Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как доказать инспекторам, что ТТН и путевой лист обязательны не всегда и не для всех

2 декабря 2008 128 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

«Священная корова» налоговиков – ТТН

Как доказать инспекторам, что ТТН и путевой лист обязательны не всегда и не для всех. Согласно пункту 3 статьи 8 Устава груз, на который не оформлена транспортная накладная, для перевозки не принимается. Форма и порядок заполнения транспортной накладной должны устанавливаться Правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 УАТ). В свою очередь, эти Правила должно утвердить правительство РФ (п. 3 ст. 3 УАТ). Это значит, что и форма, и порядок заполнения транспортной накладной должны быть утверждены российским правительством. В настоящее время применяется ТТН, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 № 78, которое, кстати, никогда не публиковалось официально.

Несоответствие. С одной стороны, налогооблагаемую прибыль могут уменьшать только документально подтвержденные расходы (ст. 252 НК РФ), при этом документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством. С другой стороны, с 18 мая 2008 года и до утверждения Правил перевозок грузов применение утвержденной Госкомстатом формы ТТН не обязательно, поскольку этот документ не соответствует Уставу.

Не стоит совсем отказываться от оформления ТТН: этот документ содержит сведения, необходимые для предъявления претензий перевозчику. Однако из норм Устава прямо следует, что дефекты формы ТТН, заполненных после 18 мая 2008 года и до момента утверждения Правил перевозок грузов, не дают инспекторам и судьям оснований для отказа в признании расходов на такие перевозки.

КОГДА НЕ НУЖНА ТТН. Оформление ТТН не требуется при перевозке груза по договору фрахтования (п. 3 ст. 8 УАТ). Этот договор может заключаться в форме заказа-наряда (п. 4 ст. 18 УАТ). К фрахтованию относится перевозка как груза в сопровождении представителя грузовладельца, так и груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (п. 1 ст. 18 УАТ). Следовательно, оформлять ТТН не нужно, например, при вывозе строительных отходов со стройплощадки на полигон или к месту утилизации и в других подобных случаях.

Справедливости ради заметим, что еще с 2007 года Арбитражный суд Северо-Запада не поддерживал требований налоговиков обязательно составлять ТТН по операциям, связанным с доставкой товаров. Судьи разъясняли: документом, подтверждающим факт оприходования товаров, является товарная накладная, а не ТТН, которая является основанием для проведения расчетов за перевозку грузов (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.07 № А66-2420/2007; от 27.09.07 № А05-831/2007; от 17.09.07 № А42-7956/2006).

Для упрочения позиций во взаимоотношениях с инспекторами примите свой локальный акт, закрепляющий перечень грузов, при перевозке которых (в соответствии со спецификой вашего предприятия) не требуется оформление ТТН.

Любимая «игрушка» инспекторов – путевой лист

При списании компанией стоимости ГСМ в расходы налоговые инспекторы Санкт-Петербурга требуют наличия заполненных путевых листов. Однако не каждая поездка любого автомобиля должна сопровождаться оформлением этого документа.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное регулирование в сфере транспорта, в порядке, установленном нашим правительством (п. 1 ст. 6 УАТ). Орган, о котором идет речь, – Минтранс. Однако в данном случае существенно то, что Минтранс может утверждать что-то, относящееся к путевым листам, не по собственной инициативе, а в порядке, предусмотренном правительством. Сейчас такой порядок каким-либо актом правительства РФ не установлен.

Несоответствие. Однако 21 октября 2008 года вступил в законную силу приказ Минтранса от 18.09.08 № 152, который утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Получается, что этот приказ не соответствует критериям, прямо предусмотренным в Уставе. Применявшаяся ранее форма путевого листа была утверждена не Минтрансом, а постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, т.е. с 18 мая 2008 года данный документ (по порядку его принятия) вступил в противоречие с нормами Устава.

Минтранс получил право утверждать только обязательные реквизиты путевого листа. Таким образом, Устав не ограничивает организации в их праве вносить в путевой лист дополнительные реквизиты. Это подтверждается и пунктом 8 приказа Минтранса.

Ответ на вопрос, кого и когда именно закон обязывает составлять путевой лист, мы находим в Уставе (ст. 6, 10 и 14 УАТ). Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 УАТ). Устав не определяет понятие «водитель», но если мы обратимся к ЕТКС, то увидим, что водитель – это лицо, основная должностная обязанность которого – управление транспортным средством.

Путевой лист оформляется перевозчиком (п. 1 ст.10 УАТ). Перевозчик – это юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки пассажира или груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также вверенный ему груз в пункт назначения (п. 13 ст. 2 УАТ). Запрещено осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (п. 2 ст. 6 УАТ).

КОГДА НЕ НУЖЕН ПУТЕВОЙ ЛИСТ. Из изложенного следует, что в тех случаях, когда транспорт используется не для перевозки пассажиров, багажа и грузов (пп. 12, 1 и 3 ст. 2 УАТ), оформлять путевой лист не обязательно. Это подтверждает и пункт 9 приказа Минтранса от 18.09.08 № 152.

Технический прогресс привел к тому, что достаточно часто в компаниях автомобили используются не для перевозки грузов, багажа или пассажиров, а в качестве средства передвижения руководства фирмы и «разъездных» лиц. Все эти сотрудники не являются водителями, их должностные обязанности совершенно другие. Автомашина в подобных случаях выступает только в качестве средства, которое позволяет повысить эффективность труда и понизить заболеваемость работников.

В тех случаях, когда собственные или арендованные автомашины используются не для перевозки пассажиров, грузов или багажа (в том смысле, который определен в ст. 2 УАТ, а не в том, какой имеют в виду инспекторы), фирмы вправе не составлять путевые листы и не руководствоваться упомянутым выше приказом Минтранса. Требование инспекторов об обязательном наличии в таких случаях именно путевых листов (а не иных документов) для списания расходов на ГСМ, понесенных после 17 мая 2008 года, не основаны на Уставе, а значит, незаконны.

* Утвержден Федеральным законом от 08.11.07 № 259-ФЗ, вступил в силу 18.05.08.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка