Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Расходы на аутсорсинг потребуют мер безопасности

16 декабря 2008 45 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

С помощью передачи функций отделов компании – юридического, кадрового, логистики, ИТ и др. сторонней компании можно снизить расходы. Однако главбухам прекрасно известно, что слово «аутсорсинг» действует на проверяющих, мягко говоря, раздражающе. Мы подготовили аргументы в защиту компании из свежих арбитражных решений и рекомендации по снижению рисков.  

Расходы на аутсорсинг потребуют мер безопасности. Налоговики ставят под сомнение экономическую обоснованность расходов на аутсорсинг с точки зрения уплаты налога на прибыль. Особенно если выплаты по договорам на оказание различных услуг выше, чем зарплата штатного специалиста, а так бывает часто. Поэтому стоит подготовить и сохранить расчеты, которые показывают, что аутсорсинг тем не менее ведет к сокращению издержек. Например, не понадобится тратиться на соцпакет для работников (премии, отпуска, медстраховка). Можно будет сократить расходы на содержание рабочих мест, оборудование, программное обеспечение, администрирование наконец. Все эти преимущества в денежном выражении помогут утихомирить ревизоров.

Помимо расходов есть, конечно, еще одна «классическая» проблема с аутсорсингом: инспекторы стараются увидеть в нем незаконный уход от зарплатных налогов путем формального перевода сотрудников в другую компанию. Причем доходит до смешного: инспекторы вменяли компаниям в вину «схему», хотя организация, где числились «арендованные» сотрудники, применяла не «упрощенку», а общую систему. Но, конечно, переводить своих же сотрудников в срочно созданную компанию на «упрощенке» и тут же брать их «в аренду» очень опасно. Если работники остались на тех же должностях, в прежних помещениях, трудятся на том же оборудовании, начисление зарплаты осуществляется в той же бухгалтерии, судьи скорее всего примут сторону налоговиков (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.08.08 № А38-3652/2007-17-285).

Суть претензий налоговиков

Позиция суда

Рекомендация «УНП»

«Договор аутсорсинга» не предусмотрен законодательством

Компания вправе заключать любые договоры. Договор аутсорсинга можно отнести к возмездному оказанию услуг (гл. 39 ГК РФ) (постановление Федерального арбитражного суда от 07.03.08 № А56-51808/2006)

Чтобы не провоцировать проверяющих, в названии договора лучше не указывать слово «аутсорсинг». Его можно заменить описанием услуги. Например: «Договор на оказание юридических услуг»

Затраты на аутсорсинг экономически не оправданы, так как в штате организации есть специалисты, выполняющие ту же работу

Судебная практика противоречива. Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа решил, что наличие в штате соответствующего отдела не лишает компанию права привлекать других специалистов, выполняющих ту же работу (постановление от 10.01.08 № Ф09-10873/07-С2). А судьи Восточно-Сибирского округа сделали противоположный вывод: привлечение сторонних специалистов, если есть такие же в штате, экономически не обосновано (постановление от 22.02.07 № А19-3714/06-40-5-Ф02-559/07-С1)

Минфин считает, что затраты на аутсорсинг обоснованны, если в штате организации отсутствуют такие специалисты (письмо от 05.04.07 № 03-03-06/1/222). Можно попробовать такой способ избежать споров: соответствующие отделы переименовать (службу логистики превратить в службу контроля за доставкой). Кроме того, для штатных специалистов важно подготовить должностную инструкцию с описанием их обязанностей. Функции же сторонней компании также прописываются в договоре – в целях налоговой безопасности обязанности должны различаться

Затраты на аутсорсинг не имеют экономического смысла

Компания убедила судей: расходы на аутсорсинг оправданны – оптимизация позволила получить прибыль (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.08 № от № А72-8549/07)

Доказательствами оправданности расходов также может служить сокращение затрат и увеличение прибыли. По требованию налоговой инспекции можно представить соответствующие расчеты и пояснения

Компания не указывает в актах приемки расшифровку выполненных работ

По мнению судей, степень подробности составления актов не является критерием оценки правильности первичных документов (определение Высшего арбитражного суда от 30.01.08 № 199/08)

Перечень оказываемых услуг стоит подробно расписать в договоре или приложении к нему. В актах приемки можно сделать отсылку к соответствующему пункту или приложению контракта

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка