Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В поле 107 платежки по НДФЛ не тот период

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Определены основные принципы установления оплаты труда

27 февраля 2012 6 просмотров

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Единый подход к оплате труда

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год. Они разработаны в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ, регламентирующей общие правила установления заработной платы.

Хотя рекомендации адресованы в первую очередь Правительству РФ, органам госвласти российских регионов, а также органам местного самоуправления (раздел I Рекомендаций), знать о них учреждениям все-таки следует, создавая собственные локальные нормативные акты, регулирующие оплату труда работников учреждений.

Принципы установления оплаты труда

Структурно Рекомендации состоят из 38 пунктов, разделенных на 11 разделов. Так, разделом II сформулированы принципы формирования федеральной, региональной и муниципальной систем оплаты труда. К числу таковых отнесены:

  • недопущение снижения или ухудшения размеров и условий оплаты труда работников по сравнению с размерами и условиями, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (субъектов РФ) и органов местного самоуправления;
  • обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимального размера;
  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров тарифных ставок, окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
  • обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Нормы и условия оплаты труда

Раздел III Рекомендаций содержит перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых законодательством. Установлено, что обязательными для применения на территории РФ являются:

  • минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, порядок установления размера минимальной зарплаты в субъекте РФ;
  • включение в трудовой договор с работником или дополнительное соглашение к нему условий оплаты труда (фиксированного размера тарифной ставки или оклада), а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера;
  • размеры районных коэффициентов и порядок их применения, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством РФ;
  • размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным указанными справочниками).

Система оплаты труда

Раздел IV Рекомендаций касается систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В частности, установление и изменение оплаты труда должно осуществляться с учетом:

  • создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
  • достигнутого уровня оплаты труда;
  • обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
  • мнения соответствующих профсоюзов.

Рекомендации более подробно рассматривают вопросы, связанные с системами оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, в разделе V, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений – в разделе VIII.

Зарплата руководителей

Отдельный раздел Рекомендаций касается систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров. Оговорено, что заработная плата данных лиц состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом руководителям федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждений должностной оклад, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются учредителем данного учреждения.

Должностной оклад руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения устанавливается в размере, не превышающем пятикратного размера средней заработной платы работников, включенных в перечни должностей и профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по видам экономической деятельности.

Государственные органы, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и казенные учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Однако размеры таких выплат следует определять с учетом соблюдения принципа оптимального соотношения уровня средней заработной платы руководителей и работников учреждений.

Отраслевые особенности оплаты труда педагогов

Разделом IX Рекомендаций предусмотрены особенности оплаты труда педагогических работников. При формировании систем оплаты труда педагогов органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений должны, в частности, учитывать ряд нюансов.

Одним из обязательных условий трудового договора, заключаемого с педагогическим работником, являются условия оплаты его труда, в том числе размер его должностного оклада или ставки заработной платы. Под размером оклада (ставки) понимается фиксированный размер оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Рекомендации особо указывают, что фиксированные размеры оплаты труда педагогических работников не могут устанавливаться в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в классе (группе), сложности и значимости преподаваемого учебного предмета (дисциплины), стоимости бюджетной образовательной услуги (ученико/часа, дето/часа).

Также фиксированный размер оплаты труда педагогов не может включать в себя выплаты, связанные с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и с другими видами дополнительной работы.

Фиксированный размер оплаты также не может включать в себя выплаты за преподавательскую (педагогическую) работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку заработной платы.

Важно запомнить

Фиксированный размер оплаты труда педагогов не может зависеть от количества обучающихся, сложности и значимости учебного предмета, стоимости бюджетной образовательной услуги, а также включать в себя выплаты за преподавательскую работу, фактический объем которой превышает нормы часов, установленные за ставку зарплаты.

Вот какие определены принципы установления оплаты труда.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка