Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

ККТ и ТБО, или Сложности в учете новых видов затрат

1 мая 2008 27 просмотров

Сайт журнала «Упрощенка»
Электронный журнал «Упрощенка»

Если в 2007 году в перечне расходов «упрощенцев» в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ было 34 подпункта, то в 2008 году появилось еще пять: 2.1, 2.2, 2.3, 35 и 36. Нас будут интересовать последние два подпункта. В них и внесены незаслуженно обойденные ранее расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники и вывоз мусора. Наконец-то вопрос решен: их можно, не задумываясь, списать. Однако «не задумываясь» опять не получитсяѕ

Расходы на обслуживание кассовых аппаратов

ККТ и ТБО, или Сложности в учете новых видов затрат. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, принимая наличные деньги за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), обязаны применять контрольно-кассовую технику. Поэтому логичным было бы разрешить учет затрат на ее приобретение и обслуживание в налоговой базе при упрощенной системе. Однако до 1 января 2008 года соответствующей установки в статье 346.16 НК РФ не было. Тем не менее ни Минфин, ни налоговики, ни суды не возражали против того, чтобы включать затраты на обслуживание ККТ в состав материальных расходов как стоимость услуг сторонних организаций производственного характера (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Напомним, что ссылка на статью 254 НК РФ есть в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ. Теперь же «упрощенцы» вправе учитывать их еще и согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Какие же именно затраты можно к нему отнести?

См., например, письма Минфина России от 27.01.2005 № 03-03-02-05/6 и УФНС по г. Москве от 29.11.2004 № 21-09/77660

В соответствии с пунктом 7.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 № 104, обслуживание ККТ необходимо для поддержания их в постоянной исправности при эксплуатации и продления срока службы. Техническое обслуживание означает строгое соблюдение планово-предупредительных операций и сроков, предусмотренных для каждого типа аппаратов, и подразделяется на осмотр, профилактику, текущий и капитальный ремонт. Им должны заниматься заводы-изготовители или специализированные предприятия, технические центры, наделенные правами по данному роду деятельности. То есть сами организации, использующие ККТ, не могут брать на себя ее техобслуживание, а обязаны привлекать третьих лиц. Совершенно справедливо, что оплата их услуг теперь учитывается в расходах на основании подпункта 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

По мнению Минфина, к содержанию контрольно-кассовой техники относится не только техобслуживание, но и процедуры, связанные с регистрацией кассовых машин в налоговой инспекции, их переосвидетельствованием, пломбированием, и некоторые другие (см. письмо от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49). Сюда же можно добавить установку ЭКЛЗ — электронной котрольной ленты защищенной (см. письмо Минфина России от 02.11.2007 № 03-11-05/261).

На основании сказанного выше можно сделать вывод, что понятие «обслуживание ККТ» более широкое, чем  понятие «техническое обслуживание ККТ», и его следует рассматривать как любые услуги, обеспечивающие бесперебойную работу оборудования.

Заметим, что налогоплательщики, заключив договор с центром технического обслуживания на определенный период, часто вносят оплату авансом за полгода или год. В такой ситуации перечисленная сумма включается в расходы не сразу, а постепенно (ежемесячно, ежеквартально и т. п.) после подписания актов о выполненных работах. Напомним, что авансы выданные в расходах при упрощенной системе не учитываются (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

А как быть с приобретением запасных частей или бумажных кассовых лент? Можно ли считать расходы на них связанными с обслуживанием аппаратов? Вряд ли. Хотя это не означает, что их нельзя учесть при упрощенной системе. Они будут материальными расходами, которые признаются согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 и подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ (расходы на приобретение материалов для производственных и хозяйственных нужд — испытаний, контроля, содержания, эксплуатации основных средств и пр.). При этом нужно иметь в виду, что порядок списания в расходы стоимости материалов иной, чем стоимости обслуживания ККТ. Для учета стоимости обслуживания достаточно оплаты, тогда как для учета стоимости материалов (запчастей и других материальных ценностей) согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ необходим еще и отпуск в производство.

Об этом, кстати, не раз говорилось в письмах Минфина. Так, вывод о причислении к материальным расходам затрат на покупку чековой ленты приведен в письме от 27.01.2005 № 03-03-02-05/6. В письме от 02.11.2007 № 03-11-05/261 опять же подтверждено, что плата за материалы, используемые при эксплуатации кассовой техники, отражается согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ (то есть как материальный расход).

Суды со всем этим согласны. К примеру, ФАС Поволжского округа в постановлении от 29.03.2006 № А65-25615/05-СА2-9 разъяснил, что покупка и заправка картриджей для ККТ являются операциями техобслуживания основного средства и затраты на них для целей определения налоговой базы по единому налогу являются материальными расходами.

Следовательно, при упрощенной системе возможен учет:

  1. стоимости обслуживания ККТ — согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ после осуществления операций и оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
  2. стоимости приобретенных материальных ценностей, требуемых для надежной работы кассового оборудования, — согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ после оплаты и списания в производство (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Обратите внимание

Подпункт 35 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса не распространяется на стоимость купленного кассового аппарата — ведь приобретение не обслуживание. Тем не менее, если стоимость кассового аппарата превышает 20 000 руб., ее можно включить в состав расходов на приобретение основных средств согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, если равна или меньше 20 000 руб. — в состав материальных расходов согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ (как стоимость неамортизируемого имущества).

Нередко продавцы, арендующие помещение (например, часть магазина), пользуются кассовым аппаратом, зарегистрированным на арендодателя. Вправе ли они учесть расходы на эксплуатацию ККТ?

Налоговые органы ориентируются на постулат «если закон запрещает операцию, расходы на нее нельзя учесть при налогообложении», поэтому наверняка не разрешат отразить при налогообложении расходы на обслуживание аппарата, зарегистрированного на одно лицо, а применяемого другим. Тем более что Минфин России уже назвал это неправомерным и предупредил об административной ответственности за такое правонарушение (см. письмо от 25.05.2006 № 03-01-15/4-114).

По мнению Федеральной налоговой службы, выраженному в письме от 20.02.2007 № ШТ-6-06/132@, неправомерны и расчеты с покупателями, которые ведут торговые организации, арендующие площади в одном магазине, через принадлежащий ему единый кассовый центр. В данной ситуации чек служит доказательством того, что арендаторы работают без ККТ и не соблюдают закон. Специалисты ФНС России подчеркнули, что каждый продавец должен использовать свой кассовый аппарат, и подсказали, как можно решить проблему. Магазин в установленном порядке снимает кассовую технику с учета и сдает в аренду своим арендаторам, а те регистрируют ее на себя. Тогда на кассовых чеках окажутся реквизиты продавца, и нарушения не будет.

Если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему, станет использовать зарегистрированный по всем правилам арендованный кассовый аппарат, то сможет учесть расходы на его обслуживание. Правда, при условии, что по договору аренды затраты по обслуживанию ККТ несет арендатор.

Расходы на вывоз твердых бытовых отходов

ККТ и ТБО, или Сложности в учете новых видов затрат. Как уже упоминалось, с 2008 года в пункт 1 статьи 346.16 НК РФ введен подпункт 36, на основании которого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, вправе признавать расходы на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). Казалось, вопрос полностью закрыт. Так ли это?

Вначале разберемся с терминологией. Известно, что отходы бывают двух видов — от производства и от потребления. Что считать теми или другими, указано в ГОСТ 30772—2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

К отходам производства (п. 3.11 ГОСТ 30772—2001) относятся остатки сырья, материалов, веществ, предметов, образовавшиеся при производстве продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Отходы потребления (п. 3.12 ГОСТ 30772—2001) — это вещества, материалы, предметы, частично или полностью потерявшие свои первоначальные потребительские свойства и непригодные по прямому или косвенному назначению из-за физического или морального износа в процессе общественного или личного потребления (жизнедеятельности). Они в основном твердые, порошковые и пастообразные (стеклобой, лом, макулатура, пищевые продукты, тряпье и др.) и характерны для населенных пунктов. В последнее время к отходам потребления относят мусор не только из домовладений (именно его и называют ТБО), но и из офисов, торговых и мелких промышленных предприятий, школ, больниц и других учреждений (здесь употребляется термин «муниципальные отходы»).

Судя по определениям, подпункт 36 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ:

  1. не касается производственных и муниципальных отходов, так как они не являются бытовыми;
  2. служит только для учета расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений.

Выходит, воспользоваться новой нормой смогут только организации, обслуживающие домовладения (к примеру, ЖКХ). Почему бы законодателям вместо «твердые бытовые отходы» не записать «отходы производства и потребления» (ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ)? Тогда можно было бы списать расходы на вывоз любых отходов!

Согласно ГОСТ 30772—2001 мусором называются мелкие неоднородные сухие или влажные отходы, поэтому он может быть как бытовым, так и производственным

Теперь многое зависит от позиции Минфина России, от того, как чиновники станут толковать эту норму. Может быть, смилостивятся? Ведь в договорах на вывоз отходов указывается «мусор и твердые бытовые отходы» и речь идет просто об очистке территории, а домовладения совсем ни при чем. Такие договоры заключают, к примеру, коммерческие организации.

Выход все-таки уже есть. Независимый от мнения Минфина. Вспомним: долгое время он вообще не хотел соглашаться с включением в налоговую базу при упрощенной системе затрат на вывоз мусора, производственных и бытовых отходов, уверяя, что ни статьей 346.16, ни статьей 254 НК РФ они не предусмотрены (см. письма от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49).

Конечно, это не устраивало налогоплательщиков. Трудно понять, чем «запрещенный» расход хуже «разрешенного», например на дезинфекцию. Поэтому многие шли в суд, который вставал на их сторону. Доводы суда строились на том, что отходы производства и потребления хорошо бы ликвидировать хотя бы на основании статьи 22 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Издержки же на эту цель являются производственными, так как приходится прибегать к транспортным услугам третьих лиц, и могут быть учтены как материальные расходы (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

См., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 № А19-14377/06-40-Ф02-7162/06-C1, Северо-Западного округа от 29.07.2005 № А56-23975/04, Поволжского округа от 17.10.2006 № А65-2926/2006-СА2-9 и Уральского округа от 11.01.2007 № Ф09-11283/06-С3

В общем, не стоит отчаиваться — в конце концов при желании расходы на вывоз любых отходов можно учесть. Если не по подпункту 36, так по подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (как материальные). Правда, без суда тут вряд ли обойдетсяѕ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка