Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Минфин необоснованно требует взносы со стоимости путевок

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

[Об учете расходов на оплату услуг вневедомственной охраны. В целях налогообложения прибыли]

18 августа 2005 2858 просмотров

[Об учете расходов на оплату услуг вневедомственной охраны. В целях налогообложения прибыли]

Письмо Министерства Финансов РФ От 28.07.05 № 03-03-04/1/105

Текст документа (в rar-архиве).

Минфин России ответил на запрос читателя «ДК» о том, могут ли организации при расчете налога на прибыль включить в расходы оплату услуг вневедомственной охраны.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА РОССИИ

Специалисты финансового министерства объяснили, что с 1 января 2005 учесть расходы на вневедомственную охрану можно. Это положение теперь прямо прописано в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Такую поправку в главу 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ внес Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ. Причем изменение имеет обратную силу и распространяется на отношения, которые возникли с 1 января 2005 года.

А вот с предыдущими налоговыми периодами возникли сложности.

Минфин России считает, что с 21 октября 2003 года до 1 января 2005 года плательщики не могли учитывать такие расходы. Объясняет он это так. Средства, которые организации перечисляют отделу вневедомственной охраны, являются целевым финансированием. Такой вывод сделал Президиум ВАС в постановлении от 21 октября 2003 г. № 5953/03 (далее – постановление № 5953/03).

Как рассуждал суд? Закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (далее – Закон № 1026-1) относит средства, которые получены от организаций и граждан за оказанные им вневедомственной охраной платные услуги, к целевому финансированию. Правда, суд рассмотрел вопрос только применительно к получателям этих средств. И указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 251 НК РФ такие доходы им не надо облагать налогом на прибыль.

Но Минфин России решил применить вывод суда и к потребителям охранных услуг. Логика такая: поскольку эти суммы не являются доходом для тех, кто охраняет, они не могут быть признаны расходом и для другой стороны. Если денежные средства являются целевым финансированием для получателя, то и для выплачивающей стороны они признаются имуществом, переданным в рамках целевого финансирования. А такие расходы не уменьшают базу по налогу на прибыль (п. 17 статьи 270 НК РФ).

Отметим, что Минфин России уже высказывал такую позицию (письма от 21 декабря 2004 г. № 03-03-01-02/58, от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/107). Однако в предыдущих письмах он не указывал период, с которого плательщик должен был следовать таким наставлениям. В комментируемом письме сказано четко – с момента принятия постановления № 5953/03. То есть с 21 октября 2003 года.

УЧИТЫВАТЬ БЫЛО МОЖНО

Несмотря на то, что вывод главного финансового ведомства построен на решении Президиума ВАС РФ, с ним можно не согласиться. И доказать в суде, что организации могли учитывать расходы на вневедомственную охрану в том числе в период с 21 октября 2003 года по 1 января 2005 года.

Это особенно важно для тех организаций, которых налоговики хотят оштрафовать за то, что они учли такие расходы в указанный период.

А если вы не учитывали их, то можете перерассчитать налог и вернуть переплату из бюджета. Сразу скажем, что сложившаяся судебная практика по этому вопросу – в пользу налогоплательщика.

Аргументы в 2004 году

В опровержение позиции Минфина России можно привести несколько доводов. Начнем с тех из них, которые касаются расчета налога только за 2004 год.

Президиум ВАС РФ вынес постановление № 5953/03 на основании действующего на тот момент законодательства. В частности, он исходил из прежней редакции статьи 35 Закона № 1026-1. В ней говорилось, что финансирование милиции осуществляется в том числе и за счет средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров.

Но с 1 января по 31 декабря 2004 года эта норма уже не действовала. Ее приостановил Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ. А Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ вообще ее отменил. В результате получается, что средства, которые милиция получала от организаций и граждан, могли считаться целевым финансированием только в период с 21 октября 2003 года по 1 января 2004 года.

Обычная гражданско-правовая услуга

Можно рассуждать и другим образом.

Не будем спорить с Президиумом ВАС РФ относительно того, что для получателей плата за услуги вневедомственной охраны является целевым финансированием. Но это еще не значит, что она носит целевой характер и для организации, оплачивающей эти услуги.

Одни и те же средства вполне могут иметь разный статус у их получателя и отправителя.

Обратите внимание: в 2005 году Минфин России не отказался от мнения, что для вневедомственной охраны указанные средства являются целевым финансированием. Но при этом новая редакция статьи 264 НК РФ прямо относит их к расходам для организации-клиента. То есть в принципе возможны случаи, когда средства, полученные бюджетным учреждением, являются для него целевым финансированием, но не считаются таковым у клиентов, покупателей и т. п.

Какие еще обоснования этого можно привести?

Во-первых, средствами целевого финансирования является имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Очевидно, что организация, которая перечислила средства за услуги вневедомственной охраны, не указывает получателю, на что тот может их потратить. Следовательно, эти средства нельзя назвать целевыми в целях главы 25 НК РФ. Ведь не выполнено одно из условий, указанных в самом определении целевого финансирования.

Во-вторых, пункт 3 Положения о вневедомственной охране* определяет, что отделы вневедомственной охраны осуществляют охрану имущества собственников и оказывают другие услуги по договорам с собственниками. То есть такая деятельность является оказанием услуг. Значит, тут имеет место обычный гражданско-правовой договор об оказании услуг. Организации, которые получали охранные услуги, просто оплачивали их в соответствии с таким договором, а не перечисляли средства в порядке целевого финансирования.

В-третьих, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ определяет закрытый перечень видов целевого финансирования. И плата за услуги ведомственных структур в нем не поименована. Значит, ее нельзя относить к целевому финансированию в целях налогообложения прибыли.

Судебная практика

Отметим, что налогоплательщика поддерживает и положительная судебная практика. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 2 марта 2005 г. по делу № Ф09-509/05-АК указал, что осуществление расходов на охрану любыми сторонними организациями (частными или подразделениями вневедомственной охраны) учитывается при налогообложении так же, как охрана собственными силами. В пользу налогоплательщика решил подобный спор и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 15 февраля 2005 г. по делу № А12-20923/04-С25.

Таким образом, плательщики, которые пользовались услугами вневедомственной охраны до 2005 года и учитывали их как расходы при исчислении налога на прибыль, могут отстаивать свои права в суде. Аргументы мы привели выше.

А.Р. Шарипова,
юридическая фирма «Налоговое право»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Бюджетник 29 марта 2017 12:00 Форма СЗВ-М 2017

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка