Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Укрепление здоровья обучающихся

24 марта 2011 12 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Обязанность обеспечить условия для охраны здоровья детей

Статьей 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определено, что образовательное учреждение должно создавать условия, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В частности:
– учебная нагрузка, в том числе внеучебная, режим занятий обучающихся, воспитанников должны определяться уставом учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения;
– для детей, нуждающихся в длительном лечении, предусмотрена возможность организовывать оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться на дому или в лечебных учреждениях. Причем обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта РФ;
– педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя;
– расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного учреждения.

Кроме того, приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (данный нормативный акт действует с 27 февраля 2011 года). В чем они заключаются? Об этом далее.

Что влияет на здоровье обучающихся

Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников.

К числу таковых можно отнести:
– социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
– факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;
– фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;
– система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;
– особенности отношения обучающихся к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта «нездоровья».

Что обеспечит охрану здоровья

Рассматриваемые требования к образовательным учреждениям приведены по группам.

1. Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников.

3. Рациональная организация образовательного процесса.

4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении.

5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.

6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками.

7. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

Далее о группах подробнее.

Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Предусмотрено, что деятельность по вопросам здоровьесбережения (то есть отражение в основной образовательной программе учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся) должна быть системной.

Согласно требованиям, образовательное учреждение должно сотрудничать с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся.

Необходимо организовать преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных уровнях образования. А также комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся, воспитанников и непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни.

Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения. Что включает в себя данная группа требований?

Во-первых, состояние и содержание территории, здания и помещений, а также их оборудование должны соответствовать санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения.

Во-вторых, помещения образовательного учреждения должны быть оснащены необходимым оборудованием для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи (конечно же, в соответствии с требованиями санитарных правил).

В-третьих, учебные кабинеты, спортивные сооружения должны иметь соответствующее оборудование и инвентарь (также согласно требованиям санитарных правил). Кроме того, все помещения, которые предусмотрены для пребывания обучающихся, воспитанников должны быть обеспечены естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом.

В-четвертых, помещения для работы медицинского персонала также должны быть оборудованы для проведения профилактических осмотров и иных профилактических мероприятий. Кроме того, в учебных помещениях следует обеспечить наличие здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности.

Все оборудование должно соответствовать санитарным правилам.

В-пятых, в образовательном учреждении должны трудиться квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися (медицинские работники, логопеды, психологи).

И наконец, согласно данной группе требований следует обеспечить сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения.

Рациональная организация образовательного процесса. Для соблюдения данного требования образовательному учреждению следует обеспечить:
– включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
– реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной деятельности;
– наличие и реализацию проектов спортивно-оздоровительной направленности;
– соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса;
– использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;
– использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
– соблюдение норм двигательной активности при организации образовательного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил;
– соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил.

Кроме того, надо принимать во внимание индивидуальные особенности развития обучающихся при организации образовательного процесса. А также обеспечить благоприятные психологические условия образовательной среды (демократичность и благоприятный эмоционально-психологический климат).

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Образовательное учреждение должно организовать физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися всех групп здоровья. Следует проводить занятия по лечебной физкультуре в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра.

Во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, а также предотвращения развития познотонического утомления (то есть нарушений в перераспределении мышечного тонуса тела и конечностей) следует проводить соответствующий комплекс упражнений. На уроках, занятиях должны быть динамические паузы (физкультминутки), способствующие эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Также следует организовать:
– работу спортивных секций, кружков, клубов и создать условия соблюдения режима их работы в соответствии с требованиями санитарных правил;
– воспитательную, внеурочную (внеаудиторную) деятельность физкультурно-оздоровительного направления;
– физкультурные и спортивные мероприятия с обучающимися, воспитанниками по видам спорта и комплексные мероприятия (спартакиады, универсиады, олимпиады, соревнования, дни спорта, дни здоровья);
– участие обучающихся в физкультурных и спортивных мероприятиях.

Система просветительской и методической работы. Предусмотрено, что образовательное учреждение должно взаимодействовать с организациями физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности. А также с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики у них вредных привычек.

Кроме того, в библиотеке образовательного учреждения должна быть информация по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни. На сайте учреждения (иных информационных носителях) должны периодически обновляться данные о проблемах сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни.

Ну и, конечно же, следует сформировать и реализовывать план методических мероприятий, повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся здоровьесберегающих технологий.

Профилактика употребления психоактивных веществ. Федеральные требования предусматривают реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) обучающимися. А также:
– выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых в учреждении превентивных программ;
– наличие безопасной поддерживающей образовательной среды.

Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Предусмотрено, что следует быть в курсе и использовать рекомендованные и утвержденные методы профилактики заболеваний, не требующих постоянного врачебного наблюдения.

Кроме того, федеральные требования включают организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона.

В образовательном учреждении должна быть организована комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья.

К работе по сохранению и укреплению здоровья, просвещению родителей следует привлекать педагогических и медицинских работников.

Предусмотрено при организации работы по формированию безопасного образа жизни и просвещению в этом отношении родителей (законных представителей) привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов.

Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни предполагает:
1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;
2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся;
3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся;
5) проведение социологических исследований, согласно которым определяется, насколько обучающиеся, воспитанники, родители, педагогические работники согласны с системой работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об учреждении.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка