Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Пошаговая инструкция: как поставить онлайн‑кассу на учет в налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Услуги такси: когда платить ЕНВД

15 июля 2011 490 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

В соответствии с пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Однако есть одно условие: организации и индивидуальные предприниматели должны иметь на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (услуги перевозок переводятся на уплату ЕНВД независимо от вида транспортного средства и условий оплаты за них – ).

Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятия автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, поэтому на основании статьи 11 НК РФ следует обратиться к гражданскому законодательству.

Согласно статьи 784 ГК РФ перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу. В свою очередь пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – за провоз багажа ().

Таким образом, получается, что на уплату ЕНВД переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, оказываемые на основании договора перевозки.

Вместе с тем в соответствии с статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» основанием для перевозки пассажиров и багажа легковым такси является публичный договор фрахтования, заключенный в устной форме.

Согласно ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

То есть положения Гражданского кодекса РФ различают договор перевозки и договор фрахтования. Однако цель каждого из этих договоров одна – перевозка. Поэтому деятельность организации или индивидуального предпринимателя, связанная с оказанием услуг легкового такси, может быть переведена на уплату ЕНВД.

Обратите внимание: для применения «вмененки» в отношении автотранспортных услуг не установлено ограничений по форме расчетов (наличная или безналичная) и по категориям заказчиков (физическое лицо, организация или индивидуальный предприниматель). Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России и .

Как мы говорили выше, не имеет значения, на каком праве пользования принадлежат фирме или коммерсанту автомобили: они могут быть как полноценными владельцами машин, так и использовать транспорт на правах аренды. Основное ограничение для применения ЕНВД состоит в том, чтобы общее количество транспортных средств, предназначенных для перевозки, не превышало 20. В случае нарушения данного условия налогоплательщик теряет право на применение «вмененки» и обязан перейти на иную систему налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено нарушение ().

Казалось бы, посчитать количество транспортных средств не так уж и трудно, но на практике у многих «вмененщиков» возникают вопросы.

Ситуация первая. Услуги такси оказываются на допустимом количестве машин, а «сверхлимитный» транспорт используется для служебных и управленческих целей. В этом случае у организации или индивидуального предпринимателя есть все основания для перехода на систему налогообложения в виде ЕНВД (письма Минфина России , и ).

Напомним, подтвердить предназначение транспортных средств «вмененщики» могут с помощью не только технических документов (ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства, инструкция по эксплуатации транспортного средства), но и распорядительных документов (приказы и распоряжения руководителя организации или индивидуального предпринимателя, договоры на перевозку пассажиров и грузов) ().

Ситуация вторая. «Сверхлимитные» автомобили переданы другой компании по договору аренды без экипажа. Нужно ли учитывать такие автотранспортные средства при решении вопроса о применении «вмененки»? Позиция Минфина России однозначна: да, необходимо (письма и ).

Ситуация третья. Автомобили фрахтуются, то есть договором их аренды предусмотрено предоставление услуг по управлению и технической эксплуа тации. В данном случае такие автомобили также следует учитывать при подсчете общего количества транспортных средств, поскольку право владения (пользования) возникает в том числе и на основании договора аренды транспортного средства с экипажем ().

Ситуация четвертая. Автомобили на некоторое время выведены из эксплуатации и поставлены на ремонт. По мнению финансового ведомства, в общее количество транспортных средств должны включаться все автомобили независимо от их эксплуатационного состояния, то есть как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся в ремонте в течение налогового периода (письма , и ). Согласны с такой позицией и судьи (, ).

Ситуация пятая. При оказании автотранспортных услуг привлекаются транспортные средства подрядчиков (субподрядчиков). Необходимо ли учитывать такие автотранспортные средства? Минфин России считает, что в расчет должны включаться все транспортные средства, используемые организацией или индивидуальным предпринимателем, в том числе по договору субподряда (). Поэтому при превышении ограничения в 20 единиц автотранспортных средств компания или коммерсант утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД.

Обратите внимание: налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход является квартал (). Поэтому и подсчет транспортных средств должен производиться именно за этот промежуток времени ().

Теперь рассмотрим прочие услуги таксопарков, при оказании которых могут возникнуть трудности в выборе системы налогообложения.

Услуги такси по предварительному приему заказов 

В развитых странах таксисты координируют свои действия с диспетчерской службой, которая передает водителям сведения о поступивших заказах по радиосвязи либо при помощи телефона. В самых современных компаниях для этой цели используется навигация через GPS.

А признаются ли услуги диспетчерской службы «вмененными»? По мнению УФНС России по Красноярскому краю, изложенному в письме от 01.09.2008 № 19-10ЕН/17147, нет. И вот почему. Перечень видов деятельности, осуществление которых переводится на уплату ЕНВД, перечислен в статьи 346.26 НК РФ, и услуг диспетчерской службы среди них нет. Поэтому с доходов, полученных от оказания данных услуг, следует уплачивать налоги в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы.

Согласно , утвержденному , услуги по предварительному заказу такси (60.22.11.140) отнесены к услугам такси (60.22.11)

Нельзя услуги по приему заказов на перевозку физических лиц легковым автотранспортом отнести и к бытовым услугам. Связано это с тем, что бытовыми услугами в целях уплаты единого налога на вмененный доход признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по изготовлению мебели и строительству индивидуальных домов), предусмотренные ОКУН по «Бытовые услуги».

Диспетчерские услуги указаны в «Транспортные услуги» ( «Предварительный прием заказов на подачу такси» ОКУН), а не в «Бытовые услуги». Таким образом, данный вид предпринимательской деятельности не относится к бытовым услугам и соответственно не переводится на уплату ЕНВД. Указанная деятельность подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в рамках УСН при соблюдении положений, установленных НК РФ. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма и ).

Обратите внимание: в «Бытовые услуги» включены посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом. То есть получается, что организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие данные услуги, могут быть признаны плательщиками ЕНВД. Однако для этого необходимо выполнение одного очень важного условия, а именно: с заказчиков – физических лиц должна взиматься плата за оказание им диспетчерских услуг (в отношении этих услуг можно применять УСН на основе патента – ).

Доставка багажа

Некоторые таксопарки оказывают услугу курьерской перевозки, то есть осуществляют доставку документации или груза массой, как правило, до 20 кг и суммой линейных габаритов, не превышающих 150 см, без сопровождающего лица.

Перевозка грузов, при соблюдении ограничений Налогового кодекса РФ, переводится на систему налогообложения в виде ЕНВД в том же порядке, что и перевозка пассажиров.

Размещение рекламы на борту или внутри транспортного средства

Услуги по размещению рекламы на транспортных средствах в соответствии с пункта 2 статьи 346.26 НК РФ могут быть переведены на уплату ЕНВД.

Согласно Налогового кодекса РФ размещением рекламы на транспортном средстве признается предпринимательская деятельность, осуществляемая с соблюдением требований «О рекламе» (далее – ), на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

Закона № 38-ФЗ установлены порядок и правила размещения рекламы на транспортных средствах и с их использованием. При этом ни данная статья, ни положения НК РФ не содержат ограничений в части возможности размещения рекламы на внутренних поверхностях транспортных средств.

Таким образом, если, например, трансляция рекламных роликов будет осуществляться как снаружи, так и внутри салона такси, то организация или индивидуальный предприниматель вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Об этом сказано в (доведено до сведения нижестоящих налоговых органов ).

В то же время, если компания или коммерсант размещают внутри или снаружи такси рекламную информацию о себе и об оказываемых услугах (тарифах на перевозку, режиме работы, номерах телефонов и т. д.), то они плательщиками ЕНВД не признаются, поскольку такая деятельность не признается предпринимательской. Об этом – в .

Аналогичное правило действует и на транспортных средствах, используемых для перевозок по заказам населения, принятым диспетчерской службой, владельцы которых планируют размещать информационный логотип и номер телефона диспетчерской службы ().

Кстати, не стоит заниматься антирекламой. Например, с помощью мегафона распространять рекламу о том, что «пользоваться услугами такси нужно исключительно этой компании, потому как это комфортно, дешево и безопасно!». Связано это с тем, что такая реклама может быть признана актом недобросовестной конкуренции, а также содержащей признаки противопоставления организации иным лицам, недостоверные сведения о преимуществах услуг организации перед услугами иных частных перевозчиков. В результате организации может грозить административный штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб., а индивидуальному предпринимателю – от 4000 до 20 000 руб.

Торговля мелким бытовым товаром

Все большую популярность в настоящее время приобретает «женское такси». Водителями в нем работают только женщины, а кабины такси окрашены в розовый цвет. У водителя такого такси в продаже всегда имеются все самые необходимые для дам принадлежности: лак для ногтей, колготки и средства женской гигиены. Получается, что водитель выступает не только в роли автоперевозчика, но и в роли продавца. Уплачивать налоги с доходов от такой розничной торговли также можно в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД, если соблюдаются ограничения, установленные Налогового кодекса РФ. Однако исчислять ЕНВД в данном случае нужно будет отдельно: по автотранспортным услугам и по развозной розничной торговле.

Услуги такси в виде трансфера

В связи с удобством и относительно невысокой ценой в последнее время среди туристов получил широкое распространение такой вид автотранспортных услуг, как туристический трансфер. Услуга заключается в том, что представитель транспортной или туристической фирмы встречает туриста в аэропорту, паромном терминале или на вокзале, а затем доставляет в гостиницу или к месту отдыха.

В нормативных отраслевых документах под трансфером понимается услуга по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место временного пребывания) до места размещения и обратно, а также услуга по любой другой перевозке в пределах страны (места временного пребывания), предусмотренная программой путешествия. Об этом сказано в «Туристские услуги. Общие требования», утвержденном .

Налогообложение услуг трансфера зависит не только от того, кто оказывает эти услуги: организация такси или туристическая фирма. Для признания услуг трансфера «вмененными» важную роль играет самостоятельность осуществления деятельности. Это может подтверждаться либо отдельно оформленным договором, либо выделением стоимости перевозки в цене оказываемых турфирмой услуг. Если такого выделения нет, то, по сути, имеет место оказание комплексной услуги: когда доставка туристов выполняется в числе других туристских услуг. В этом случае доставка туристов является частью предлагаемых услуг туристического обслуживания и на уплату ЕНВД не переводится ().

Передача транспортных средств в аренду без экипажа

Согласно ГК РФ собственник автотранспортных средств вправе заключить с физическим лицом договор аренды транспортного средства без экипажа.

В соответствии с этим договором оказание арендодателем услуг по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации не осуществляется. Поэтому в целях уплаты ЕНВД такую предпринимательскую деятельность следует рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование транспортного средства, но не в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов. Следовательно, с полученных доходов необходимо будет уплачивать налоги в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы (письма Минфина России и ).

Рассчитываем сумму единого налога

Для предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров, физическим показателем является «количество посадочных мест», а базовая доходность равна 1500 руб. с каждого посадочного места.

Под посадочными местами понимаются места для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора). Их общее количество определяется на основании данных технического паспорта завода-изготовителя автотранспортного средства.

А как быть, если в техническом паспорте завода-изготовителя отсутствует информация о количестве посадочных мест? В этом случае количество посадочных мест определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации на основании заявления организации или индивидуального предпринимателя, являющихся собственником автотранспортного средства ().

Кроме того, в письмах и Минфин России указал, что количество пассажирских сидений в автотранспортном средстве также обязаны устанавливать органы ГИБДД при проведении техосмотра. Это следует из Наставлений по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных .

ККТ или БСО?

Многие организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги легкового такси, волнует вопрос: должны ли они применять кассовую технику?

Контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Об этом сказано в статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – ).

Согласно статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

утверждено об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В соответствии с Положения документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны содержать реквизиты, установленные в перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

На основании Правил перевозок пассажиров и багажа за пользование легковым такси водителем в подтверждение оплаты должен выдаваться либо кассовый чек, либо квитанция (см. образец), которая должна содержать следующие реквизиты:
– наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;
– наименование фрахтовщика;
– дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;
– стоимость пользования легковым такси;
– ФИО и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

Образец квитанции на оплату пользования легковым такси

Таким образом, при получении оплаты за оказанные услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси контрольно-кассовая техника может не применяться, но только в том случае, если водитель выдает клиенту бланк строгой отчетности.

За что могут наказать водителя такси

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ужесточена ответственность за нарушение Правил дорожного движения, а также правил парковки и эксплуатации легковых такси.

Так, например, за отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше транспортного средства водитель такси обязан уплатить штраф в размере 3000 руб., индивидуальный предприниматель – 10 000 руб., а организация – 50 000 руб.

Перевозка пассажиров легковым транспортным средством водителем, который не имеет при себе специального разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, грозит штрафом в размере 5000 руб.

За отсутствие в салоне легкового такси необходимой информации и за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности водителю придется заплатить штраф в размере 1000 руб., индивидуальному предпринимателю – 10 000 руб., а компании – 30 000 руб.

За проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика штраф составит 1000 руб.

А несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, а также движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на ней повлечет наложение штрафа в размере 1500 руб. (в городах Москве и Санкт-Петербурге – 3000 руб.).

Деятельность легкового такси власти возьмут под контроль

На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, направленный на совершенствование предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, которое будет проводиться по двум основным направлениям.

1. Детальная регламентация прав и обязанностей организаций, работающих в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси, усиление государственного регулирования и контроля.

В частности, планируется ввести разрешительный порядок для осуществления деятельности легкового такси. Разрешение будет выдаваться уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроком на пять лет.

Организации и индивидуальные предприниматели, получившие разрешение, в дальнейшем будут иметь право выдавать водителям, заключившим с ними трудовой договор или договор на возмездное оказание информационных услуг, допуски к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Что касается государственного контроля за деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то он будет осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Плановая проверка будет проводиться не чаще одного раза за три года.

2. Легализация водителей такси. Создание условий для снижения административных барьеров для занятий бизнесом, применение понятных и удобных способов уплаты необходимых налогов.

В рамках данного направления планируется ввести новый «вмененный» вид деятельности – оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации без ограничения по количеству используемых транспортных средств. Физическим показателем в отношении этого вида деятельности будет являться «количество водителей, получивших допуск». Размер базовой доходности составит 15 000 руб. в месяц.

Также предлагается освободить от обложения НДФЛ доходы физического лица, полученные им от источников в Российской Федерации в результате оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании допуска и при условии заключения договора на оказание информационных услуг.

Кроме того, для вышеуказанной категории водителей предусматривается снижение базовой ставки ОСАГО.

Возьмите на заметку

Требования, предъявляемые к легковому такси

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

На передней панели легкового такси справа от водителя должна быть размещена следующая информация: полное или краткое наименование фрахтовщика, условия оплаты за пользование легковым такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Кроме того, в легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.

Данные требования содержатся в Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных .

Как быть, если...

…не все посадочные места заполнены?

Минфин России в указал, что при исчислении единого налога на вмененный доход организации и индивидуальные предприниматели должны учитывать все имеющиеся в транспортном средстве посадочные места независимо от их заполнения. Свою позицию он обосновал тем, что НК РФ не предусмотрена корректировка значений физических показателей в зависимости от фактической заполненности посадочных мест в автотранспорте, используемом при перевозке пассажиров.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка