Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О подвохах в пособиях и компенсациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Смета доходов и расходов

23 ноября 2009 115 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Виды смет учреждения

Образовательные учреждения свою деятельность осуществляют в пределах и в соответствии с бюджетной сметой. В случае оказания платных услуг кроме бюджетной сметы необходимо составить смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Те же учреждения, которые получают доходы от сдачи имущества в аренду, дополнительно обязаны составить смету доходов и расходов по средствам от сдачи данного имущества. Рассмотрим, что собой представляют эти сметы.

Бюджетная смета – документ, который устанавливает на основании классификации расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Образовательное учреждение обязано осуществлять операции по расходованию бюджетных средств только в соответствии со сметой. Можно с уверенностью сказать, что бюджетная смета – это основной финансовый документ, от правильного составления и грамотного исполнения которого зависит образовательный процесс.

Смета доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности, – документ, определяющий порядок поступления и использования средств от оказываемых платных услуг (выполненных работ), составляемый учреждением на соответствующий финансовый год. Порядок утверждения этой сметы определяет главный распорядитель средств федерального бюджета. Необходимость ее составления прописана в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Порядок составления и внесения изменений в смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности утвержден приказом Рособразования от 15 января 2009 г. № 5.

Смета доходов и расходов по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, – документ, с помощью которого планируют доходы, получаемые учреждением в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Порядок составления сметы для образовательных учреждений предусмотрен приказом Рособразования от 22 января 2009 г. № 20. Доходы, получаемые от сдачи имущества в аренду, могут быть использованы учреждением только на содержание и развитие материально-технической базы.

Как показывает практика, при утверждении и исполнении бюджетной сметы возникает гораздо больше вопросов и проблем, нежели с «внебюджетными» сметами. Поэтому особое внимание уделим именно бюджетной смете.

Официальная позиция

– Орган Федерального казначейства требует от бюджетного учреждения представлять порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий год. Правомерно ли это?

– Нет, неправомерно.

Представление порядка составления и утверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий год законодательно не предусмотрено (см. Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н). В органы казначейства учреждение представляет только смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности и сведения о смете.

Учреждение обязано соблюдать установленный порядок составления и утверждения смет. Но органы казначейства не уполномочены контролировать этот процесс. Аналогичные разъяснения дали и финансисты (см. письмо Минфина России от 22 апреля 2009 г. № 02-03-07/1687).

Составление сметы

Общий порядок составления и ведения бюджетной сметы прописан в статье 221 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с ней смета учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем средств, в ведении которого находится учреждение, согласно требованиям, установленным Минфином России. Указанные требования утверждены приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н. Обязанность по составлению и исполнению сметы ложится на получателей бюджетных средств. Учреждение составляет смету по форме, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств, с учетом требований о наличии обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 5 приказа № 112н. К ним относятся:
– гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) руководителя, уполномоченного утверждать смету, и дату утверждения;
– наименование формы документа;
– финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;
– наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
– код по Сводному реестру главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (для федеральных учреждений);
– наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения;
– содержательная и оформляющая части.

Отметим, что смету составляют на основании разработанных и установленных главным распорядителем средств расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. Причем к представленной на утверждение смете могут прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Утверждение сметы

Если учреждение само является главным распорядителем средств бюджета, то смету утверждает руководитель. В остальных случаях это обязанность руководителя главного распорядителя средств бюджета. Однако руководитель учреждения, являющегося распорядителем бюджетных средств, может делегировать руководителю структурного подразделения – получателя бюджетных средств право самостоятельно утверждать смету учреждения.

Отметим, что кроме отметки об утверждении соответствующим должностным лицом в бюджетной смете должны быть подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за содержащиеся в смете данные: руководителя учреждения, руководителя планово-финансовой службы учреждения или иного уполномоченного руководителем лица, исполнителя документа.

Порядок внесения изменений

В течение года доведенные лимиты бюджетных обязательств могут меняться, соответственно корректировке подлежит и смета учреждения. Внесение в нее изменений осуществляется путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений. Изменения, требующие корректировки показателей бюджетной росписи главного распорядителя и лимитов бюджетных обязательств, утверждаются после внесения в них в установленном порядке изменений.

Необходим соответствующий приказ

Главный распорядитель обязан разработать и издать приказ, в котором необходимо отразить следующие позиции: общие положения; составление проекта бюджетной сметы; внесение изменений. В этих разделах целесообразно разделить порядок составления и утверждения сметы по центральному аппарату и подведомственным учреждениям. Последний раздел требует особого контроля.

Необходимо обратить внимание на его детальную разработку и четко зафиксировать следующее:
– в каких случаях можно вносить изменения в смету;
– кто является ответственным за формирование изменений;
– в какие сроки должны быть согласованы и утверждены изменения в смете;
– какая дата является предельной для подачи изменений;
– кто из должностных лиц подписывает и утверждает вносимые коррективы;
– письменные обязательства о недопущении кредиторской задолженности по уменьшаемым расходам;
– формы приложений, позволяющие четко структурировать вносимые изменения;
– в каком виде (в электронном или на бумажных носителях) направляются документы.

Для проверки правильности составления сметы нужно привести расчет контрольных соотношений ее показателей.

Желательно по данному вопросу сформировать отдельный раздел.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка