Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Кто должен проводить специальную оценку условий труда

13 марта 2014 27 просмотров

Печатная версия
Электронный журнал

Кто должен проводить специальную оценку  условий труда. В конце прошлого года Президентом РФ В.В. Путиным был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426ФЗ), который упразднил аттестацию рабочих мест. Этот закон призван регулировать отношения, возникающие в связи с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности, а также права работников на рабочие места, соответствующие нормативным требованиям охраны труда.

Разработка и принятие данного закона были неспроста. До его вступления в силу законодательство предусматривало три отдельные процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда.

Во-первых, аттестация рабочих мест (проводилась с целью установления предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций).

Во-вторых, специальная оценка условий труда (использовалась как основание для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам).

В-третьих, государственная экспертиза условий труда (проводилась в целях оценки соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда).

Как показала практика, три процедуры исследования условий труда слишком много. В связи с этим законодателями было принято решение объединить и унифицировать их.

И вот теперь спецоценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов.

Кто должен проводить спецоценку

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. Причем применяемый режим налогообложения роли не играет. Соответственно «вмененщики» также обязаны проводить специальную оценку условий труда. Правда, не все.

  Исключением являются случаи внеплановой оценки

Как следует из положений статьи 8 Закона № 426-ФЗ, обязанность по проведению специальной оценки условий труда возлагается на работодателя. Это значит, что если организация или индивидуальный предприниматель работников не имеет, то проводить специальную оценку условий труда не нужно. Кроме того, работодателям-«вмененщикам» не потребуется проводить спецоценку, если они используют труд надомников или дистанционных работников. Такое положение закреплено частью 3 статьи 3 Закона № 426ФЗ. Также не нужно проводить специальную оценку условий труда, если после аттестации рабочих мест не прошло пяти лет (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Когда нужно проводить спецоценку

По общему правилу специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Вместе с тем статьей 17 Закона № 426-ФЗ предусмотрен перечень случаев, когда спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке. К ним относятся:

— ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

— получение предписания государственного инспектора труда;

— изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

— изменение состава применяемых материалов и (или) сырья;

— изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

— несчастный случай на производстве (за исключением произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

— наличие мотивированных предложений профсоюза о проведении внеплановой спецоценки.

Проводится внеплановая специальная оценка условий труда на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления одного или нескольких из указанных выше случаев.

Как провести спецоценку

  Такие требования закреплены статьей 19 Закона № 426-ФЗ

Согласно части 2 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая должна соответствовать определенным требованиям.

Однако самой процедуре спецоценки условий труда предшествует целый подготовительный период.

  Число членов комиссии по спецоценке должно быть нечетным

Так, работодателю нужно создать комиссию и утвердить график проведения спецоценки. В состав комиссии включаются руководитель организации (индивидуальный предприниматель), который и будет являться председателем комиссии, и другие представители. При этом в обязательном порядке в комиссию входят специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

После того как комиссия создана, она утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Однако здесь необходимо учитывать один момент. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится лишь в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест). Результаты спецоценки условий труда указанных рабочих мест применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Термины

Аналогичные рабочие места — рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения. Кроме того, аналогичные — это такие места, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Об этом сказано в части 6 статьи 9 Закона № 426-ФЗ.

Теперь перейдем к самой процедуре специальной оценки условий труда. Она прописана в Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, и статьях 10—12 Закона № 426-ФЗ и включает в себя:

— идентификацию потенциально вредных и опасных производственных факторов;

— исследования (испытания) и измерения вредных и опасных производственных факторов;

— отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов;

  В настоящее время приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н находится на регистрации в Минюсте России

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Идентификация вредных и опасных факторов

Идентификацию выполняет эксперт организации, проводящей спецоценку условий труда. В ходе нее эксперт сначала выявляет и описывает имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, источники вредных и опасных факторов. Для этого он изучает, в частности, техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование, используемое работником на рабочем месте, должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работника, результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных факторов. Кроме того, эксперт имеет право осмотреть рабочее место сотрудника, ознакомиться с работами, фактически выполняемыми им в режиме штатной работы, опросить работника и его непосредственных руководителей.

  Найти Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов вы можете на нашем

Затем эксперт сопоставляет и устанавливает совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, указанными в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).

И наконец, если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении их исследований и измерений, о которых мы поговорим ниже.

  В настоящее время форма такой декларации еще не утверждена

Если же вредные и опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми. И работодателю в этом случае необходимо подать в территориальное отделение Роструда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Такая декларация действительна в течение пяти лет. Исключением является случай, когда в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого составлена декларация, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание. Если же течение пяти лет с работниками ничего не случится, то срок действия декларации продлевается еще на пять лет ( ст. 11 Закона № 426-ФЗ ).

Обратите внимание: идентификация вредных и опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

— рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями труда;

— рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и опасные условия труда.

Исследования и измерения вредных и опасных факторов

Данные операции осуществляет испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Методы исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно. При этом используемые для указанных целей средства:

— должны соответствовать применяемым методам исследований и измерений;

— быть поверены в установленном порядке;

— быть внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

 Метрологические требования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1034н

— соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения).

Все результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных факторов оформляются сотрудниками комиссии специальным протоколом.

Обратите внимание: комиссия может не проводить исследования (испытания) и измерения, если их осуществление на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.

Классификация условий труда

Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам (подклассам) условий труда осуществляется экспертом в зависимости от степени отклонения фактических полученных значений от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня.

Исходя и положений статьи 14 Закона № 426-ФЗ, по степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса (см. таблицу на с. 24).

Обратите внимание: если работники, занятые на рабочих местах с вредными условиями труда, используют сертифицированные и эффективные средства защиты, то класс (подкласс) условий труда может быть снижен. Сделать это может комиссия на основании заключения эксперта.

Оформление результатов спецоценки

  Форма и инструкция по заполнению отчета предусмотрены приложениями № 3 и 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н

Результаты проведения спецоценки условий труда оформляются в виде отчета. Данный отчет обязательно включает в себя следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

— сведения об организации, проводящей спецоценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие законодательно установленным требованиям;

— перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием идентифицированных вредных и опасных производственных факторов;

— карты спецоценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей спецоценку, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений, если таковое имело место быть;

— сводную ведомость спецоценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей спецоценку условий труда.

Отчет в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не идентифицированы, будет содержать только сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, и заключения эксперта.

Отчет составляется организацией, проводящей спецоценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Если какой-либо член комиссии не согласен с результатами проведенной спецоценки, он в письменной форме излагает мотивированное мнение, которое прилагается к этому отчету.

С результатами проведенной специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под роспись. На это ему отводится 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки. Однако в эти 30 дней не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Классы (подклассы) условий труда

Наименование класса (подкласса) Какие условия труда включаются в данный класс (подкласс)
1-й класс (оптимальные условий труда) Условия труда, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника
2-й класс (допустимые условия труда) Условия труда, при которых уровни воздействия на работника вредных и опасных производственных факторов не превышают установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены)
3-й класс (вредные условия труда) Условия труда, при которых уровни воздействия вредных и опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда
Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени) Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья
Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени) Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет)
Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени) Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности
Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени) Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности
4-й класс (опасные условия труда) Условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности

Ответственность за непроведение спецоценки

Как известно, за неисполнение каких-либо обязанностей действующим законодательством предусмотрена ответственность. Не обошло это стороной и обязанность работодателей по проведению специальной оценки условий труда работников.

Так, частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Штраф в этом случае для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет от 5000 до 10 000 руб., для организаций — от 60 000 до 80 000 руб. Однако действовать такая ответственность будет только с 1 января 2015 года (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Когда должна проводиться специальная оценка условий труда? Один раз в год Один раз в три года Один раз в пять лет Один раз в десять лет Специальная оценка условий труда должна проводиться на рабочем месте не реже чем один раз в пять лет.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 8 декабря 2016 15:00 Приказ об увольнении

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка