Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Нашли в 6-НДФЛ ошибки по зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закон о некоммерческих организациях

24 июня 2010 12 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Статус бюджетных учреждений

Сейчас пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ установлено, что бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником. С 1 января 2011 года финансирование со стороны собственника устанавливается только по отношению к частному учреждению. Вместе с тем сохранено указание на то, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Закон о некоммерческих организациях дополнен новой статьей (9.2), посвященной регламентации статуса бюджетных учреждений. Можно отметить следующие принципиальные положения данной статьи:
1) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти или местного самоуправления, в частности, в сфере образования;
2) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом;
3) государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя;
4) бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Также бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах;
5) финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета;
6) порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются в отношении:
– федеральных бюджетных учреждений – Правительством РФ;
– бюджетных учреждений субъекта РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
– муниципальных бюджетных учреждений – местной администрацией;
7) бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
8) бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Распоряжение имуществом

Сейчас статья 298 Гражданского кодекса РФ предусматривает следующее:
1) бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
2) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет его средств. А вот иным имуществом, закрепленным за автономным учреждением, оно вправе распоряжаться самостоятельно. Конечно, если иное не установлено законом;
3) если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право вести приносящую доход деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Они учитываются на отдельном балансе.

Новая редакция статьи 298 Гражданского кодекса РФ (вступает в силу с 1 января 2011 года) значительно подробнее регламентирует вопросы отчуждения имущества учреждений.

Отметим, что не изменены ограничения, установленные в отношении автономных учреждений. Они не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Вместе с тем в Гражданский кодекс РФ включено положение о том, что автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах учреждения. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Что же касается бюджетного учреждения, то в соответствии с новой редакцией пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ оно не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Что считать особо ценным имуществом, определяет Закон о некоммерческих организациях. Это движимое имущество, без которого бюджетному учреждению трудно вести уставную деятельность. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ.

Остальным имуществом, находящимся у бюджетного учреждения на праве оперативного управления, оно может распоряжаться самостоятельно. Также установлено, что такое учреждение вправе вести приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что подобная деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

По сути, можно говорить о том, что законодатель сделал единым подход к регламентации процедуры распоряжения имуществом автономных и бюджетных учреждений.

Также законодательно регламентирован порядок совершения крупных сделок. Таковой признается сделка (или несколько сделок), связанная с распоряжением деньгами, отчуждением иного имущества (которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения. Хотя уставом учреждения может быть предусмотрен и меньший размер крупной сделки.

Стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Особо оговорено, что руководитель бюджетного учреждения несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки независимо от того, была ли она признана недействительной.

Ответственность учреждений

Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если их недостаточно, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. С нового года данное правило применимо не к бюджетным, а лишь к казенным учреждениям (это новый тип бюджетных учреждений).

Что же касается бюджетных учреждений, они отвечают по своим обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за ними собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности (кроме особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества).

При этом собственник имущества бюджетного учреждения не будет нести ответственность по его обязательствам. Это нововведение!

Появился новый тип учреждений – казенные

Закон внес изменения в нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие правовой статус государственных и муниципальных учреждений. Если ранее они могли быть либо бюджетными, либо автономными, то теперь введен новый тип учреждений – казенное.

Все типы бюджетных учреждений зафиксированы и в статье 9.1 Закона о некоммерческих организациях.

Более подробно статус казенных учреждений регламентирует новая редакция статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. Выделим наиболее важные особенности:
1) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
2) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. При этом учреждение проводит операции с бюджетными средствами через лицевые счета;
3) такое учреждение может вести приносящую доходы деятельность, только если право на это есть в его учредительном документе. Причем полученные доходы поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы;
4) оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги;
5) учреждению не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Однако Закон ограничил сферы деятельности казенных учреждений. Согласно статье 31 Закона, будут созданы лишь федеральные казенные учреждения. К их числу относятся, в частности, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Изменения налогообложения учреждений

Важные изменения внесены Законом и в налоговое законодательство.

Так, в доходы бюджетных и автономных учреждений не будут включаться предоставленные им субсидии. В свою очередь казенные учреждения не будут учитывать для целей налога на прибыль выделенные им бюджетные ассигнования.

Также казенные, бюджетные и автономные учреждения не смогут применять упрощенную систему налогообложения. Подобное нововведение можно рассматривать как ограничение прав автономных учреждений, поскольку ранее они могли использовать спецрежим. Также автономные учреждения подобно бюджетным смогут уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ).

С 1 января 2011 года утрачивает силу статья 321.1 Налогового кодекса РФ, определяющая особенности налогового учета бюджетными учреждениями.

Реализация закона

Как следует из Закона, наибольшее количество действий, связанных с изменением правового статуса бюджетных учреждений, придется на 2011 год. В частности, Закон предусматривает обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления до 1 декабря 2011 года обеспечить внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных учреждений (в рамках реализации Закона стоит ждать разъяснения чиновников по тем или иным вопросам).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка