Журнал, справочная система и сервисы

Статотчетность налоговики требовать не вправе

24 июня 2005 2418 просмотров

В ходе камеральной проверки налога на прибыль инспекторы потребовали от фирмы представить статистическую отчетность. В качестве предлога в запросе указывалось: проверка формирования налоговой базы. В ответном письме фирма представить статистические данные отказалась. За это налоговики потребовали заплатить штраф. Когда оплаты не последовало, они обратились в суд.

Позиция налоговой инспекции

Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и иных документов (ст. 88 Налогового кодекса РФ). Так, подпункт 1 пункта 1 статьи 31 кодекса разрешает налоговикам требовать от фирмы документы по формам, установленным государственными органами.

Обязанность же фирм представить такие бумаги прописана в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. А ответственность - статьей 126. Это 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Позиция предприятия

Действительно, статьи 88 и 31 Налогового кодекса РФ предписывают фирмам представить документацию для проверки. Но в этих статьях речь идет лишь о тех бумагах, которые служат основаниями для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, есть обязанность передать инспекторам еще и другие документы и пояснения, но они также должны разъяснять правильность расчета и своевременность уплаты налогов.

Что же касается запрошенных инспекторами сведений, то они при расчете налога на прибыль не используются, а предназначены для статистического наблюдения.

Решение дела арбитражным судом

На основе данных статистической отчетности налог на прибыль не рассчитывается. При этом формы статотчетности не относятся ни к первичным документам, ни к бухгалтерской или налоговой документации. Потому судьи поддержали позицию фирмы, а претензии налоговиков сочли незаконными.

Позиция суда отражена в постановлении
ФАС Северо-Западного округа
от 26 апреля 2005 г. по делу № А42-8112/04-29.

Комментарий редакции

В пункте 6 Положения о порядке представления статистической информации... (утверждено постановлением Госкомстата России от 15 июля 2002 г. № 154) говорится, что статистические формы отчетности утверждает Госкомстат России. Куда должна сдаваться статотчетность, сказано в пункте 9 этого документа: в государственные органы, занимающиеся статистическими наблюдениями. А такая деятельность к компетенции налоговых органов ни Налоговым кодексом РФ, ни Положением о федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506) не отнесена. Поэтому требования инспекторов представить им статистические формы необоснованны.

Здесь же хотелось бы сказать несколько слов еще об одной проблеме, связанной со статистикой. Пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предписывает организациям сдавать в органы статистики только годовые бухгалтерские формы. По закону выходит, что представлять в статуправление промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал, полугодие и 9 месяцев) предприятия не должны.

Тем не менее в пункте 2 этой же статьи речь идет о том, что организации обязаны сдавать и квартальную отчетность. Поэтому на практике некоторые региональные статистические управления требуют сдавать бухгалтерские отчетные формы поквартально. Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились в отдел бухгалтерского учета Госкомстата России.

Там согласились, что проблема существует. Причина, по мнению чиновников, в неоднозначных формулировках Закона о бух-учете. При этом, как удалось выяснить в устной беседе, в Госкомстате считают, что сдавать в "статистику" бухгалтерскую отчетность действительно нужно только по итогам года. Однако дать этому однозначное подтверждение в Госкомстате пока отказываются. Поэтому, чтобы окончательно поставить точку в этом вопросе, "Главбух" подготовил официальный запрос в Госкомстат России. О том, что ответят чиновники, мы обязательно проинформируем наших читателей.

И еще об одном затруднении. Налоговики, принимая у бухгалтеров отчетность, иногда требуют, чтобы на бланке бухгалтерского баланса была отметка органа статистики.

Однако здесь мы утверждаем уже с полной уверенностью: такие требования чиновников незаконны, а потому можно смело настаивать, чтобы отчетность была принята и без штампа статуправления. В качестве аргумента вы можете сослаться на письмо Минфина России от 18 февраля 2004 г. № 16-00-10/3. Там минфиновцы признали, что подобные требования налоговиков не соответствуют законодательству.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 8 декабря 2016 18:00 Форма трудового договора – 2017
Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка