Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Можно ли подтвердить расходы выцветшим чеком

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Ошибки при заполнении платежных поручений

15 июля 2010 217 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

Как известно, налоги уплачиваются в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 НК РФ). Причем перечислить налоговый платеж наличными деньгами вправе только физические лица. А фирмы должны уплачивать налоги, сборы и взносы в бюджет и во внебюджетные фонды в безналичной форме. Для этого оформляется платежное поручение. Общие правила заполнения этого документа содержит Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено Банком России от 03.10.2002 № 2-П). Кстати, форма платежного поручения приведена в приложении 1 к данному положению.

Также «вмененщикам» необходимо руководствоваться требованиями, установленными приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (в редакции приказа финансового ведомства от 01.10.2009 № 102н).

Но по тем или иным причинам бухгалтеры допускают ошибки при заполнении платежных поручений на уплату налогов (сборов, взносов). В подобном случае проверяющие органы могут посчитать обязанность налогоплательщика невыполненной и отнести данные перечисления к невыясненным. Обсудим это подробно.

В какие реквизиты платежки может закрасться ошибка

Фирмы и индивидуальные предприниматели, применяющие «вмененку», в поручении на перечисление суммы налога чаще всего неправильно указывают следующие сведения:
– номер счета Федерального казначейства (поле 15);
– наименование банка получателя (поле 13);
– ИНН получателя (поле 61);
– КПП получателя (поле 103);
–  (поле 104);
– значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления (ОК 019–95), утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.95 № 413 (поле 105);
– статус плательщика (поле 101);
– основание платежа (поле 106);
– налоговый период (поле 107);
– тип платежа (поле 110).

Ошибки при заполнении платежных поручений в реквизитах Федерального казначейства

На основании подпункта 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ, если в платежном поручении неправильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, налог не попадет в бюджет и будет считаться, что обязанность по его уплате налогоплательщик не исполнил. Это влечет начисление .

В подобном случае «вмененщику» необходимо перечислить налог повторно по верным реквизитам.

Для всех остальных ошибок, которые не привели к неперечислению налога в государственную казну на соответствующий счет Федерального казначейства, в пункте 7 статьи 45 НК РФ предусмотрен механизм исправления путем подачи заявления об уточнении платежа. Но об этом заявлении мы скажем позже. А сейчас укажем, как плательщику ЕНВД можно вернуть первоначально перечисленную сумму.

Согласно пункту 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н, орган Федерального казначейства по месту зачисления платежа возвращает плательщику ошибочно перечисленные денежные средства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет органа Федерального казначейства другого субъекта РФ. Причем на территории субъекта РФ по месту зачисления платежа должен отсутствовать другой администратор поступлений в бюджет, подведомственный тому же главному администратору. Возврат денег осуществляется при поступлении письменного обращения от администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления налогоплательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями (аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 24.12.2009 № 03-02-07/1-569 и от 29.03.2010 № 03-02-07/1-132).

Таким образом, по вопросу о возврате платежей, которые были ошибочно перечислены на счет управления Федерального казначейства другого субъекта РФ, рекомендуем обращаться в Федеральное казначейство.

Неверное указание ИНН или КПП

Часто сотрудники банков помогают предотвратить ошибки, связанные с неверным указанием ИНН и КПП получателя, но иногда такие платежные поручения принимаются.

Налоговики в данной ситуации могут отнести платеж к невыясненным поступлениям, а сумму налога считать неуплаченной. Однако арбитры поддерживают налогоплательщиков, признавая неправомерным отражение недоимки, начисление пеней и штрафа (постановления ФАС Московского округа от 13.08.2009 № А41-20453/08, от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09 и от 18.03.2009 № КА-А40/11099-08). Судьи обращают внимание на то, что согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ только два вида ошибок при заполнении платежного поручения приводят к возникновению недоимки. Поэтому, если налогоплательщик в платежке верно указал наименование банка получателя и номер счета Федерального казначейства, сумма платежа зачисляется на счет Федерального казначейства, то есть денежные средства в бюджет поступают.

Ошибки в КБК или ОКАТО

От указания в расчетных документах такого реквизита, как код административно-территориального образования, зависит, в какой уровень бюджетной системы попадет налог. Указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа. Налоговые инспекторы считают, что при наличии ошибок в ОКАТО и КБК необходимо перечислить налог еще раз по правильным реквизитам и уплатить пени.

Однако согласно позиции финансового ведомства, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, осуществленный платеж учитывается в установленном порядке без начисления пеней (письмо от 14.08.2007 № 03-02-07/1-371).

Арбитры придерживаются аналогичного мнения. Так, в случае если указание в платежных поручениях неправильного кода ОКАТО не привело к непоступлению в бюджет суммы ЕНВД, то привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 НК РФ, неправомерно. Связано это с тем, что НК РФ не содержит такого основания для признания налога неуплаченным, как неправильное указание кода ОКАТО в расчетном документе (постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2007 № А56-52143/2006 и от 20.08.2007 № А56-52139/2006, а также ФАС Северо-Кавказского округа от 15.08.2006 № Ф08-3502/2006-1509А). См. также статью «Ошибка в платежном поручении» // Вменёнка, 2010, № 2.

В Налоговом кодексе РФ не указано, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, если платежное поручение содержит несоответствующий КБК.

В связи с этим на протяжении последних лет судьи придерживаются мнения, что неправильное указание в платежном поручении КБК не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной и не влечет начисление пеней за просрочку уплаты налога. Подобный вывод содержится в постановлениях ФАС Московского округа от 10.02.2010 № КА-А40/344-10 и от 15.02.2010 № КА-А41/429-10, ФАС Центрального округа от 18.02.2010 № А48-3654/2009, ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2009 № А56-52017/2008, ФАС Уральского округа от 11.03.2009 № Ф09-1198/09-С2 и от 19.01.2009 № Ф09-6174/08-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2009 № А53-20687/2008-С5-23, а также .

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 21.01.2009 № Ф04-356/2009(20056-А67-37) и ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 30.03.2009 № Ф03-1121/2009 обратили внимание на то, что не имеет значения, был ли в результате ошибки налог зачислен в бюджет того же уровня. При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступит в государственную казну.

При этом, если в результате ошибки в указании кода бюджетной классификации сумма налога поступила в бюджет другого уровня, налогоплательщик вправе подать заявление об уточнении платежа на основании пункта 7 статьи 45 НК РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2010 № 09АП-986/2010-АК). В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 08.10.2009 № А45-8082/2009 арбитры подчеркнули, что налоговики ошибаются, считая, что уточнение КБК может производиться в пределах одного и того же бюджета.

Кстати, даже при указании в платежке несуществующего КБК у «вмененщиков» есть шанс доказать, что налог перечислен в бюджет. Ведь платеж можно идентифицировать по другим реквизитам. Об этом – постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2008 № А42-1319/2008.

Обратите внимание еще на один момент. Если из-за ошибки банка, допущенной при формировании электронного платежного документа, деньги были перечислены по КБК для пенсионных взносов вместо КБК для единого налога на вмененный доход, налоговый орган после сверки расчетов с «вмененщиком» запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе. При получении из банка копии документа, подтверждающего факт уплаты ЕНВД, налоговики принимают решение об уточнении платежа на день фактической уплаты организацией (индивидуальным предпринимателем) налога в бюджетную систему согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 01.06.2009 № 03-02-07/2-92.

Насколько важен статус плательщика

В поле 101 «вмененщики» указывают код, характеризующий статус плательщика. Если организация (индивидуальный предприниматель) неправильно отразила свой статус, это не влияет на исполнение обязанности по уплате налога в установленный срок в соответствующий бюджет, то есть налог считается уплаченным, пени не начисляются и налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по статьям 122 и 123 НК РФ. Конечно, при условии, что счет Федерального казначейства и наименование банка получателя указаны верно.

Таким образом, у плательщика ЕНВД в случае предъявления претензий инспекторами есть все шансы выиграть суд (постановления ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2008 № А05-9318/2007 и ФАС Поволжского округа от 08.04.2008 № А55-13522/07).

Но лучше не доводить дело до суда и внимательно заполнять каждое поле платежного поручения.

Имейте в виду: если фирма (предприниматель) неверно указала налоговый период, основание или тип платежа, денежные средства все равно будут зачислены в бюджет. Исправить такую ошибку можно с помощью подачи заявления в ИФНС с просьбой уточнить данные сведения.

Исправляем допущенные ошибки

Сейчас многие плательщики ЕНВД являются абонентами одного из специализированных операторов связи и подключены к системе формирования и сдачи отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это позволяет им получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом (текущих начислениях, задолженности по налогам и сборам, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях), а также выписки из карточек расчетов с бюджетом.

Если фирмы и предприниматели не пользуются телекоммуникационными каналами связи, по письменному запросу можно получить из ИФНС справку и проверить состояние своих расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ инспекторы должны ответить в течение пяти дней.

Таким образом, «вмененщик» может самостоятельно убедиться, попали налоги в бюджет или нет. В противном случае велика вероятность получить из инспекции требование уплатить сумму налога и пени.

В случае когда организация (коммерсант) обнаружила допущенную в платежном поручении ошибку, ей нужно руководствоваться положениями пункта 7 статьи 45 НК РФ. Так, если налог зачислен в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, нужно подать в налоговую инспекцию заявление о допущенной ошибке с просьбой скорректировать основание, тип, принадлежность платежа (КБК и ОКАТО), налоговый период или статус плательщика. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его зачисление в бюджетную систему РФ (платежное поручение с отметкой банка и выписку банка по операциям на расчетном счете) (см. оформления заявления об уточнении отдельных реквизитов в платежном поручении).

Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 45 НК РФ по предложению налогового органа или организации (индивидуального предпринимателя) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки фиксируются в акте, который подписывают представители налогоплательщика и налогового органа.

Плательщикам единого налога на вмененный доход для сверки расчетов с бюджетом нужно представить в ИФНС заявление на бумажном носителе. Унифицированной формы такого заявления нет. Но все же рекомендуем в заявлении о проведении сверки отразить следующую информацию:
– конкретный период, за который необходимо провести сверку. Если его не указать, то сверка будет осуществлена на дату подачи налогоплательщиком заявления;
– перечень налогов (сборов), по которым будет проводиться сверка, и соответствующий им КБК. Иначе сверка расчетов будет проведена по всем видам налогов (сборов);
– способ получения документа о результатах сверки. Если плательщик ЕНВД не укажет, что хочет получить документ лично в руки, ИФНС отправит его налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении (см. оформления заявления о проведении сверки расчетов с бюджетом)

На основании заявления плательщика ЕНВД и акта совместной (если таковая проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет. При этом налоговый орган пересчитывает пени за время с момента фактической уплаты до момента принятия решения об уточнении платежа.

Заметим, что в НК РФ не установлен срок для вынесения данного решения. Минфин России в письме от 31.07.2008 № 03-02-07/1-324 указал, что решение об уточнении платежа применяется в срок, определенный для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога, установленный в статье 78 НК РФ. То есть в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или с момента подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов.

Ошибки при перечислении страховых взносов

Как известно, порядок исчисления и уплаты страховых взносов регламентирует Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). Согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 18 Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае, если при заполнении платежного поручения «вмененщик» допустит ошибку в указании номера счета Федерального казначейства, или наименовании банка получателя и платеж по страховым взносам не поступит в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда. В результате в конкретном фонде образуется недоимка по страховым взносам, за которую начисляются пени и штраф.

Так, если уплата начисленных за месяц страховых взносов производится в более поздние по сравнению с установленными в пункте 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ сроки, за каждый календарный день просрочки начисляются пени исходя из 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Пени перечисляются одновременно со страховыми взносами или после уплаты их в полном объеме. Учтите, что пени могут быть взысканы с плательщика ЕНВД за счет денежных средств на счетах в банке, а также иного имущества плательщика страховых взносов. Об этом – статья 25 Закона № 212-ФЗ.

Штраф взимается при неуплате взносов в результате занижения базы для их начисления, неправильного исчисления или иных неправомерных действий (бездействия) плательщика. Размер штрафа равен 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, обнаружив недоимку, «вмененщик» должен как можно скорее ее погасить и уплатить пени.

Имейте в виду: переплату по страховым взносам плательщики могут зачесть либо вернуть в соответствии с порядком, установленным в статье 26 Закона № 212-ФЗ. Для этого им нужно подать в соответствующий фонд заявление установленной формы (формы заявлений утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 № 979н). После получения заявления от плательщика фонд в течение 10 дней принимает решение о возврате или зачете.

Однако не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей или погашения недоимки по страховым взносам (задолженности по пеням и штрафам) в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.

Указание статуса плательщика в платежных поручениях на перечисление страховых взносов

ФСС России в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал организациям и индивидуальным предпринимателям в поле 101 платежного поручения на перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проставлять код 08 – плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами).

Вместе с тем при заполнении поля 101 платежки на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование компания-страхователь может использовать 01 – налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо либо код 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. Об этом сказано в письме ПФР от 29.01.2010 № 30-18/871.

Однако заметим, что проставление кода статуса 08 в расчетных документах на уплату пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование не является нарушением. Это не повлечет перечисления взносов не в тот бюджет. Следовательно, недоимки по страховым взносам у «вмененщиков» не возникнет.

Кстати, Пенсионный фонд РФ в указанном выше письме сообщил, что в приказ Минфина России от 24.11.2004 № 106н будут внесены необходимые дополнения.

В 2010 году применяются КБК, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н.

Пени являются дополнительным платежом, компенсирующим потери бюджета из-за несвоевременного или неполного поступления налога.

Описание отдельных полей платежного поручения приведено в таблице.

Рисунок 1. Образец заявления об уточнении отдельных реквизитов в платежном поручении

Рисунок 2. Образец заявления о проведении сверки расчетов с бюджетом

Сверка расчетов налогоплательщика по налогам проводится на основании приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@.

Индивидуальные предприниматели могут отражать либо код 09, либо код 14.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка