Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

ПФР предупреждает вас о частых ошибках в СЗВ‑М

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Организация внутреннего контроля

25 октября 2011 83 просмотра

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Система контроля – с чего начать

Одним из важных условий обеспечения эффективности использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения является повышение действенности и результативности финансового и хозяйственного контроля.

Организация внутреннего контроля в учреждении включает:

  • нормативно-правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц;
  • субъекты, то есть должностных лиц, осуществляющих контроль;
  • объекты контрольной деятельности;
  • виды, формы и методы внутреннего финансового и хозяйственного контроля;
  • целенаправленное руководство внутренним финансовым и хозяйственным контролем и планирование деятельности.

При организации внутреннего контроля в учреждении следует руководствоваться нормами:

Также надо обратить внимание на отраслевые и ведомственные инструкции и проанализировать сложившуюся практику.

Определение задач

К основным задачам внутреннего контроля относятся:

  • контроль (проверка) за соблюдением в учреждении федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правовых актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • законность совершения кассовых операций в учреждении;
  • организация учета и обеспечение сохранности имущества в учреждении;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям работников;
  • выявление внутрихозяйственных резервов и принятие мер к использованию их в интересах обеспечения деятельности учреждения;
  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в учете;
  • точность и полнота документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений в учете;
  • изучение причин недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, принятие действенных мер к их устранению, предупреждению и своевременному возмещению причиненного ответственными лицами материального ущерба;
  • изучение опыта практического применения в учреждении действующих положений, инструкций и иных правовых актов, определяющих нормы и порядок финансового и материального обеспечения, в целях их совершенствования.

Порядок работы должен быть оформлен документально

Организация внутреннего контроля, руководство контрольно-ревизионной работой и ответственность за ее состояние определяются в Положении о внутреннем контроле в учреждении.

В этот документ можно включить следующие разделы.

-  цели, задачи и принципы внутреннего контроля. В данном разделе следует указать нормативные документы, применяемые в рамках указанных мероприятий, а также соответственно их цели и задачи.

-  порядок организации внутреннего контроля. То есть указать объекты контроля, график проведения мероприятий, порядок их оформления.

-  права и обязанности контролирующих и контролируемых лиц. В этом разделе необходимо определить состав комиссии по осуществлению внутреннего контроля, разграничение полномочий и т. п.

-  ответственность сторон по соблюдению Положения о внутреннем контроле.

-  оценка состояния эффективности системы внутреннего контроля в учреждении. Оценка осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

Можно включить и иные необходимые разделы (данный перечень не исчерпывающий).

Должностные лица, на которые возложена работа по организации внутреннего финансового контроля в учреждении, должны рассматривать материалы ревизий и проверок внешних контролирующих органов и принимать меры к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, повышению качества и эффективности контроля.

Комиссии необходимо рассматривать результаты финансово-хозяйственной деятельности учреждения, разрабатывать предложения по ее улучшению. Также следует принимать необходимые меры к укреплению кассовой, плановой, договорной и штатной дисциплины, соблюдению законности, предупреждению и пресечению бесхозяйственности, халатности, расточительства и злоупотреблений в расходовании денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание необходимо уделять проверке организации закупок для государственных (муниципальных) нужд в учреждении.

Проверка финансовой деятельности

Отметим и такой немаловажный момент. Мероприятия, проводимые в рамках внутреннего финансового контроля, должны быть взаимозависимыми и последовательными.

Вначале должна быть проведена проверка:

  • финансово-плановых документов (составление смет, штатных расписаний, тарификаций и т. п.);
  • порядка начисления заработной платы, назначений пенсий и пособий (наличие положений об оплате труда, приказов о приеме, переводе и увольнении сотрудников, приказов о создании комиссии по ФСС и т. п.);
  • других локальных документов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

А позднее, после совершения финансово-хозяйственных операций, производят последующий финансовый контроль документации. Например, проверяют кассовые операции, достоверность операций, совершенных по бюджетным и внебюджетным лицевым счетам, расчеты с подотчетными лицами, поставщиками и покупателями, полноту оприходования материальных запасов, готовой продукции, правильность принятия к учету и выбытия основных средств, проведение ремонтных работ и т. п.

Не стоит забывать и о документах

В целях упорядочения процесса составления документов и отражения в них данных можно посоветовать:

  • создать график документооборота учреждения (возможно, как приложения к учетной политике);
  • последовательно нумеровать первичные документы каждого вида в течение отчетного периода (это нужно также для обеспечения поиска документов при необходимости и выявления отсутствующих документов);
  • гасить первичные и оправдательные документы в установленных случаях (это необходимо во избежание повторного их использования);
  • брошюровать документы в папки по окончании отчетного периода;
  • организовать архив;
  • сдавать папки с документами в архив по истечении сроков оперативного хранения документов, установленных графиком документооборота организации;
  • своевременно составлять первичные документы.

На своевременность составления первичных документов указано и в пункте 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

В соответствии с предъявляемыми требованиями первичные документы в учреждении должны:

  • оформляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу после их окончания, иначе возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться не отраженной в учете;
  • содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете;
  • соответствовать типовым унифицированным формам, если таковые установлены;
  • соответствовать формам документов, утвержденным законодательно и учетной политикой организации (в случае, когда формы документов установлены учетной политикой учреждения);
  • кроме того, бухгалтерские справки, содержащие обоснование исправлений в случаях, когда в бухгалтерский учет вносятся исправления, специальные расчеты, должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

Составляем отчет о проделанной работе

По результатам проведенного мероприятия составляется соответствующий акт. В нем следует отразить:

  • программу проверки, утвержденную приказом руководителя учреждения;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, способы, применяемые при проведении проверки;
  • анализ соблюдения законодательных и нормативных актов РФ;
  • выводы о результатах проведения мероприятий внутреннего контроля;
  • размеры причиненного материального ущерба, другие последствия допущенных нарушений, а также виновных должностных лиц;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок в дальнейшей работе.

При включении в акт выявленных недостатков, нарушений и злоупотреблений необходимо указать на то, какие нормативные акты нарушены, и на подлинные документы, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей. Например, если в приходном кассовом ордере (при получении суммы из банка в кассу) указана сумма, не соответствующая сумме по банковской выписке, то в акте следует указать номер, дату, сумму ПКО, номер листа кассовой книги, дату выписки банка, сумму, списанную с лицевого счета.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Только на основании полной и достоверной информации руководитель может принять адекватные меры.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка