Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24

О кассовых проверках

22 апреля 2010 23 просмотра

Сайт журнала «Упрощенка»
Электронный журнал «Упрощенка»

Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета директоров ЦБ России от 22.09.93 № 40 (далее – Порядок) и касается всех налогоплательщиков, а если они ведут наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт, то обязаны также руководствоваться Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ).

Проверяющие органы

О кассовых проверках. Согласно пункту 41 Порядка банк должен систематически проверять, как соблюдаются требования к кассовым операциям. Обычно запрашивается кассовая книга, приходные и расходные ордера, зарплатные ведомости, авансовые отчеты и другие первичные документы, имеющие отношение к кассовым операциям. Проверка устраивается не реже одного раза в два года. Рекомендации по ее процедуре даются в приложении 7 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.98 № 14-П (далее – Положение).

После проверки сотрудник банка составляет справку по форме 0408026, приведенной в приложении 8 к Положению (далее – справка). Ее заполняют в трех экземплярах и подписывают руководитель организации, ее главный бухгалтер и представитель банка. В трехдневный срок с результатами проверки знакомится директор банка или его заместитель, а затем один экземпляр передается организации, второй остается у банка, а третий, если обнаружены правонарушения, направляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика. Получив документ, она рассматривает обстоятельства дела, при необходимости составляет протокол об административном правонарушении и определяет санкции. Таким образом, кредитные организации не привлекают компании, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности. Они лишь сообщают о выявленных нарушениях налоговой инспекции.

Налоговый орган, так же как и кредитные организации, вправе проследить за кассовой дисциплиной (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ) и, выявив недочеты, составить протокол и взыскать штрафы (п. 1 ст. 23.5, п. 1 и п. 3 ст. 28.3 КоАП РФ). Соответствующими полномочиями наделены и органы внутренних дел (п. 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ и п. 42 Порядка).

Административная ответственность

На нарушителей кассовой дисциплины налагаются санкции в зависимости от проступка.

За продажу товаров (выполнение работ или оказание услуг) без указания изготовителя (исполнителя, продавца) или иных сведений, которые должны предоставляться в соответствии с законодательством, штраф составляет (п. 1 ст. 14.5 КоАП РФ):
– для организаций – от 30 000 до 40 000 руб.;
– должностных лиц и – от 3000 до 4000 руб.;
– граждан – от 1500 до 2000 руб.

Такие же штрафы придется уплатить, если (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
– не применять кассовую технику в случаях, оговоренных федеральными законами;
– эксплуатировать кассовую технику, не соответствующую установленным требованиям;
– не соблюдать правила ее использования и регистрации;
– не выдавать по требованию покупателя (клиента) документ (товарный чек, квитанцию и т. д.), подтверждающий прием денег за товар, работу или услугу, в случаях, перечисленных в Законе № 54-ФЗ.

Согласно статье 15.1 КоАП РФ, если при проверке обнаружилось нарушение правил работы с денежной наличностью и Порядка, с организации могут взыскать от 40 000 до 50 000 руб., а с должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

По той же статье 15.1 КоАП РФ привлекают к ответственности налогоплательщика, который:
– превышает лимит расчетов наличными деньгами между организациями и индивидуальными предпринимателями;
– не приходует или не полностью приходует в кассу наличность;
– не соблюдает правила хранения свободных денежных сумм;
– оставляет на конец дня в кассе наличные средства сверх установленного банком лимита.

А кто должен отвечать за превышение лимита наличных расчетов – передавший или получивший деньги? В КоАП РФ об этом не говорится, и мы обратимся к разъяснениям налоговых органов. По их мнению, отвечает покупатель (заказчик), то есть сторона, которая платила наличными (письмо УМНС России по г. Москве от 30.12.2002 № 29-12/64034). У судов, как правило, такая же точка зрения (постановление ФАС Московского округа от 22.05.2006 № КА-А40/4070-06).

Еще один важный момент. Согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении выносится не позднее двух месяцев после того, как оно совершено, но когда игнорируются требования законодательства о налогах и сборах, срок возрастает до одного года. Об ответственности за административные нарушения в области налогов и сборов говорится в статьях 15.3–15.9 и 15.11 КоАП РФ (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2). Значит, правонарушения, указанные в статьях 14.5 и 15.1 КоАП РФ, не являются налоговыми и, если совершены более двух месяцев назад, контролирующие органы не вправе возбуждать административное производство.

Срок давности по длящемуся правонарушению начинается с того момента, как оно зафиксировано (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). К какой категории относятся действия, перечисленные в статьях 14.5 и 15.1 КоАП РФ? Прием наличных или платежных карт за выполненные работы, оказанные услуги или проданные товары без применения ККТ, превышение лимита расчетов между организациями и индивидуальными предпринимателями, а также неоприходование в кассу денежной наличности являются разовыми правонарушениями. К такому же заключению приходят налоговые органы и суды (письма УФНС России по г. Москве от 02.08.2007 № 34-25/073537 и от 02.03.2006 № 09-17/16385, а также постановление ФАС Центрального округа от 08.02.2007 № А09-7032/06-30). Значит, оштрафовать в этих случаях могут только в течение двух месяцев со дня правонарушения.

Что проверяется

О кассовых проверках. Согласно приложению 7 к Положению кредитные организации следят:
– за оприходованием наличности, полученной в банке;
– сдачей денег в банковскую кассу;
– соблюдением согласованных с банком условий расходования наличных сумм, поступающих в кассу предприятия;
– соблюдением лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
– соблюдением лимита остатка наличности в кассе предприятия;
– ведением кассовой книги и иных кассовых документов.

Налоговым инспекциям :
– проверять соблюдение требований Закона № 54-ФЗ;
– контролировать учет выручки;
– проверять документы, связанные с кассовыми аппаратами;
– обращаться за справками и сведениями по вопросам, возникающим во время проверки;
– проверять выдачу кассовых чеков;
– налагать штрафы в случаях, установленных КоАП РФ.

Заметим, сотрудники налоговой инспекции не вправе интересоваться, как выполняются установки Порядка. Это прерогатива банка. Однако, основываясь на предоставленных сведениях, штрафовать будет именно налоговая инспекция. Повторим, в компетенцию налоговых органов входит контроль соблюдения законодательства, регулирующего применение кассовой техники.

Лимит остатка наличности в кассе

Согласно пункту 5 Порядка наличных в кассе не должно быть больше лимита, назначенного банком по согласованию с руководителем компании. Сверхлимитные суммы необходимо отправлять в банк по оговоренной схеме в определенное время (п. 6 Порядка). При необходимости лимиты пересматриваются. Одно исключение: наличность, отложенную на выдачу заработной платы, социальных пособий и стипендий, допускается хранить в любом количестве, но в течение трех дней (п. 9 Порядка).

При проверке кредитная организация:
– уточняет, сколько наличности поступило в кассу за контрольный период и сколько сдано в банк;
– определяет, когда были возвращены в банк не выданные в срок зарплата, социальные пособия и др.;
– сверяет суммы и даты сдачи наличности в банк с записями в кассовой книге;
– обнаружив расхождения между банковскими данными и записями в кассовой книге, выясняет причины.

Кассовый остаток просматривается за каждый день проверяемого периода. В справке банк указывает лимит остатка и фактическую сумму наличных в дни, в которые был нарушен лимит. Кроме того, определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также средняя величина сверхлимитной кассовой наличности. Средний показатель равен общей сумме превышения лимита, деленной на число дней превышения лимита.

Расходование наличных средств

Согласно пункту 7 Порядка организация, имеющая постоянную выручку, может ее использовать, согласовав с обслуживающим банком, на вознаграждения, социально-трудовые выплаты, сельскохозяйственную продукцию, тару и вещи, закупаемые у населения. К этим позициям Центральный банк :
– прочие выплаты работникам;
– стипендии;
– командировочные расходы;
– товары (кроме ценных бумаг), работы и услуги;
– возврат за товары (работы, услуги), которые покупатели (заказчики) оплатили наличными;
– страховые возмещения (страховые суммы) по договорам страхования физических лиц.

Если потребуются деньги на другие расходы, придется сначала сдать выручку в банк, снять нужную сумму с расчетного счета, оприходовать в кассу и только потом тратить.

На основании первичных учетных документов по кассовым операциям и других бухгалтерских данных банк проверяет, на что расходуется выручка, поступившая в кассу предприятия.

Пример 

ООО «Лабиринт», применяющее УСН, заключило с индивидуальным предпринимателем договор купли-продажи товаров стоимостью 250 000 руб. Предприниматель перевел деньги на расчетный счет организации, но приобрел товар лишь на 200 000 руб. Оставшиеся 50 000 руб. ему вернули, взяв из наличной выручки в кассе. Нарушено ли условие расходования наличности?

Да, нарушено. Выдавать деньги из кассы разрешено за непроданный товар, оплаченный наличными, а предприниматель перечислил деньги за товар на расчетный счет. Однако ответственность за такое правонарушение административным законодательством не предусмотрена, поэтому налоговая инспекция не может оштрафовать организацию.

Лимит расчетов наличными

Стороны договора, которыми являются две организации, организация и индивидуальный предприниматель или два предпринимателя, вправе расплачиваться друг с другом наличными в размере не более 100 000 руб. по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У). Ограничение остается в силе, если от имени организации или предпринимателя по доверенности выступает сотрудник, использующий подотчетные суммы (п. 4 письма ЦБ РФ от 04.12.2007 № 190-Т).

Чтобы узнать, соблюдается лимит или нет, проверяются записи в первичной учетной документации по кассовым операциям, отчеты о тратах подотчетных лиц, товарные чеки и счета. Если выявлено правонарушение, в справке банк указывает сумму платежа и наименование участников расчета.

Пример 

ООО «Мелодия» заключило договор подряда с индивидуальным предпринимателем Н.К. Перепелкиным, применяющим УСН. Работы оплачивались наличными в два этапа: 31 марта 2010 года организация выплатила подрядчику 56 000 руб., а 22 апреля – 60 000 руб. Могут ли налоговые органы оштрафовать предпринимателя?

Несмотря на то что каждая сумма меньше 100 000 руб., лимит расчета наличными превышен. Дело в том, что в Указании ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У не задаются временные условия (например, один рабочий день). Речь идет только о максимальной сумме в рамках одного договора, а срок его действия и периодичность платежей роли не играют (п. 2 письма ЦБ РФ от 04.12.2007 № 190-Т).

Общая стоимость подрядных работ, оплаченных наличными, составляет 116 000 руб. (56 000 руб. + 60 000 руб.). Это больше лимита (116 000 руб. > 100 000 руб.). Значит, произошло административное правонарушение, однако налоговые органы не вправе применить санкции к Н.К. Перепелкину. Вспомним, что в такой ситуации ответственность несет заказчик (тот, кто платит), поэтому штраф будет платить ООО «Мелодия» и его должностные лица.

Применение ККТ

Вопросы, связанные с кассовой техникой, курируют налоговые органы. Они проверяют, выдаются ли кассовые чеки при реализации товаров (услуг, работ) за наличный расчет или с использованием платежных карт. Для этого сотрудники инспекций обычно прибегают к контрольным закупкам. Правомерно ли это?

Ни Закон № 54-ФЗ, ни КоАП РФ не регламентируют способы проверки. Кроме того, в статьях 31 и 32 НК РФ, в которых указаны права и обязанности налоговых органов, о контрольных закупках не говорится. Получается, проводить их могут только структуры, ведущие оперативно-розыскную деятельность, потому что контрольная (проверочная) закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ). Однако такие доводы не смущают налоговиков, да и суды нередко их поддерживают. Например, ФАС Северо-Западного округа признал подобные действия обоснованными, так как Закон № 54-ФЗ не ограничивает право должностных лиц налогового органа приобретать товары и получать услуги в целях проверки (постановление от 16.10.2008 № А21-2015/2008). К аналогичному выводу пришел ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 05.09.2007 № А82-1586/2007-22).

Президиум ВАС РФ исходил из другого: оперативно-розыскные мероприятия, одним из которых является проверочная закупка, могут проводить только уполномоченные органы. Налоговые инспекции таким правом не наделены (постановления от 16.06.2009 № 1988/09 и от 02.09.2008 № 3125/08), а доказательства, добытые незаконным путем, не принимаются во внимание (п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Надеемся, что если не налоговые органы, то хотя бы суды прислушаются к мнению Президиума ВАС РФ.

Считается, что предприниматель или организация не применяет кассовую технику, если (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16):
– фактически не использует ее (в том числе из-за отсутствия);
– эксплуатирует, не зарегистрировав в налоговой инспекции;
– используемая модель не внесена в государственный реестр;
– в аппарате нет фискальной памяти либо фискальная память есть, но она отключена или неисправна;
– у аппарата отсутствует или повреждена пломба;
– на кассовом чеке пробивается сумма меньше уплаченной покупателем (клиентом).

Такие же пояснения содержатся в письме Минфина России от 12.08.2009 № 03-01-15/8-412.

Пример 

ООО «Салют» применяет УСН. В ходе проверки инспекция обнаружила, что 18 января 2010 года организация продала товар, за который покупатель расплатился наличными, но не выдала кассовый чек. Протокол составлен 21 апреля. На основании его возбуждено административное дело о правонарушении, за которое предусмотрена ответственность согласно статье 14.5 КоАП РФ. Права ли инспекция?

Нет, не права. Неприменение кассовой техники при продаже товара за наличные является разовым правонарушением, и срок исковой давности по нему отсчитывается с того дня, в который оно было совершено. Значит, налоговые органы не могут привлечь к ответственности ООО «Салют» позже двух месяцев, истекших после 18 января 2010 года.

Кассовые операции у предпринимателей

Должны ли индивидуальные предприниматели следовать Порядку ведения кассовых операций в РФ, утвержденному решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40? На первый взгляд нет. В документе четко указано только об организациях. Однако Минфин считает по-другому (письмо от 25.01.2008 № 03-11-05/14), ссылаясь на пункт 4 статьи 346.11 НК РФ, согласно которому правила кассовых операций распространяются на предпринимателей. На этом настаивает и Центробанк (письмо от 17.07.2006 № 08-17/2540), так как в пункте 3 статьи 23 ГК РФ говорится, что предприниматели подчиняются требованиям Гражданского кодекса для организаций, если иное не вытекает из законодательства. Доводы сомнительные. Во-первых, Гражданский кодекс не регулирует кассовые операции, во-вторых, его положения действуют, когда в законодательстве нет других. В данном же случае существует специальный нормативно-правовой документ, в котором о предпринимателях не упоминается. Тем не менее предпринимателям, которые не будут соблюдать порядок ведения кассовых операций, придется разбирать возникающие споры скорее всего в суде.

Индивидуальные предприниматели несут ту же административную ответственность, что и должностные лица, если КоАП РФ не предусмотрено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Полномочия указаны в пункте 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ.

Перечень приведен в пункте 2 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка