Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в расчетах зарплаты и пособий

Подписка
Срочно заберите все!
№24

[Об учете расходов на проведение дегустации продукции]

31 августа 2005 593 просмотра

Елена Чернышева, главный редактор журнала «Главбух»

[Об учете расходов на проведение дегустации продукции]

Письмо министерства финансов РФ от 16.08.05 № 03-04-11/205

Затраты на проведение дегустации продуктов питания относятся к расходам на рекламу. Поэтому их можно учесть при расчете налога на прибыль в размере 1 процента выручки от реализации.

Текст документа (в rar-архиве).

Чтобы улучшить продажи своей продукции, многие фирмы проводят ее дегустацию. То есть предлагают потребителям бесплатно попробовать продукты питания. Налоговый кодекс РФ не раскрывает понятие дегустации и не говорит, как учитывать расходы на ее проведение. Поэтому не ясно, является ли предоставление продуктов для пробы безвозмездной передачей имущества или же это рекламные расходы. Разница будет в порядке уплаты НДС и налога на прибыль. С этими вопросами редакция «ДК» обратилась в Минфин России.

РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ

В комментируемом письме финансовое министерство разъяснило, что расходы на дегустацию плательщики вправе списать как рекламные при расчете налога на прибыль. Но при этом должны выполняться определенные условия.

Дегустация должна быть рекламой

Первое условие касается критериев рекламы, установленных в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 108-ФЗ). Расходы на проведение дегустации можно учитывать, только если она подпадает под определение рекламы.

«Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

АБЗАЦ 2 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА № 108-ФЗ

Таким образом, затраты на дегустацию можно признавать в налоговом учете как рекламные только тогда, когда она способствует продаже продуктов питания и проводится для неограниченного круга лиц.

Как же доказать, что проведенная дегустация увеличила реализацию товаров? Для этого следует составить отчет, в котором указать сроки и место проведения дегустации, конкретный перечень продуктов, предложенных для пробы. А также привести данные об объемах продаж в период дегустации, до и после ее проведения, показать в процентах, на сколько увеличилась реализация товаров по сравнению с додегустационным периодом.

Другой, более сложный вопрос - как определить, какому кругу потребителей плательщик предлагал отведать продукт: конкретному или неопределенному? Закон № 108-ФЗ не раскрывает определение неограниченного круга лиц. Не отвечает на этот вопрос и Минфин России в комментируемом письме. В то время как суды указывают, что именно этот вопрос является ключевым при учете расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/3274-05; далее - постановление № КА-А40/ 3274-05). Если акцию по бесплатной раздаче продуктов плательщик проводит в магазинах, на выставках, ярмарках, в кафе, в крупных торговых залах и иных подобных местах, то, несомненно, расходы на ее проведение можно учесть как рекламные. Ведь в данном случае проводятся массовые рекламные кампании. И информация о товаре распространяется среди неизвестных и случайных покупателей, находящихся на таких мероприятиях. Отметим, что такие разъяснения дают и некоторые региональные налоговые органы (например, письмо УФНС России по г. Санкт-Петербургу от 28 июня 2005 г. № 02-05/13343).

А какую дегустацию нельзя признать рекламой?

Например, УМНС России по Московской области объяснило, что дегустация продукции, проведенная среди детей в дошкольных, школьных и иных детских заведениях, не относится к рекламе. Потому что она проводится среди конкретных заказчиков, которыми являются указанные учреждения (письмо от 20 октября 2004 г. № 06-21/18767). Следовательно, затраты на проведение такой акции нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.

Сюда же можно отнести пример с дегустацией среди конкретных потенциальных покупателей, которые скорее всего приобретут предлагаемую продукцию (заключат договор на ее поставку). Но при условии, что их можно перечислить по фамилиям, названиям и подсчитать их точное количество. Только в таком случае будет считаться, что дегустация проводилась для определенного круга лиц, а значит, не относится к рекламе. Похожий вывод сделал арбитражный суд Московского округа в постановлении № КА-А40/3274-05.

Заметим, что сами Налоговый кодекс РФ и Закон № 108-ФЗ не уточняют, как отличить определенный круг лиц от неопределенного. Поэтому в вопросе отнесения дегустации к рекламе в целях налогообложения есть неустранимые сомнения и неясности. И при возникновении налогового спора их нужно толковать в пользу плательщиков (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Расходы на дегустацию нормируются

Второе условие списания расходов на дегустацию связано с размером затрат.

В комментируемом письме Минфин России отметил, что расходы на проведение бесплатной пробы продуктов среди потребителей относятся к расходам на иные виды рекламы (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ). Поэтому учитывать их в полном объеме нельзя. Они нормируются и признаются в налоговом учете в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

По нашему мнению, это не всегда так.

Пункт 4 статьи 264 НК РФ разделяет рекламные расходы на нормируемые и ненормируемые. Для удобства мы перечислили их в таблице:

Ненормируемые рекламные расходы
(абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ)
Нормируемые рекламные расходы
(абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ)
- расходы на рекламу в СМИ;
- расходы на наружную рекламу;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, на уценку товаров, испорченных при экспонировании
- расходы на приобретение (изготовление) призов для победителей массовых рекламных кампаний;
- расходы на иные виды рекламы, не отнесенные к ненормированным

Расходы на дегустацию законодатель прямо не упомянул ни в той, ни в другой группе. Но раз уж Минфин России разрешил учитывать их как рекламные, то при списании нужно исходить из того, каким образом проводилась дегустация.

Иными словами, если плательщик организовал дегустацию своей продукции непосредственно на ярмарке или на выставке, участником которых он являлся, то «дегустационные» расходы можно списать полностью. Во всех остальных случаях, когда дегустация проходила в магазинах, барах и иных подобных местах, учесть затраты можно только в пределах 1-процентного лимита.

Обращаем внимание, что такую позицию в Минфине России не поддержали. Как нам пояснили в финансовом ведомстве, расходы на дегустацию - это всегда расходы на иные виды рекламы. Даже если они произведены во время выставки или ярмарки.

Однако и с этим мнением чиновников можно не согласиться. Ведь налоговое законодательство не раскрывает перечень затрат на участие в выставке или ярмарке. Поэтому при классификации расходов нужно всегда выяснять фактическое использование той или иной продукции в «выставочных» целях. На это, к примеру, указал Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 13 января 2005 г. по делу № А43-1729/2004-32-152. Значит, если на выставке или ярмарке производитель рекламирует свою продукцию, в том числе с помощью дегустации, то расходы на ее проведение можно учесть в полном объеме.

НДС

Итак, налоговую базу по налогу на прибыль плательщик вправе уменьшить на суммы, потраченные для проведения дегустации продукции. Но при условии, что дегустация отвечает всем признакам рекламы. Если нет, то такие расходы связаны с безвозмездной передачей имущества. Это значит, что списать их для налога на прибыль нельзя (п. 16 ст. 270 НК РФ). А кроме того, в этом случае на стоимость безвозмездно переданных товаров надо начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Это касается ситуации, если плательщик не сможет подтвердить рекламный характер дегустации или превысит норму списания расходов.

При этом налоговую базу нужно определять исходя из стоимости продукции, продаваемой покупателям за деньги. То есть с учетом цен на аналогичную продукцию (ст. 40, п. 2 ст. 154 НК РФ). А суммы входного НДС по товарам, которые плательщик приобрел и использовал для производства продукции, направленной на дегустацию, можно вычитать в общем порядке. Так разъяснило МНС России в письме от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.

НДФЛ

В ходе дегустации физические лица получают доход в натуральной форме. Однако объем товаров, полученных каждым из потребителей, определить невозможно. Поэтому такой доход НДФЛ не облагается. Это следует из пункта 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 1999 г. № 42.

Материал подготовлен при участии специалистов
Минфина России

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка