Журнал, справочная система и сервисы

Учетная политика учреждения

26 ноября 2010 6 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Общие положения

Каждое образовательное учреждение, в том числе и бюджетное, должно иметь учетную политику. Сразу скажем, что специальной инструкции по формированию этого документа бюджетными учреждениями нет. Поэтому при разработке учетной политики нужно использовать нормы Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Налогового кодекса РФ. Конечно, с поправкой на то, что бюджетные учреждения ведут бюджетный учет. Ну а в целом процесс формирования учетной политики у бюджетных учреждений и обычных организаций одинаков.

Итак, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Такое определение прописано в ПБУ 1/2008. Правда, данное ПБУ не обязательно к применению бюджетными учреждениями. Но им можно руководствоваться при формировании учетной политики.

Еще один важный момент: в учетной политике отражают только те хозяйственные операции, которые встречаются в деятельности учреждения.

Любая учетная политика учреждения утверждается приказом руководителя. Она должна быть датирована не позднее 31 декабря года, предшествующего году, на который она составляется. Филиалы должны работать по учетной политике, утвержденной в целом учреждению.

Что необходимо прописать в учетной политике

Учетная политика включает в себя:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации (следует указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется данная обработка);
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Также в учетной политике необходимо отразить методы оценки активов и обязательств с учетом специфики их получения.

Например, если бюджетное учреждение получает имущество безвозмездно, в виде дара или пожертвования от юридических и физических лиц. Руководствуясь Инструкцией по бюджетному учету, в учетной политике закрепляют следующие важные для учреждения вопросы:
– организация бюджетного учета, график документооборота, в котором отражают, кто оформляет первичные документы и в какие сроки они представляются;
– перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
– перечень лиц, которым выдаются авансы на хозяйственные расходы;
– предельная сумма аванса, выдаваемого на хозяйственные расходы, и предельный срок, на который может быть выдан такой аванс;
– порядок формирования инвентарного номера объекта основных средств;
– порядок списания бензина и иных горюче-смазочных материалов;
– порядок и нормы списания канцелярских принадлежностей, хозяйственных материалов и иных материальных запасов;
– порядок распределения расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности;
– порядок учета в филиалах;
– порядок и сроки хранения бухгалтерских документов.

Если бюджетное образовательное учреждение оказывает услуги, то в учетной политике необходимо подробно описать особенности формирования их стоимости.

При этом оказываемые услуги необходимо принимать к учету по фактической себестоимости.

Следовательно, в учетной политике следует отразить перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией продукции, оказанием услуг.

Отдельные разделы учетной политики бюджетного учреждения могут быть оформлены в виде приложений.

Учетная политика в целях налогообложения

Определение учетной политики для целей налогового учета следующее.

Это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

В данном случае налоговая учетная политика учреждения может быть одним из разделов общей учетной политики или приниматься отдельным приказом или распоряжением руководителя образовательного учреждения.

Учетная политика для целей налогового учета содержит следующие разделы:
– общие правила ведения налогового учета;
– организация налогового учета для расчета налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов.

Чтобы заниматься приносящей доход деятельностью, у бюджетного учреждения должно быть разрешение от распорядителя. Поэтому в учетной политике отражают:
– виды предоставляемых платных услуг, работ;
– порядок распределения накладных расходов;
– порядок распределения сумм амортизации по объектам основных средств, приобретаемым за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемым в такой деятельности. Показателями, используемыми для распределения, могут быть выручка, стоимость основных средств и др.

Изменения учетной политики

Изменения, которые следует учесть при формировании налоговой учетной политики, внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (далее – Закон № 229-ФЗ). Рассмотрим их.

Основные средства, нематериальные активы

С 1 января 2011 года увеличена первоначальная стоимость амортизируемого имущества (объекты основных средств и нематериальных активов) до 40 000 руб. (ранее было 20 000 руб.).

При этом срок полезного использования остался прежним – более 12 месяцев (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Это положение применяется к имуществу, приобретенному с 1 января 2011 года. Данное нововведение надо отразить в разделе учетной политики, касающемся учета основных средств, подраздел «Критерии отнесения объектов в состав основных средств».

Нормирование процентов

Напомним, что в статье 269 Налогового кодекса РФ указаны два способа расчета предельной нормы процентов:
– исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ;
– исходя из средней ставки процентов по заемным обязательствам, взятым на сопоставимых условиях.

Для тех учреждений, которые определяют предельную величину процентов в зависимости от ставки рефинансирования, изменяется норматив процентов по кредитам и займам.

Положение действует со 2 сентября 2010 года, но применяется в отношении процентов, начисленных с 1 января 2010 года.

Лимит по рублевым кредитам, возникшим после 1 ноября 2009 года, равен ставке рефинансирования, увеличенной в 1,8 раза, а по валютным – 15 процентам годовых.

Это установлено на период с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно. На период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно лимит по рублевым кредитам, возникшим после 1 ноября 2009 года, равен ставке рефинансирования, также увеличенной в 1,8 раза. По валютным кредитам применяется коэффициент 0,8 к ставке рефинансирования. Это закреплено в пункте 1.1 статьи 269 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

По долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам по долговым обязательствам в иностранной валюте. Такой порядок применяется с 1 января по 30 июня 2010 года.

С 1 июля 2010 года к процентам по таким долгам применяется общий порядок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 269 Налогового кодекса РФ. Поэтому перед тем, как определиться со способом, рекомендуем учреждению заранее проанализировать последствия и выбрать наиболее выгодный вариант. Если, конечно, она имеет еще и сопоставимые займы.

Налог на прибыль

С нового года меняется порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль. В пункте 3 статьи 286 Налогового кодекса РФ увеличена предельная сумма доходов от реализации, при которой платятся ежеквартальные авансовые платежи. Так, учреждение сможет перейти на уплату квартальных авансовых платежей, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превышали в среднем 10 млн руб. (ранее было 3 млн руб.) за каждый квартал. В связи с этим учреждение должно установить в учетной политике порядок исчисления авансовых платежей.

Формы регистров налогового учета по НДФЛ

С 1 января 2011 года налоговые агенты обязаны разработать для себя формы регистров налогового учета и порядок отражения в них сведений о выплаченных физлицу доходах (новая редакция п. 1 ст. 230 Налогового кодекса РФ). Формы утверждаются приложением к учетной политике.

«Электронный» счет-фактура

Внесены изменения в порядок составления счетов-фактур.

Со 2 сентября 2010 года счет-фактура может быть составлен и выставлен не только на бумажном носителе, но и в электронном виде (п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ в новой редакции).

Для этого необходимо взаимное согласие сторон сделки и наличие совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

Образовательное учреждение добровольно принимает такое решение (Закон № 229-ФЗ).

Важно запомнить

Специальной инструкции по формированию учетной политики бюджетными учреждениями не существует. Поэтому при ее разработке необходимо пользоваться законом о бухучете и Налоговым кодексом РФ. Естественно, с поправкой на то, что бюджетные учреждения ведут бюджетный учет.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка