Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Порядок смены типа учреждения с бюджетного на автономное

26 апреля 2011 341 просмотр

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Нормативные документы

Основной документ, регламентирующий деятельность автономных учреждений, – это Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Автономное учреждение может быть создано путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 174-ФЗ). Кроме Закона № 174-ФЗ порядок смены типа учреждения с бюджетного на автономное регулируется следующими нормативными актами:
– Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
– постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;
– приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 261 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;
– постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений»;
– иными актами органов власти субъектов РФ и местной администрации муниципального образования.

Порядок смены статуса

Для смены типа учреждения необходимо выполнение двух условий:
– инициатива либо согласие самого учреждения;
– отсутствие нарушений таким решением конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Об этом сказано в части 4 статьи 5 Закона № 174-ФЗ.

Однако даже при выполнении этих условий не все учреждения смогут изменить свой статус. Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению (ч. 5 ст. 5 Закона № 174-ФЗ).

Например, в городе Новосибирске к муниципальным образовательным учреждениям, тип которых не может быть изменен, отнесены детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения, кадетские школы-интернаты и гимназии-интернаты (постановление мэра города Новосибирска от 7 декабря 2007 г. № 951).

Основные этапы

В соответствии с вышеуказанными документами порядок смены типа учреждения с бюджетного на автономное должна проходить в определенном порядке. Этот процесс можно разделить на три этапа:
1-й этап – подготовительный, который включает в себя инициацию вопроса о возможности создания автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения и подготовку необходимого пакета документов;
2-й этап – подготовка постановления соответствующего органа власти о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения, который включает в себя процесс подготовки, анализа и согласования формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа государственного (муниципального) учреждения и непосредственно подготовку постановления;
3-й этап – перевод образовательного учреждения в автономное, который включает в себя действия по изменению учредительных и иных документов учреждения и начало функционирования автономного учреждения.

Примерный перечень мероприятий по переходу образовательного учреждения в форму автономного размещен на сайте  в разделе «Методические материалы», а также в электронной версии статьи, размещенной на сайте журнала «Учет в сфере образования» ().

Предложение о создании автономного учреждения

Данное предложение подготавливается исполнительным органом госвласти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится учреждение. Предложение должно быть согласовано с исполнительным органом госвласти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом.

Форма предложения утверждена постановлением № 325, а порядок ее заполнения – приказом № 261. Их можно найти в электронной версии статьи, размещенной на сайте журнала ().

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона № 174-ФЗ предложение должно содержать:
1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг;
2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа;
3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения;
4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения;
5) иные сведения.

Для подготовки предложения исходя из положений приказа № 261 бюджетное учреждение направляет главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого оно находится, следующие документы:
1) решение о согласии (инициативе) учреждения на переход в автономное учреждение в форме протокола (выписки из протокола) собрания, предусмотренного уставом учреждения высшего коллегиального органа с положительными результатами рассмотрения вопроса об изменении типа учреждения;
2) обоснование целесообразности изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения с учетом возможных социально-экономических последствий создания автономного учреждения;
3) описание основных целей и направлений деятельности создаваемого автономного учреждения;
4) баланс за предшествующие три года;
5) объем бюджетных и внебюджетных средств по основным видам деятельности, а также по другим видам деятельности за предшествующие три года;
6) сведения о задолженности существующего государственного (муниципального) учреждения на основании данных его бухгалтерской отчетности за три года, предшествующие подаче предложения о создании автономного учреждения;
7) сведения об имуществе (основных средствах), находящемся в оперативном управлении бюджетного учреждения, предоставленные на основании положительного аудиторского заключения (в соответствии с перечнем, приведенным в постановлении № 325), а именно:
– перечень имущества с указанием стоимости. Он утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. К форме прикладывается копия свидетельства о внесении имущества в реестр федерального имущества;
– общая балансовая стоимость нефинансовых активов (на последнюю отчетную дату);
– общая балансовая стоимость финансовых активов (на последнюю отчетную дату);
8) перечень основных видов деятельности (в соответствии с уставом);
9) характеристику потребителей услуг, в том числе на платной основе, за предшествующие три года;
10) сведения о работниках государственного (муниципального) учреждения и об уровне оплаты их труда на основании штатного расписания, статистической и бухгалтерской отчетности существующего государственного (муниципального) учреждения;
11) результаты исследования оценки доступности услуг, которые будут предоставляться автономным учреждением в результате преобразования, и ожидаемое качество выполняемых работ (оказываемых услуг);
12) трехлетний финансовый план учреждения;
13) обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);
14) план развития учреждения не менее чем на ближайшие три года.

Для муниципальных учреждений порядок может быть скорректирован в соответствии с действующими постановлениями глав администраций муниципальных образований.

Решение о создании автономного учреждения

На основании предложения уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение о создании автономного учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения принимается (ст. 5 Закона № 174-ФЗ):
– федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, в отношении учреждения, находящегося в ведении этого органа или федеральных служб и агентств, подведомственных этому органу;
– федеральным органом государственной власти (государственным органом), руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федерального бюджетного учреждения, находящегося в его ведении.

Согласно пункту 18 постановления № 539, решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального автономного учреждения должно содержать:
1) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;
2) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;
3) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;
4) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
5) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538.

Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен. Правительством РФ могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения.

Принятие решения о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местную администрацию муниципального образования. В этом случае в соответствии с частями 9 и 9.1 статьи 5 Закона № 174-ФЗ решение о создании автономного учреждения путем изменения его типа должно содержать:
1) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;
2) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения;
3) сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по его созданию (для преобразуемого учреждения, находящегося в ведении субъекта РФ или муниципального учреждения).

Внесение изменений в устав и вопросы лицензирования

После издания нормативного акта соответствующего органа власти о переходе образовательного учреждения в автономное преобразованному учреждению понадобится:
– разработать, принять и зарегистрировать новую редакцию устава;
– выбрать представителей трудового коллектива в состав наблюдательного совета;
– подготовить предложение учредителю по персональному составу наблюдательного совета;
– переоформить иные правоустанавливающие документы;
– провести реструктуризацию финансово-хозяйственной деятельности;
– обучить и переподготовить персонал.

Согласно статье 8 Закона № 174-ФЗ, органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.).

В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса РФ (ч. 13 ст. 5 Закона № 174-ФЗ). Согласно им, учреждение в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об изменении его типа должно в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. На основании данного уведомления в Единый государственный реестр юридических лиц делается запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице.

После внесения записи в ЕГРЮЛ учреждение дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» уведомление о смене своего статуса. В уведомлении указываются описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований и иные сведения.

В соответствии с приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети интернет на сайте ФНС России. Внесенные в устав изменения подлежат государственной регистрации. Это происходит после утверждения решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. В соответствии с постановлением № 539 Устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Подробнее о внесении изменений в устав образовательного учреждения в связи с приобретением им статуса автономного читайте в журнале «Учет в сфере образования» .

Поскольку изменение типа учреждения не является его реорганизацией, лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, менять не придется (ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, ч. 14 ст. 5 Закона № 174-ФЗ).

Время, необходимое на выполнение всех установленных процедур до полноценного функционирования учреждения в новом статусе является своеобразным «переходным» периодом. В 2011 году этот период накладывается на «переходный» период, установленный с 1 января 2011 года и до 1 июля 2012 года Законом № 83-ФЗ, по срокам вступления в силу его отдельных положений.

Важно запомнить

Изменить тип бюджетного учреждения на автономное можно по инициативе или с согласия образовательного учреждения. Органы власти субъектов РФ и муниципалитеты могут устанавливать перечень учреждений, которые не вправе изменить свой статус.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

УНП 7 декабря 2016 09:00 График отпусков на 2017 год
Кдело 6 декабря 2016 15:00 Тарифная оплата труда

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка