Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Эксплуатация ККТ и учет кассовых расходов

21 сентября 2010 118 просмотров

Сайт журнала «Упрощенка»
Электронный журнал «Упрощенка»

Требования, предъявляемые к ККТ, перечислены в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ). Во-первых, применяться могут только те модели, которые включены в Государственный реестр ККТ (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Во-вторых, кассовый аппарат необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту учета организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 4 Закона № 54-ФЗ). И, наконец, в-третьих, он должен быть исправным, опломбированным, иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Рассмотрим некоторые требования более подробно.

Лучше покупать модели ККТ, включенные в Государственный реестр ККТ

Правила ведения Государственного реестра ККТ, а также требования к его структуре и составу сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 № 39. Государственный реестр ККТ (далее – Реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Сведения о модели ККТ включаются в Реестр, изменяются и исключаются из него по решению Минпромторга России.

Реестр состоит из двух разделов. В первом содержатся сведения о моделях ККТ, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Во второй раздел включаются сведения о моделях ККТ, которые могут эксплуатироваться при совершении кассовых операций кредитными организациями, а также об используемых в этих моделях программных продуктах. Изменения и дополнения, вносимые в Реестр, должны быть официально опубликованы в течение 10 дней со дня их принятия.

Если модель ККТ раньше была разрешена для использования, но впоследствии исключена из Реестра, налогоплательщик может ее применять до истечения нормативного срока ее амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). А что понимать под нормативным сроком амортизации? Данный вопрос разъясняется в письмах Минфина России от 31.10.2008 № 03-01-15/10-343 и от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124. Продолжительность срока амортизации определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда (ОКОФ 14 3010000). Она входит в четвертую амортизационную группу, куда включается имущество со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно. Таким образом, применять кассовый аппарат, модель которого исключена из Реестра, можно до истечения семи лет с момента ввода его в эксплуатацию.

Еще один важный момент. Представим, что организация приобрела , исключенную из Реестра, но с неистекшим нормативным сроком амортизации. Зарегистрирует ли налоговая инспекция такой кассовый аппарат? По мнению Минфина России, регистрировать ККТ, исключенную из Реестра, допускается только в определенных случаях:
– при изменении наименования организации, ФИО индивидуального предпринимателя;
– изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
– реорганизации юридического лица;
– государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, если ранее он уже был предпринимателем, но прекратил свою деятельность;
– внесении ККТ в уставный капитал (уставный фонд) организации;
– регистрации организации гражданином, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована ККТ.

Следовательно, покупать вполне пригодный к использованию, но исключенный из Реестра кассовый аппарат не стоит: налоговая инспекция его вряд ли зарегистрирует, а значит, его эксплуатация невозможна.

Как зарегистрировать кассовый аппарат в налоговом органе

При налоговики руководствуются Положением о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – Положение). Кроме того, приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н утвержден Административный регламент исполнения ФНС государственной функции по регистрации в установленном порядке ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ (далее – Административный регламент).

Регистрация контрольно-кассовой техники включает в себя следующие процедуры:
– прием документов от пользователя ККТ (уполномоченного лица);
– рассмотрение представленных документов;
– осмотр ККТ, ее фискализация и регистрация;
– перерегистрация, снятие с регистрации ККТ.

На выполнение всех процедур отводится пять рабочих дней с момента подачи заявления на регистрацию ККТ (п. 18 Административного регламента и п. 15 Положения). Если пользователь представил неполный комплект документов и впоследствии принес недостающие или исправленные, то срок исчисляется со дня подачи последнего документа.

Прием документов

Согласно пункту 27 Административного регламента организации и индивидуальные предприниматели для регистрации ККТ должны представить в инспекцию следующие :
– заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@, и его копию (для проставления штампа о принятии комплекта документов к рассмотрению налоговым органом);
– паспорт ККТ;
– договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком ККТ или центром технической поддержки.

Указанные документы организации подают в налоговый орган по месту учета, обособленные подразделения – по месту нахождения, а индивидуальные предприниматели – по месту жительства. Налоговый инспектор принимает и регистрирует заявление в день представления документов. Заметим: максимальный срок приема одного комплекта документов не должен превышать 30 минут (п. 32 Административного регламента).

Получив от пользователя документы, специалист, ответственный за их прием, на копии заявления ставит регистрационный штамп о принятии документов, расписывается, указывает дату и ФИО. Далее он заносит данные в компьютерную базу территориального налогового органа и в информационную систему электронного оборота документов. После этого документы направляются в структурное подразделение, ответственное за регистрацию ККТ.

Рассмотрение представленных документов

Специалист структурного подразделения, ответственного за регистрацию ККТ (далее – специалист), приняв документы, проверяет их комплектность. Если поданы не все документы или документы неправильно оформлены, специалист должен уведомить об этом пользователя. Если выявлены неустранимые недостатки, специалист в течение пяти рабочих дней после получения заявления направляет пользователю письмо с уведомлением о вручении, к которому прикладывает возвращаемый комплект документов (п. 37 и 23 Административного регламента).

Если все в порядке, то после проверки документов и устранения замечаний согласовывается время и место проведения осмотра ККТ, ее фискализации и регистрации.

Осмотр ККТ, ее фискализация и регистрация

Специалист в согласованное время осматривает ККТ, проводит ее фискализацию и регистрацию в территориальном налоговом органе или по месту установки кассового аппарата. Во время осмотра специалист:
– убеждается в исправности ККТ;
– обращает внимание на целостность корпуса;
– проверяет наличие на корпусе ККТ знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание» и идентификационного знака, который содержит наименование модели кассового аппарата и ее заводской номер.

После осмотра ККТ проводится ее фискализация. При этом вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых на кассовом чеке на сумму 1 рубль 11 копеек и снимается первый Z-отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации кассового аппарата хранятся в территориальном налоговом органе в течение пяти лет (п. 41 Административного регламента).

После фискализации специалист и пользователь подписывают акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков кассового аппарата (п. 42 Административного регламента). Специалист вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета контрольно-кассовой техники и делает отметку в паспорте кассового аппарата, которая заверяется печатью территориального налогового органа. Далее пользователю выдается карточка регистрации ККТ, подписанная руководителем территориального налогового органа или его заместителем и заверенная печатью, а также возвращаются документы, которые прилагались к заявлению о регистрации ККТ. Карточка регистрации ККТ хранится у пользователя по месту установки кассового аппарата вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ в течение всего срока эксплуатации кассового аппарата. Эти документы должны быть предъявлены по требованию территориального налогового органа.

Как учитываются расходы на приобретение…

Если кассовый аппарат стоит более 20 000 руб., его учитывают в составе . Стоимость объекта, приобретенного при упрощенной системе, списывается равными долями в последние дни кварталов, оставшихся до конца налогового периода, после того, как он оплачен, введен в эксплуатацию и поданы документы на регистрацию (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Первоначальная стоимость основных средств определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Так сказано в пункте 3 статьи 346.16 НК РФ. Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 в нее входят суммы, затраченные на доставку и подготовку объекта к работе, в том числе транспортные расходы и затраты на подключение аппарата.

Пример

ООО «Триптих», применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, 6 сентября 2010 года купило и оплатило кассовый аппарат стоимостью 22 774 руб. (в том числе НДС 3474 руб.). В тот же день аппарат был доставлен, стоимость услуг по доставке составила 2300 руб. (без НДС). 20 сентября ККТ была зарегистрирована в налоговой инспекции и введена в эксплуатацию. Как учесть в расходах затраченные суммы?

Стоимость кассового аппарата составляет 22 774 руб., то есть больше 20 000 руб., а срок полезного использования свыше 12 месяцев. Значит, кассовый аппарат является основным средством. Первоначальная стоимость складывается из сумм, затраченных на покупку и доставку. Она равна 25 074 руб. (22 774 руб. + 2300 руб.).

Обратите внимание: при упрощенной системе НДС не возмещается, поэтому его включают в первоначальную стоимость. ККТ введена в эксплуатацию и оплачена в III квартале, значит, 30 сентября и 31 декабря 2010 года организация вправе отразить в расходах на покупку основных средств по 12 537 руб. (25 074 руб. : 2 квартала).

Если же стоимость кассового аппарата меньше 20 000 руб., то затраты на его покупку списываются как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Напомним, что при УСН состав материальных расходов определяется в со статьей 254 НК РФ, а в подпункте 3 пункта 1 данной статьи указаны затраты на покупку неамортизируемого имущества. Расходы учитываются после оплаты ККТ и ввода в эксплуатацию.

…техобслуживание ККТ и покупку расходных материалов

В подпункте 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны расходы на обслуживание кассовых аппаратов. Следовательно, периодическая плата центру технической поддержки уменьшает налоговую базу, определяемую при упрощенной системе. Один нюанс. Чтобы учесть затраты на обслуживание ККТ, их следует оплатить и осуществить (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому, если услуги ЦТО оплачены авансом, списать потраченную сумму в расходы можно будет в последний день периода, за который она внесена.

Отметим, что к содержанию контрольно-кассовой техники относится не только техническое обслуживание, но и процедуры, связанные с регистрацией кассовых машин в налоговой инспекции, их переосвидетельствованием, пломбированием, и некоторые другие. Также к обслуживанию ККТ относится установка ЭКЛЗ – электронной контрольной ленты защищенной, без которой кассовые аппараты не применяются. Таким образом, стоимость всех перечисленных услуг после оплаты можно включить в налоговую базу при УСН на основании подпункта 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Кассовый аппарат не может работать без чековой ленты и картриджа. Также иногда приходится приобретать запчасти для ККТ или иные расходные материалы. Издержки на их покупку напрямую не относятся к затратам на техобслуживание, поэтому на основании подпункта 35 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ их учесть нельзя. Однако подобные затраты можно списать по другой статье: стоимость материалов, закупленных для производственных и хозяйственных нужд, является материальным расходом (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 и подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и включается в налоговую базу сразу после оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Услуги по заправке картриджей носят производственный характер, поэтому после оплаты их также можно отнести к материальным расходам (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

На заметку. Когда ККТ зарегистрировать нельзя

Специалист структурного подразделения, ответственного за регистрацию, должен отказать пользователю в регистрации или перерегистрации кассового аппарата и вернуть поданные документы, если (п. 22 Административного регламента):
– представлен неполный комплект документов или документы оформлены неправильно, а пользователь не устранил указанные недостатки;
– для регистрации предъявлена модель ККТ, не включенная в Реестр или исключенная из него;
– истек срок амортизации ранее применявшегося кассового аппарата, исключенного из Реестра;
– предъявлена ККТ, находящаяся в розыске;
– обнаружены неисправности кассового аппарата, отсутствуют марки-пломбы, идентификационный знак или средства визуального контроля (знаки «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание»);
– не заключен договор о технической поддержке ККТ между пользователем и поставщиком или центром технического обслуживания;
– при перерегистрации ККТ представлены чеки, контрольные ленты и фискальные отчеты, не соответствующие техническим требованиям или отпечатанные в нефискальном режиме.

На заметку. Основные понятия, связанные с кассовой техникой

Поясним некоторые термины. Все они приведены в пункте 2 Положения.

Знак «Государственный реестр» – средство визуального контроля, устанавливаемое на корпус ККТ ее поставщиком, если сведения о модели такой техники внесены в Реестр.

Заводской номер ККТ – индивидуальный номер кассового аппарата, который присваивается ему при изготовлении.

Знак «Сервисное обслуживание» – средство визуального контроля, устанавливаемое на корпус ККТ поставщиком или центром технического обслуживания.

Идентификационный знак – номерной знак на корпусе ККТ, позволяющий ее идентифицировать.

Из истории УСН. Подпункта не было, но расходы учитывались

Заметим, пять лет назад затраты на обслуживание ККТ в перечне расходов при УСН отсутствовали. Подпункт 35 добавлен в пункт 1 статьи 346.16 НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года, но их действие распространялось на 2007 год. Тем не менее до этой даты «упрощенцы» были вправе учитывать подобные затраты в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 и подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Так, по крайней мере, рекомендовали сами налоговики (письмо ФНС России от 24.02.2005 № 22-1-11/247@).

О регистрации модели ККТ, исключенной из Реестра, но с неистекшим сроком амортизации, говорится в письмах Минфина России от 16.07.2008 № 03-01-15/9-267 и от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124.

Пользователями являются организации и индивидуальные предприниматели, которые принимают наличные денежные средства и ведут расчеты с использованием платежных карт за реализованные товары, работы и услуги (п. 5 Административного регламента).

Перечень документов, подаваемых для регистрации ККТ, также содержится в пункте 15 Положения.

Реквизиты, которые должны отражаться на кассовом чеке, указаны в пункте 4 Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 30.07.93 № 745.

С 1 января 2011 года к амортизируемому имуществу будут относиться объекты стоимостью более 40 000 руб. Такие изменения внесены в пункт 1 статьи 256 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

Ссылка на статью 254 дана в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ.

Вот мы и рассмотрели учет кассовых расходов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка