Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Платежные агенты

1 ноября 2009 71 просмотр

Сайт журнала «Упрощенка»
Электронный журнал «Упрощенка»

Схема работы с терминалами такова. Организация или индивидуальный предприниматель покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т. д.), информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги (оператору связи, провайдеру и т. д.). Сумма, внесенная клиентом, поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате. Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а приобрести собственный терминал.

1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее — Закон № 103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через терминалы.

Приведем основные понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст. 2 Закона № 103-ФЗ).

Оператором по приему платежей называется юридическое лицо (владелец платежной системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц. Заметим, индивидуальный предприниматель не может быть оператором.

Платежный субагент — это организация или индивидуальный предприниматель, связанные договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент являются платежными агентами. За посредничество они получают вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с плательщиков.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ

Поставщиками могут быть:

  • юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги);
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
  • органы государственной власти и местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме, внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи платежному агенту (п. 3 ст. 3 Закона № 103-ФЗ).

Платежный терминал позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия представителя агента.

Юридические вопросы

Платежные агенты. Оператор от своего имени или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от плательщиков, которые погашают свои обязательства перед поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером (п. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора работать оператору нельзя.

По запросу плательщика поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и своих платежных агентах (п. 3 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

Договор о приеме платежей от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п. 4 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Это может быть неустойка, залог, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и т. д. (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств выбирают стороны.

Если договором не запрещено, оператор может привлекать субагентов (п. 7 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме платежей (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и пр.).

Субагенты принимают платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это предусмотрено договором между оператором и поставщиком — от имени поставщика (п. 8 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

Таким образом, оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора — с поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п. 11 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

На каждом терминале (на заставке экрана или корпусе) нужно разместить:

  • адрес пункта приема платежей;
  • наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей или платежного субагента;
  • наименования поставщиков;
  • реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи принимает субагент;
  • размер комиссии, если она удерживается;
  • способы подачи претензий;
  • телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного субагента, если он есть;
  • адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения перечислены в пункте 13 статьи 4 Закона № 103-ФЗ

Для расчетов с поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным банковским счетом, на который поступают все наличные суммы, перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Платежные агенты. Руководствуясь Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее — Положение), перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п. 3 и 4 Положения):

  • заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью организации;
  • карту постановки на учет (форма 2-КПУ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 № 164).

В течение десяти дней принимается решение (п. 7 Положения), которое выдается представителю организации под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Положение утверждено постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28

Заметим, что в постановке на учет может быть отказано только в том случае, если документы были оформлены неверно (п. 6 Положения). Их можно исправить и в течение пяти дней вновь обратиться в Росфинмониторинг (п. 8 Положения).

Об изменении указанных в карте сведений нужно сообщить не позднее пяти дней (п. 10 Положения).

За нарушение Положения предусмотрена ответственность (ст. 15.27 КоАП РФ). Должностные лица наказываются на сумму от 10 000 до 20 000 руб., организации — от 50 000 до 500 000 руб. Юридических лиц могут вместо штрафа обязать приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ) в определенных обстоятельствах оператор должен идентифицировать плательщиков (п. 6 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Устанавливаются следующие сведения (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ):

  • ФИО;
  • гражданство;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты;
  • реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в России;
  • адрес места жительства (регистрации) или пребывания;
  • ИНН (при наличии).

Идентификация не предусмотрена при расчетах в пределах 30 000 руб.:

  • с бюджетами всех уровней, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, а также пеням и штрафам;
  • за услуги бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, а также местного самоуправления;
  • за жилье, коммунальные и связевые услуги, охрану квартир и установку охранной сигнализации;
  • по взносам в садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения и гаражно-строительные кооперативы;
  • за платные автомобильные стоянки;
  • по алиментам.

Случаи, когда идентификация граждан не проводится, перечислены в пункте 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ

Во всех других случаях независимо от размера перечислений проводится идентификация граждан.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 8 Закона № 121-ФЗ

Обратите внимание: статьей 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее — Закон № 121-ФЗ) в пункт 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ внесены изменения, вступающие в силу спустя 180 дней после официальной публикации, то есть 6 декабря 2009 года. Максимальная сумма платежа, причем любого назначения, при которой операторы не обязаны выяснять личные данные, составит 15 000 руб.

Субагенты вправе принимать платежи только тогда, когда идентификация плательщиков не требуется (п. 10 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), поэтому им не нужно вставать на учет в Росфинмо-ниторинге.

Возможность применения упрощенной системы

Прием платежей через терминалы не относится к видам деятельности, при которых согласно пункту 3 статьи 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения запрещена. Поэтому, если остальные ограничения, предусмотренные статьями 346.12 и 346.13 НК РФ, соблюдены, платежные агенты (операторы и субагенты) вправе ее применять.

Уточним один момент. Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ доходы при упрощенной системе, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 20 млн. руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. Что сравнивать с лимитом — всю сумму, внесенную в терминал, или только комиссию, удержанную из средств плательщика, плюс вознаграждение от поставщика (или оператора)?

С 1 января 2010 года лимит доходов составит 60 млн. руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в новой редакции)

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ доходы, указанные в статье 251 НК РФ, не облагаются единым налогом, в том числе имущество (деньги), полученные комиссионером, агентом или иным поверенным для исполнения соответствующих обязательств (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Договор о приеме платежей от физических лиц, на основании которого работают платежные агенты, по сути является посредническим. Поэтому в лимитируемые доходы включается только комиссия и вознаграждение. Другие суммы, поступившие от плательщика и перечисленные поставщику (или оператору), в них не входят.

Кассовый аппарат

Нужно ли платежные терминалы оснащать ККТ? Налоговые органы считают, что нужно, так как платежный терминал не включен в Госреестр и не относится к кассовой технике (письма ФНС России от 20.09.2006 № 06-9-10/322@, а также УФНС России по г. Москве от 17.04.2006 № 22-12/31184 и от 09.02.2007 № 22-12/012443).

Существует и другая точка зрения. Согласно статье 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ) наряду с контрольно-кассовыми машинами, имеющими фискальную память, при расчетах наличностью или по платежным картам можно применять электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы. Поэтому к организациям и индивидуальным предпринимателям, использующим кассовые устройства, предусмотренные Законом № 54-ФЗ, не могут быть предъявлены претензии за отсутствие контрольно-кассовой машины. Таким образом, работа на более совершенном аппарате равноценна применению обычной кассовой техники.

Вывод Пленума ВАС РФ, который содержится в пункте 2 постановления от 31.07.2003 № 16

Согласно статье 14.5 КоАП РФ административная ответственность следует, если при расчетах наличными или по платежным картам за товары (работы, услуги), оговоренные законодательством, не применяются контрольно-кассовые машины. Президиум ВАС РФ указал (постановление от 28.01.2008 № 11301/07), что прием денег через терминалы не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного в статье 14.5 КоАП РФ. То есть владельцев терминалов, в которых нет фискальной памяти, нельзя привлечь к административной ответственности.

Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенные правовыми нормами, за которые установлена ответственность

Как показывает арбитражная практика, суды обычно прибегают к такому же доводу (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 № А82-3069/2007-22, Поволжского округа от 11.03.2008 № А12-18304/07-С24 и Западно-Сибирского округа от 27.09.2007 № Ф-04-6618/2007 (38538-А46-27)). Дополнительным аргументом служит наличие квитанций, выдаваемых клиентам, в которых обозначены номер терминала, сумма, дата и время платежа, контактный телефон, а также другие реквизиты, с помощью которых можно контролировать оборот наличности. А раз терминал позволяет это осуществлять, ни охраняемые общественные отношения в сфере торговли и услуг, ни налоговая дисциплина не страдают и состава правонарушения, приведенного в статье 14.5 КоАП РФ, нет. Значит, наказание не назначается.

До сих пор можно было решать самим, использовать ли в терминалах кассовый аппарат. Одни, кто не хотел осложнений, использовали, для других дело чаще всего заканчивалось судом. Однако с 1 января 2010 года выбора не останется. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежные агенты обязаны применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой, также как и соблюдать остальные требования законодательства к наличным денежным расчетам.

Кроме того, Законом № 121-ФЗ внесены изменения в статью 14.5 КоАП РФ, вступающие в силу 1 января 2010 года (п. 1 ст. 8 Закона № 121-ФЗ). Ответственность будет предусмотрена за отсутствие кассовой техники, а не кассовых машин.

Итак, с нового года любые терминалы будут оснащаться ККТ и после оплаты станут отпечатывать чек (п. 1 ст. 5, подп. 4 п. 1 ст. 6 и ст. 8 Закона № 103-ФЗ). Необходимо, чтобы записи на нем были различимы хотя бы в течение шести месяцев (п. 3 ст. 5 Закона № 103-ФЗ).

В чеке должны содержаться (п. 2 ст. 5 Закона № 103-ФЗ):

  • наименование документа (кассовый чек);
  • наименование товара (работы, услуги);
  • принятая денежная сумма;
  • размер комиссии (в случае взимания с плательщика);
  • дата и время приема денег, номер чека и контрольно-кассовой техники;
  • адрес места установки терминала;
  • наименование, ИНН и место нахождения платежного агента;
  • телефон поставщика и оператора (или субагента).

К аппарату, размещаемому в терминале, предъявляются требования законодательства о применении кассовой техники при наличных денежных расчетах (п. 4 ст. 6 Закона № 103-ФЗ). При переносе терминала агент обязан в тот же день уведомить налоговый орган о новом адресе (п. 5 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).

Кассовый механизм в составе терминала

В связи с введением Закона № 103-ФЗ потребовалось внести изменения в Закон № 54-ФЗ, которые были приняты Законом № 121-ФЗ и вступают в силу 1 января 2010 года.

В статью 1 Закона № 54-ФЗ добавлена характеристика платежного терминала, а в статью 4 — встроенного в него кассового аппарата (новый пункт 1.1). Кассовый аппарат, снабженный фискальной памятью, контрольной лентой и часами реального времени, к которому прилагается паспорт установленного образца, должен:

  • обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение данных о платежах на контрольной ленте и в фискальной памяти;
  • работать в фискальном режиме, а в иных — исключать выдачу кассового чека;
  • передавать в фискальном режиме зарегистрированные данные о платежах в некорректируемом виде другим узлам терминала.

Опломбированное в предусмотренном порядке, устройство следует зарегистрировать в налоговом органе по месту учета налогоплательщика, указав адрес нахождения терминала

Налоговый учет доходов

Как было сказано, при упрощенном режиме, как и при общем, не отражаются доходы, упомянутые в статье 251 НК РФ. Согласно подпункту 9 пункта 1 деньги и другое имущество, поступившие в соответствии с условиями посреднического договора, не учитываются. Поэтому суммы, инкассированные из терминала и перечисленные поставщику (или оператору), в налоговую базу оператора (или субагента) не включаются.

Ссылка на статью 251 НК РФ дана в подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ

Оператор (или субагент) вправе взимать с клиента комиссию, если это предусмотрено договором с поставщиком (или с оператором). Ее удерживают из платежа и поставщику (или оператору) не переводят, а включают в свои облагаемые доходы (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Согласно кассовому методу, используемому при упрощенной системе, доходы признаются в день, когда налогоплательщик получает деньги на банковский счет или в кассу либо задолженность перед ним погашается иным способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Значит, комиссию нужно учесть в день поступления денег в терминал.

Обычно по итогам месяца поставщик (или оператор) выплачивает оператору (или субагенту) вознаграждение. Оно тоже отражается в облагаемых доходах сразу, как только получено (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

ООО «Спринт», применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, принимает платежи от физических лиц через терминал в качестве агента. Согласно договору, заключенному с поставщиком, с каждого платежа агент вправе удерживать комиссию в размере 3%. Кроме того, по итогам каждого месяца ему полагается вознаграждение, равное 1,2% от суммы, переведенной поставщику.

В октябре 2009 года пользователи сотовой связи уплатили через терминал, принадлежащий ООО «Спринт», 315 000 руб. Поставщик перечислил вознаграждение 2 ноября. Отразим в налоговой базе доходы ООО «Спринт».

Комиссию в размере 9450 руб. (315 000 руб. х 3%) следует включить в облагаемые доходы, но не всю сразу, а по мере поступления денег в терминал, то есть ежедневно отражать по 3% с суммы, полученной от клиентов. Остальная часть, перечисленная на расчетный счет поставщика, — 305 550 руб. (315 000 руб. - 9450 руб.) на налоговую базу не повлияет. 2 ноября 2009 года нужно увеличить доходы на вознаграждение. Оно составляет 3666,6 руб. (305 550 руб. х 1,2%).

Налоговый учет расходов

Обсудим некоторые характерные затраты. Напомним, что учесть их могут лишь те организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы.

Затраты на покупку и установку

Как правило, стоимость терминала превышает 20 000 руб., а срок полезного использования — 12 месяцев. Значит, он является амортизируемым имуществом и относится к основным средствам (п. 4 ст. 346.16 и п. 1 ст. 256 НК РФ). Затраты на покупку таких объектов признаются согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списываются равными долями поквартально в течение налогового периода после оплаты и ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Имеется в виду, что покупка совершена, когда применялась упрощенная система. Если объект приобретен раньше, при другом налоговом режиме, его остаточная стоимость учитывается в зависимости от срока полезного использования (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Об этом можно прочитать в статье «Учет основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему» // Упрощенка, 2009, № 4

Заметим, что при упрощенном режиме первоначальная стоимость основных средств определяется по правилам бухгалтерского учета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, в нее входят суммы, затраченные на приобретение, перевозку и доводку объекта до рабочего состояния. Поэтому транспортные расходы и плата за подключение к электросети увеличат первоначальную стоимость терминала.

ООО «Молния» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 19 октября 2009 года общество купило и рассчиталось за платежный терминал стоимостью 56 000 руб. (в том числе НДС 8542,37 руб.). 21 октября терминал перевезли, оплатив доставку, а 22-го — подключили. Стоимость транспортных услуг — 8500 руб. (без НДС), установки — 6200 руб. (без НДС). Терминал введен в эксплуатацию 23 октября. Отразим затраты на его покупку в налоговой базе.

Первоначальную стоимость составят суммы, уплаченные за терминал, его доставку и подключение. Она равна 70 700 руб. (56 000руб. + 8500руб. + 6200руб.). Терминал приобретен, оплачен и введен в эксплуатацию в IV квартале 2009 года. Значит, 70 700 руб. можно отразить в разделе 1 Книги учета доходов и расходов 31 декабря (таблица).

При упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость основных средств

Если терминал арендуется, расходы признаются согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Только нельзя забывать, что при упрощенной системе это возможно после их осуществления и оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому аванс списывается лишь после того, как закончится оплаченный месяц. Кстати, чтобы установить терминал, достаточно квадратного метра площади, которую точно так же можно арендовать, а плату за нее включать в налоговую базу (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Фрагмент заполнения Книги учета доходов и расходов ООО «Молния» за IV квартал 2009 года
№ п/п Дата и номер первичного документа Содержание операции Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы
732 Итоговое значение графы 12 раздела 2 за IV квартал 2009 года Учтена в расходах покупная стоимость терминала 70 700

Затраты на обслуживание

Платежные агенты. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, применяя упрощенную систему, можно учесть материальные расходы. Их состав определяется согласно статье 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В подпункте 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ указаны затраты на электроэнергию, то есть они включаются в налоговую базу.

Выручку из терминалов извлекают специальные службы. При упрощенной системе признается стоимость услуг кредитных организаций (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Инкассация является банковской услугой (ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1), поэтому издержки на нее учитываются.

Некоторые владельцы страхуют терминалы от вандализма, пожара и взломов. К сожалению, при упрощенной системе разрешено учитывать только стоимость обязательного страхования имущества, предусмотренного законодательством (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Терминалы страхуются по желанию, поэтому стоимость страховки отразить в налоговой базе не удастся.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка