Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расходы на коммунальные услуги

23 июня 2011 215 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Общие правила учета расходов

По общему правилу коммунальные услуги в бюджетном учете отражаются по дебету счета 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги» с последующим списанием сумм за счет источников финансирования при закрытии финансового года. Кроме того, из отдельных норм Инструкции по бюджетному учету следует, что операции по учету коммунальных услуг могут учитываться на следующих счетах:

  • 302 06 000 «Расчеты по оплате коммунальных услуг»;
  • 206 23 000 «Расчеты по выданным авансам за коммунальные услуги»;
  • 208 23 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате коммунальных услуг»;
  • 304 04 223 «Внутриведомственные расчеты по коммунальным платежам».

Обратите внимание: в новых бюджетных учреждениях (в том числе и в образовательных учреждениях) коммунальные услуги могут приобретаться как для обеспечения основного образовательного процесса, который финансируется за счет средств субсидий на выполнение государственного или муниципального задания (стоимость услуг относится в дебет счета 4 401 20 223), так и для обеспечения деятельности по оказанию платных образовательных услуг или иного вида приносящей доход деятельности (данные услуги списываются в дебет соответствующего счета, открытого к счету 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»).

Перечень затрат, подлежащих оплате, определен

Подробный перечень коммунальных расходов приведен в Указаниях по применению бюджетной классификации РФ (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 190н). В соответствии с этим документом на подстатью 223 «Коммунальные услуги» (в частности, счет бюджетного учета 4 401 20 223) относятся расходы на приобретение коммунальных услуг.

При этом Указания выделяют несколько групп расходов, учитываемых по данному коду КОСГУ:

  • оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии;
  • другие расходы по оплате коммунальных услуг;
  • приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации выдано заключение о признании воды, не соответствующей санитарным нормам.

Обеспечение питьевой водой работников образует налоговй доход в натуральной форме, то есть в таком случае с работников надо удержать НДФЛ. Но только, если возможно определить, сколько воды выпил тот или иной работник. В противном случае объекта по НДФЛ не возникает (письмо Минфина России от 13 мая 2011 г. № 03-04-06/6-107).

Приведенная группировка, по нашему мнению, основана на различиях в периодичности осуществления отдельных групп расходов с учетом особенностей законодательного регулирования отдельных видов услуг.

К расходам первой группы относится оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии.

При этом Указания выделяют в отдельные группы расходов оплату по тарифам за коммунальные услуги и оплату услуг канализации, ассенизации, водоотведения, включая оплату по повышенному тарифу в случае, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно допустимые значения соответствующих показателей или в связи с превышением установленного объема сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс).

Из перечисленных видов коммунальных услуг имеются такие, которые могут быть только приобретены у сторонних организаций, но некоторые – водоснабжение и канализация, отопление и горячее водоснабжение могут вырабатываться в самом бюджетном учреждении – в том случае, когда на балансе учреждения находятся насосные станции, очистные сооружения, котельные.

Хотя для образовательных учреждений существование большого числа подразделений, специализирующихся на оказании коммунальных услуг, не характерно.

Тем не менее в сельской местности, например, могут быть собственные котельные.

Учитываем расходы на коммунальные услуги

Если коммунальные услуги приобретаются на стороне (что зачастую чаще всего и бывает), то отражение в бюджетном учете операций по их приобретению и оплате производится по обычной схеме. А именно по дебету счета 4 401 20 223 учитывается стоимость потребленных коммунальных услуг – электроэнергии, теплоэнергии, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения, канализации, ассенизации. Указанные записи оформляются в корреспонденции со счетами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (302 23 730).

Бухгалтерские записи по оплате коммунальных услуг, потребленных в рамках основной деятельности, могут быть оформлены так:

В принципе возможна схема, при которой счет 206 23 000 не используется, – сначала в учете отражается стоимость фактически потребленных услуг, потом производятся расчеты. Однако на практике договоры поставки коммунальных услуг, как правило, предусматривают их предварительную оплату.

Счет 208 23 000 (предполагающий ведение расчетов наличными денежными средствами через подотчетных лиц) при оплате перечисленных выше групп расходов используется крайне редко, что обусловлено долговременностью заключаемых договоров и необходимостью минимизации ошибок при сочетании разных видов оплаты.

Организуем раздельный учет по видам деятельности

В тех случаях, когда коммунальные услуги используются в рамках предпринимательской деятельности (в частности, оказание платных образовательных услуг), их стоимость может не относиться на счет 2 401 01 223, а списываться на себестоимость продукции (услуг) непосредственно в корреспонденции со счетами учета расчетов.

В условиях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ (обязывает все хозяйствующие субъекты установить счетчики потребления на все виды коммунальных услуг) распределение расходов между видами деятельности может быть существенно облегчено. Так как оплата услуг за счет различных источников производится именно на основании данных приборов учета.

С 1 января 2011 года во всех бюджетных учреждениях должны быть установлены счетчики. За реализацию данной нормы отвечают государственные и муниципальные власти. Поэтому руководствоваться необходимо также региональными и местными программами энергосбережения. Источники финансирования таких мероприятий устанавливают распорядители бюджетных средств.

Однако в образовательных учреждениях весьма возможны ситуации, когда нереально использование подобной схемы. Таким случаем, например, является оказание платных образовательных услуг в тех же помещениях, где будут оказываться услуги по государственному заданию, но в другое время. В подобных ситуациях необходимо установление иной схемы распределения расходов с закреплением ее в учетной политике учреждения. При этом за базу для расчета целесообразно принимать те показатели, которые используются для расчета объемов потребления. Например, для расходов на отопление такой базой может стать площадь помещений, используемых для оказания платных услуг. Если услуги оказываются в тех помещениях, где ведется основная деятельность учреждения, представляется обоснованным введение поправочного коэффициента, учитывающего продолжительность времени оказания платных услуг с учетом времени, когда помещение не используется. Разберем ситуацию на примере.

Пример.

Помещение используется для основной деятельности в среднем в течение 8 часов в сутки, для приносящей доход деятельности – 2 часа. В этом случае, по нашему мнению, правильным будет следующий расчет.

В течение рабочего дня помещение используется для оказания платных услуг 20 процентов времени (2 : (2+8) х 100%).

Кроме того, помещение отапливается и в течение тех 14 часов, когда занятия в нем не ведутся (или оно не используется иным образом). Это время также должно быть распределено в указанной пропорции.

Далее определяется удельный вес площади данного помещения в общей полезной площади (используемой для ведения всех видов деятельности).

Полученные значения перемножаются и умножаются на общую сумму расходов на отопление. В результате находим сумму затрат, относимую на увеличение себестоимости услуг и уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Прочие расходы оплачиваются за счет иных источников.

На практике при расчете весьма рациональной может оказаться схема, когда за основу принимаются учебные планы – на месяц или на учебный год.

Полученный подобным образом коэффициент распределения корректируется в зависимости от площади (для распределения расходов на тепловую и электрическую энергию) или количества учащихся (при распределении стоимости услуг водоснабжения и канализации).

В такой же пропорции могут распределяться непроизводительные расходы, включаемые в тарифы отдельной строкой, и расходы на общие нужды учреждения.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка