гораздо точнее соответствуют требованиям управленческого учета, чем внутрироссийские стандарты бухучета.

Комментирует Сергей КИРИЛЛОВ,
начальник Управления финансового планирования и контроля ТД "Перекресток":

- Отчетность, составленная по МСФО, наиболее объективно отражает результаты деятельности компании и ее финансовое состояние. А управленческий учет и нужен в первую очередь для подготовки достоверной и оперативной информации для менеджмента компании как базы для принятия управленческих решений. Поэтому при построении системы управленческого учета мы отталкивались именно от учета по международным стандартам.

Отметим, что вести управленческий учет на базе МСФО целесообразно в том случае, если вы уже составляете отчетность по международным стандартам. Например, по требованию акционеров, кредиторов или законодательства. В противном случае лучше не гнаться за двумя зайцами, а сосредоточиться только на управленческом учете. Это сэкономит вам и время, и деньги.

При подготовке статьи использованы материалы
с семинара "Управленческий учет на предприятии",
организованного образовательным фондом "Международная

московская финансово-банковская школа", www.ifbsm.com

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 12:00 Приказ о приеме на работу

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка