Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закон «Об образовании»: планируются изменения

25 августа 2011 7 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Надбавки специалистам среднего профобразования

Один из первых законопроектов, на котором хочется остановиться, предусматривает внесение изменений в статью 54 Закона РФ «Об образовании» (проект федерального закона № 550508-5 «О внесении изменений в статью 54 Закона РФ "Об образовании"»). Она посвящена оплате труда работников образовательных учреждений. Суть предлагаемых поправок состоит в установлении надбавки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования за наличие ученой степени. Для этого предлагается внести в упомянутую статью Закона РФ «Об образовании» новый пункт, включающий два принципиальных положения.

1. Педагогическому работнику федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования (в том числе руководящему работнику, деятельность которого связана с образовательным процессом) устанавливается надбавка к ставкам заработной платы и должностным окладам за наличие ученой степени в размерах:

  • 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;
  • 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

2. Педагогическому работнику (в том числе руководящему, деятельность которого связана с образовательным процессом) государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования, находящегося в ведении субъектов РФ, или муниципального образовательного учреждения среднего профобразования надбавки за ученую степень кандидата наук или доктора наук устанавливаются по решению и в размерах, определяемых органом государственной власти субъекта РФ.

Следует отметить, что вносимые правки в случае их одобрения в определенной степени повысят статус преподавателей системы среднего профессионального образования до уровня их вузовских коллег.

Ноутбуки для педагогов

Еще один интересный законопроект – проект федерального закона № 513630-5 «О внесении изменения в статью 55 Закона РФ "Об образовании"». Законопроектом предусмотрено внесение изменения в статью 55 Закона РФ «Об образовании», определяющую права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки. Данную статью предлагается дополнить новым пунктом 13, согласно которому с целью содействия доступа к интернету педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам) государственных и муниципальных образовательных учреждений предоставляется в безвозмездное пользование на период работы в соответствующей должности персональный компьютер (ноутбук). А также компенсируется стоимость ежемесячной абонентской платы или ее части за работу в интернете по минимальному тарифу, но не более 250 руб. в месяц.

При этом предложение парламентариев должно охватить три категории педагогических работников, осуществляющих преподавательскую деятельность в учебном заведении:

  • по реализации основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
  • по реализации основных образовательных программ основного общего образования;
  • по реализации основных образовательных программ начального общего образования.

По мнению авторов законопроекта, доступность к интернету сегодня для педагога должна быть обязательным условием его успешной профессиональной деятельности, роста его профессионального мастерства. Так как это для педагога является не просто возможностью повысить свою квалификацию, быстро получить информацию, а профессиональной обязанностью.

Законопроектом предполагается поэтапное обеспечение педагогов ноутбуками: с 2012 года – педагогических работников, ведущих свою деятельность в 5-11 классах, с 2013 года – педагогов, обучающих в 1-4 классах. Однако ввиду затратности подобных инициатив можно предположить, что законопроект при всей его прогрессивности и привлекательности может получить отрицательное заключение Правительства РФ.

Территориальная доступность образовательных учреждений

Иначе может сложиться судьба законопроекта, подготовленного группой депутатов Государственной думы в части обеспечения территориальной доступности муниципальных образовательных учреждений.

Проект федерального закона № 558025-5 «О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании"».

Как отмечают разработчики, законопроект направлен на обеспечение территориальной доступности дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Авторы констатируют, что граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее соответствующие образовательные программы, независимо в том числе и от места жительства. Вместе с тем при получении дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 16 Закона РФ «Об образовании» правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

При этом органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, не наделены полномочиями по определению территории, которая закрепляется за образовательным учреждением в целях обеспечения его территориальной доступности для граждан.

С учетом данного обстоятельства законопроект предлагает уточнить понятие «определенная территория» и установить полномочие органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования по закреплению территорий муниципального района (городского округа) за муниципальными образовательными учреждениями.

Кроме того, законопроект предлагает закрепить положение о том, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять учет детей, подлежащих обучению по общеобразовательным программам не только начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, но и дошкольного образования.

Следует отметить, что рассмотренный законопроект получил в целом положительную оценку со стороны Правительства РФ.

Вместе с тем, по мнению Правительства РФ, используемое в законопроекте понятие «территориальная доступность» требует уточнения, поскольку в нормативных правовых актах РФ указанное понятие не определено.

Кроме того, Правительство РФ указывает, что реализация органами местного самоуправления предлагаемого законопроектом полномочия по учету детей, подлежащих обучению по программам дошкольного образования, повлечет за собой расходы из местных бюджетов. В связи с этим в законопроекте необходимо определить источники и порядок исполнения расходных обязательств органов местного самоуправления.

Порядок разработки госстандартов образования

Еще одним законопроектом, разработанным парламентариями, предлагается новая редакция пункта 6 статьи 7 Закона РФ «Об образовании», в соответствии с которой:

  • разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, установленных Законом РФ «Об образовании»;
  • перечень предметов обязательной части основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, включенного в вышеназванный перечень, устанавливаются федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Проект федерального закона № 514865-5 «О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "Об образовании"».

Как отмечают разработчики, законопроект направлен на совершенствование законодательного регулирования в части федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время Минобрнауки России утвержден только федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и ведется разработка федерального образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.

Анализ проектов этих стандартов вызывает профессиональную озабоченность и несогласие у значительной части педагогического сообщества. В первую очередь это касается перечня предметов и количества часов на их изучение в обязательной части основной общеобразовательной программы.

По мнению разработчиков, концепция законопроекта направлена на участие широкой общественности в лице Госдумы и Совета Федерации в установлении основополагающих положений федерального государственного образовательного стандарта: перечня предметов и количества часов, отводимых на их изучение.

Сохраняя положение Закона РФ «Об образовании» о том, что разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, законопроект предусматривает исключения из этого положения. В частности, предусмотрено, что перечень предметов обязательной части основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета, устанавливаются федеральным законом по представлению Правительства РФ.

Вступительное испытание по русскому языку

Еще один законопроект, которому, по мнению автора, уготована нелегкая судьба, – это внесенный группой депутатов Госдумы РФ проект федерального закона № 548088-5 «О внесении изменений в пункт 3 статьи 16 Закона РФ "Об образовании" и пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"».

Суть законопроекта состоит в том, что он предлагает установить требование для всех поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования сдавать государственный экзамен по русскому языку (устно и письменно) как обязательное дополнительное вступительное испытание. Это позволит обеспечить более качественный отбор среди кандидатов на поступление в российские образовательные учреждения.

Свою позицию авторы мотивируют, в частности, следующим.

Закон «Об образовании» закрепил единый государственный экзамен. На самом деле он не является в полном смысле этого слова единым, а допускает и иные формы вступительных испытаний при приеме в образовательные учреждения.

Так, для иностранных граждан предусмотрена возможность поступления в образовательные учреждения по результатам вступительных испытаний без сдачи единого государственного экзамена.

Введение обязательного дополнительного вступительного испытания в виде сдачи государственного экзамена по русскому языку (устно и письменно) для всех поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования не является неким новшеством, нарушающим установленный порядок приема учащихся, а лишь дополняет его.

Авторы законопроекта поднимают очень серьезный вопрос, и, очевидно, что процесс обсуждения новых норм не будет легким и займет много времени.

Важно запомнить

В целом планируемые изменения имеют положительный характер. Они направлены на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, устраняют некоторые пробелы и технические ошибки, а также повышают эффективность образовательного процесса.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка