Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Порядок налогообложения субсидий

15 марта 2011 43 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Во многих регионах РФ местные власти приняли программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающие выделение субсидий за счет средств регионального бюджета. Нужно ли «вмененщикам», получившим указанную субсидию, заплатить с нее налоги по общей или упрощенной системе налогообложения? Какой порядок налогообложения субсидий? Об этом вы узнаете в статье

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» плательщики единого налога на вмененный доход могут рассчитывать на получение за счет бюджетных средств финансовой поддержки, в частности, в виде субсидий.

А что такое субсидия? В Налоговом кодексе РФ указанное понятие отсутствует, поэтому, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 НК РФ, обратимся к иным правовым актам, а именно к Бюджетному кодексу РФ.

Так, порядок получения субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с данной статьей субсидии предоставляются организациям и индивидуальным предпринимателям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Причем предоставляться субсидии в целях возмещения данных затрат могут как до их возникновения, так и после (совместное ).

Субсидии выдаются из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

Случаи и порядок устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти. В частности, указанные документы определяют:
– категории и (или) критерии отбора организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии;
– цели, условия и порядок предоставления субсидий;
– порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Субсидии предоставляются только тем субъектам малого предпринимательства, которые соблюдают законодательство Российской Федерации, в том числе о налогах и сборах. Однако интересно то, что конкурсная комиссия может принять решение о допуске к конкурсу заявителя, представившего, помимо справки с задолженностью, платежки о ее полном погашении. При этом в случае признания заявителя победителем в конкурсе перечисление денежных средств из бюджета будет осуществляться только при представлении заявителем справки из налогового органа об отсутствии задолженности.

А что насчет проверки выданных субсидий? допустимым проведение контроля после предоставления субсидии только в том случае, если предоставление субсидии связано с дополнительными обязательствами, принятыми заявителем в рамках заключенного договора (соглашения).

Теперь рассмотрим сам порядок налогообложения субсидий. При этом заметим, что он напрямую зависит от целей, на которые они были выданы. Конечно же, все их рассматривать не будем, а остановимся лишь на некоторых.

Субсидии на развитие бизнеса

Как известно, применение организациями системы налогообложения в виде ЕНВД их от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций и НДС (за исключением НДС, перечисляемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). Индивидуальные предприниматели, применяющие «вмененку», не платят НДФЛ со своих доходов, налог на имущество физических лиц и НДС (кроме «таможенного» НДС). Исключение составляют случаи, когда организации или индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, признаются налоговыми агентами. Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.26 НК РФ.

Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель ведет только «вмененную» деятельность, то субсидия, израсходованная на развитие именно этой деятельности, признается доходом от деятельности, облагаемой в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД. Соответственно с суммы указанной субсидии не нужно платить налог на прибыль или НДФЛ либо единый налог по УСН. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 23.09.2010 № 03-11-11/250.

Аналогичную позицию занимает Минфин России в письме от 07.09.2010 № 03-11-11/233. Так, в нем специалисты финансового ведомства указали, что субсидия, полученная плательщиком ЕНВД для приобретения основного средства, которое будет использоваться во «вмененной» деятельности, и израсходованная в этих целях, при определении налоговой базы по налогу на прибыль или НДФЛ либо единому налогу по УСН не учитывается. Указанную субсидию следует относить к доходам, полученным от «вмененной» деятельности.

В случае совмещения нескольких режимов налогообложения полученная субсидия в налоговой базе по налогу на прибыль или НДФЛ либо налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы, учитываться не будет, если на основании раздельного учета можно однозначно определить, что полученная субсидия израсходована на развитие именного «вмененного» вида деятельности.

Заметим, что ранее финансисты придерживались противоположного мнения. В своих письмах они разъяснили, что согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии по своему назначению направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации или индивидуального предпринимателя. Следовательно, у компаний и коммерсантов, которые получили субсидии в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, возникает экономическая выгода. Учитывая это, финансовое ведомство делало вывод, что денежные средства в виде субсидий относятся к внереализационным доходам и соответственно не подпадают под «вмененный» вид деятельности, а подлежат налогообложению в рамках общего режима или упрощенной системы налогообложения. Об этом сказано в письмах Минфина России от 26.04.2010 № 03-11-11/117 и от 10.03.2010 № 03-11-11/45.

Субсидии на самозанятость и создание дополнительных рабочих мест

Субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест выдаются в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089.

Согласно указанным Правилам перечисленные выше субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной в Минздравсоцразвития России.Таким образом, оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации.

Поэтому по вопросам о порядке предоставления субсидий на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест «вмененщики» вправе обращаться в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований. Об этом сказано в письме Минфина России от 22.12.2010 № 03-11-11/327.

Что касается порядка налогообложения указанных субсидий, то финансовые органы придерживаются следующего мнения.

Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест, не признаются доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на уплату ЕНВД. Поэтому указанные суммы подлежат налогообложению у организаций налогом на прибыль или налогом по УСН, а у индивидуальных предпринимателей – НДФЛ или налогом по УСН, причем в особом порядке, о котором расскажем чуть ниже. Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 22.12.2010 № 03-11-11/327, от 15.11.2010 № 03-11-11/295, от 06.08.2010 № 03-11-06/2/124, от 12.03.2010 № 03-11-11/52, от 10.03.2010 № 03-11-11/45 и от 27.07.2009 № 03-03-06/4/63.

Таким образом, по мнению Минфина России, если «вмененщик» получил субсидию на самозанятость, то ему необходимо, помимо декларации по ЕНВД, подать также декларацию по налогу на прибыль или НДФЛ либо единому налогу по УСН.

Те организации и предприниматели, которые , могут попытаться отстоять свою точку зрения в суде. Ведь получается, что «вмененщики» в отличие от «общережимников» и «упрощенцев» в таких ситуациях находятся в более невыгодном положении. Связано это с тем, что в декларации по налогу на прибыль или НДФЛ либо единому налогу по УСН они не смогут отразить субсидии, потраченные на цели, связанные с «вмененной» деятельностью.

Теперь поговорим о порядке налогообложения субсидий налогом на прибыль, НДФЛ и единым налогом по УСН.

Согласно пункту 4.1 статьи 271 и пункту 2 статьи 273 НК РФ в целях налогообложения прибыли субсидии на самозанятость в течение трех налоговых периодов учитываются в составе доходов в сумме фактически осуществленных расходов. То есть субсидии признаются доходом только после осуществления расходов.

Если по окончании третьего налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму фактически осуществленных расходов, то оставшаяся неучтенная сумма субсидии в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Если же субсидия была использована не по назначению, то ее сумма в полном объеме включается в доходы того календарного года, в котором допущено нарушение.

Аналогичный порядок применяется индивидуальными предпринимателями в целях налогообложения НДФЛ (п. 3 ст. 223 НК РФ, письма Минфина России от 22.12.2010 № 03-11-11/327, от 18.06.2010 № 03-04-05/3-334 и от 01.06.2010 № 03-04-08/8-111), а также организациями и коммерсантами, применяющими УСН (п. 1 ст. 346.17 НК РФ и письмо Минфина России от 26.05.2010 № 03-11-11/150).

Обратите внимание: таким порядком учета субсидий должны руководствоваться компании и предприниматели, применяющие УСН как с объектом налогообложения доходы минус расходы, так и с объектом налогообложения доходы (письма Минфина России от и от 23.04.2010 № 03-11-09/33). Налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I Книги учета отражают суммы субсидий в размере фактически произведенных расходов, а в графе 5 раздела I – соответствующие суммы осуществленных расходов. При этом налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, при определении суммы дохода, подлежащего налогообложению за соответствующий отчетный (налоговый) период (графа 4 раздела I Книги учета), указанные суммы выплат не учитывают.

Пример

Индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги фотопечати и применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видоя деятельности, получил в сентябре 2010 года субсидию на самозанятость в размере 55 000 руб. В октябре и ноябре 2010 года на расходы, заявленные в бизнес-плане и утвержденные при получении субсидии, было направлено 15 000 руб. В январе 2011 года условия получения субсидии были нарушены. Каким образом отразить указанную субсидию в налоговом учете коммерсанта?

Решение

У индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, субсидия за 2010 год в сумме 15 000 руб. учитывается в составе доходов по НДФЛ с одновременным отражением в расходах. То есть в 2010 году полученная субсидия фактически налогом на доходы физических лиц не облагается.

При нарушении условий получения выплаты в 2011 году субсидия в полной сумме (55 000 руб.) отражается в составе облагаемых НДФЛ доходов. Поэтому в 2011 году индивидуальному предпринимателю следует уплатить в бюджет НДФЛ в сумме 7150 руб. (55 000 руб. ? 13%). И до 30 апреля 2012 года ему нужно подать в налоговый орган декларацию по НДФЛ за 2011 год. Причем уточненную декларацию по НДФЛ за 2010 год подавать не придется.

Возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг

В августе 2010 года ФНС России письмом от 19.08.2010 № ШС-37-3/9372@ довела до нижестоящих налоговых органов, а также налогоплательщиков письмо Минфина России от 27.07.2010 № 03-11-09/65. В этом письме специалисты финансового ведомства указали, что порядок налогообложения субсидий, полученных из бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, зависит от целей, на которые они израсходованы плательщиком ЕНВД (см. ).

Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 06.08.2010 № 03-11-06/2/124 и от 05.08.2010 № 03-11-06/2/123, а также в .

Заметим, что ранее финансовое ведомство рекомендовало все субсидии на возмещение затрат в связи с выполнением работ (оказанием услуг) относить к внереализационным доходам и облагать налогами в рамках общей или упрощенной системы налогообложения. Об этом сказано в письмах Минфина России от 22.04.2010 № 03-11-06/2/65, от 20.05.2010 № 03-11-06/3/76 и от 30.06.2010 № 03-11-06/3/96.

Субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами

При получении организацией субсидии на возмещение затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, у нее возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации и перечислению в бюджет налога на прибыль. Связано это с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде целевых поступлений. К таким поступлениям относятся, в частности, целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В то же время на основании статьи 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств является орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации или бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств.

Из этого следует, что коммерческая организация, получающая денежные средства из бюджета, не признается получателем бюджетных средств. Поэтому указанные поступления необходимо учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 17.07.2009 № 03-11-06/3/192.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то с сумм, получаемых ими из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), НДФЛ платить не нужно, поскольку они освобождаются от налогообложения на основании подпункта 35 статьи 217 НК РФ. Об этом – письма Минфина России от 10.03.2010 № 03-11-11/45 и от 12.03.2010 № 03-11-11/52.

Как быть, если…

…«вмененщик» получил грант на открытие собственного бизнеса?

В этом случае ему необходимо будет заплатить налоги по общей системе налогообложения или УСН. Поясним почему. Во-первых, денежные средства, полученные на открытие собственного бизнеса, грантами не являются. Согласно положениям Налогового кодекса РФ гранты – это средства целевого финансирования, направленные на реализацию социальных программ (в сфере образования, здравоохранения, защиты окружающей среды и т. д.). Источниками выплаты грантов признаются российские физические лица и некоммерческие организации, а также иностранные и международные организации и объединения, которые присутствуют в Перечне, который утвержден постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485. Во-вторых, открытие собственного дела является не социальным, а коммерческим проектом. В-третьих, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие «вмененку», в перечне лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, не указаны. Об этом сказано в письме Минфина России от 08.07.2010 № 03-11-11/190.

Правила осуществления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства утверждены постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 № 178.

Об этом – .

Освобождение от уплаты налогов распространяется только на «вмененные» виды деятельности.

Таблица. Порядок налогообложения субсидий, полученных «вмененщиком» на возмещение затрат

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка