Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Утвержден новый стандарт для средней школы

27 июля 2012 4 просмотра

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Назначение стандарта

Новшества должны обеспечить реализацию бесплатного среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, которая предусматривает изучение обязательных предметов, входящих в учебный план, а также внеурочную деятельность.

Стандарт для средней школы представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программы учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию. Требования установлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников на ступени среднего (полного) общего образования (включая нужды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов), а также принимая во внимание значимость указанной ступени для продолжения обучения в учебных заведениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

На основе стандарта будут разработаны:

  • примерные основные программы среднего (полного) общего образования;
  • программы учебных предметов, курсы, списки литературы, контрольно-измерительные материалы;
  • этапы организации образовательного процесса в учебных заведениях, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности учебных заведений, реализующих основную образовательную программу;
  • государственное (муниципальное) задание для учреждения.

Обратите внимание: новый стандарт добровольно можно применять уже с 1 сентября 2013 года. Однако повсеместно он будет введен лишь с 1 сентября 2020 года.

Требования к освоению программы

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения школьниками основной образовательной программы. Указаны следующие результаты:

  • личностные;
  • метапредметные;
  • предметные.

Эти результаты устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. Они должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

По сути, в учебных заведениях вводится двухуровневая система изучения предметов – их можно изучать базово или углубленно. При этом три-четыре профильные дисциплины осваиваются углубленно (это не касается универсального профиля). Вместе с тем ученик может выбрать и другие дополнительные предметы. Например, такие как «Астрономия», «Психология», «Дизайн» и т. п. (в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения).

Нюансы итоговой аттестации

Освоение учениками основной образовательной программы должно завершаться обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по всем изучавшимся учебным предметам.

Государственная аттестация для тех, кто освоил основную образовательную программу, проводится в форме единого госэкзамена по окончании 11-го класса в обязательном порядке по следующим учебным предметам: русский язык и литература; математика – алгебра и начала анализа, геометрия; иностранный язык.

Причем обучающийся может самостоятельно выбрать уровень – базовый или углубленный, в соответствии с которым будет проводиться итоговая аттестация. Допускается прохождение учениками государственной (итоговой) аттестации по завершении изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10-го класса.

Введена новая форма обучения

Стандарт вводит особую форму организации деятельности школьников – индивидуальный проект, который представляет собой учебное исследование или учебный проект. Индивидуальный проект выполняется учеником самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности. Например, познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой или иной.

Проект нужно подготовить в течение одного или двух лет в рамках времени, специально отведенного учебным планом. Он должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Структура образовательной программы

Стандарт устанавливает требования к структуре и содержанию основной образовательной программы.

Требования к структуре программы

Она должна включать три раздела.

  1. Целевой раздел. Он определяет общее назначение, цели, задачи, а также планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает:
  2. пояснительную записку;планируемые результаты освоения учениками основной образовательной программы;систему оценки результатов освоения указанной программы.
  3. Содержательный раздел. Он устанавливает общее содержание среднего (полного) общего образования и включает в себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
  4. программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;программы учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности;программу воспитания и социализации учеников на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;программу коррекционной работы, включающую организацию взаимодействия с учениками, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также инвалидами.
  5. Организационный раздел. Он должен определять общие рамки образовательного процесса, а также механизмы реализации основной программы. В него нужно включить:
  6. учебный план среднего (полного) общего образования (как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы);план внеурочной деятельности;систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Содержание образовательной программы

Основная образовательная программа разрабатывается на базе примерной основной программы среднего (полного) общего образования и должна содержать:

  • обязательную часть (в полном объеме должна выполнять требования стандарта и применяться во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основную образовательную программу, а также определять содержание образования общенациональной значимости и составлять 2/3 от общего объема основной образовательной программы);
  • часть, формируемую участниками образовательного процесса (составляет 1/3 от общего объема основной образовательной программы).

Отметим, что в целях обеспечения индивидуальных потребностей учеников в основной образовательной программе должны быть предусмотрены учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.

Разработка и утверждение учебным заведением основной образовательной программы осуществляются самостоятельно с привлечением его органов самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Установлены нормативы для обучения

Стандартом зафиксированы нормативные показатели учебного плана:

  • нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования – 2 года;
  • количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов, но не более 37 часов в неделю.

Учебный план должен предусматривать изучение обязательных учебных предметов:

  • предметов по выбору из обязательных предметных областей;
  • дополнительных предметов;
  • курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы предметов, в том числе на углубленном уровне.

Доработано профильное образование

В соответствии с новыми требованиями ученики смогут выбрать, по какому из профилей им обучаться: естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному. В рамках каждого из них изучается 9–10 дисциплин. При этом 6 предметов обязательны. К их числу относятся:

  • русский язык и литература;
  • иностранный язык;
  • математика – алгебра и начала математического анализа, геометрия;
  • история;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Остальные 3–4 предмета ученики могут выбрать. При этом в рамках любого профиля необходимо изучить хотя бы по одной дисциплине из каждой обязательной предметной области, их перечень установлен стандартом.

Внеурочная деятельность

Согласно стандарту, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который должен определять состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования в объеме до 700 часов за два года обучения.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Ее формы: художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения. Могут быть и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. При этом образовательное учреждение самостоятельно определяет формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

Порядок финансирования

Реализация основной образовательной программы бюджетного или автономного учреждения финансово обеспечивается согласно расходным обязательствам на основании государственного (муниципального) задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями стандарта.

В случае реализации основной образовательной программы в казенном учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учетом объемов доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка