Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Контрагент применяет спецрежим. Как заключить госконтракт

24 марта 2011 23 просмотра

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Цена контракта может быть уменьшена

Контрагент применяет спецрежим. Как заключить госконтракт. В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее спецрежим (например, «упрощенку»), на чей счет следует отнести экономию (доход), связанную с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС? Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт. При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы налога ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что « при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость». Фактически в этом случае сумма НДС, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Если заказчик при заключении контракта будет менять условия такого контракта, предложенные лицом, с которым заключается контракт, то это может повлечь за собой привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Такой вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см., например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить участие в торгах фирм на спецрежиме

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами.

При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но когда участник должен заявить о работе на спецрежиме?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках. Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выравнять» предложения

Контрагент применяет спецрежим. Как заключить госконтракт. С одной стороны, действительно, сразу обращает на себя внимание тот факт, что фирма, которая работает на спецрежиме, находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается, так как организация применяет «упрощенку»)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что, исходя из общих правил, побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим. Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: специальные налоговые режимы направлены главным образом на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения. Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не оговорены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками. В частности, если участник работает на спецрежиме (например, на «упрощенке») и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно определить цену контракта без НДС

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика. Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение налога на добавленную стоимость – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможность ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих спецрежим.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка