Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Сверимся со списком льготных арендаторов

4 сентября 2005 2284 просмотра

Принят закон, устанавливающий новый порядок льготирования арендной платы за объекты городской недвижимости. Кроме того, он определяет особенности предоставления указанных объектов для осуществления социально значимых видов деятельности. За разъяснениями о том, к чему в связи с этим следует готовиться петербургским арендаторам, мы обратились к начальнику методического управления Комитета по управлению городским имуществом.

— Ирина Юрьевна, чем была вызвана необходимость изменения порядка предоставления льгот по арендной плате?

— Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. № 377-57 «О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург» (далее — Закон № 377-57; см. текст на с. 30-34) издан во исполнение норм статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 2004 г. № 387-58 «О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург» (далее — Закон о методике). Установленный Законом № 377-57 порядок включает комплекс мер, направленных на лимитирование льгот по арендной плате в пределах расходов на эти цели, заложенных в городском бюджете, и суммарной площади объектов, выделенных для социально значимого использования.

Кроме того, Закон № 377-57 изменил список арендаторов, имеющих право на льготу, и обязательные требования к некоторым из них. До 2002 года льготируемых видов деятельности, в том числе осуществляемых коммерческими организациями, насчитывалось 33, после 2002 — 23. Сама же технология предоставления льгот по арендной плате практически не изменилась.

— На проект Закона № 377-57 было представлено не одно критическое замечание со стороны общественных организаций и предпринимателей. Они нашли отражение в конечном варианте?

— Действительно, в тот период, когда проект закона готовился, и когда уже находился в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга (далее — ЗакС), звучали критические замечания в его адрес. Так, предприниматели высказали неудовольствие по порядку применения льготы по арендной плате, а именно ее отмене. Произошло это потому, что первоначальный вариант проекта закона исключал юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из перечня лиц льготников. И связано это было с тем, что в соответствии с гражданским законодательством целью создания таких хозяйствующих субъектов является извлечение прибыли. Поэтому город посчитал неэффективным льготировать арендаторов, которые должны самостоятельно обеспечивать себя и зарабатывать деньги. Исключением на тот момент являлись индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги; коммерческие фирмы, которые изготавливали лекарственные средства по рецептам врачей; организации питания детей школьного и дошкольного возраста и (или) учащихся средних специальных заведений и студентов вузов.

В процессе рассмотрения проекта закона в ЗакСе был принят ряд поправок. Их результатом стало увеличение количества коммерческих организаций — льготников. Но главное — перечень включал действительно социально значимые виды деятельности, которые с точки зрения города надо продолжать поддерживать.

— И кому повезло остаться в числе льготников?

— В первую очередь, это коммерческие организации, учредителями и участниками которых являются исключительно инвалиды или их общественные организации. И, кроме того, не менее 50 процентов фонда оплаты труда и работающих в компании приходится на инвалидов. Потому что инвалиды сегодня — самый незащищенный класс населения. Обращаю внимание на то, что требования к этим арендаторам установлены не по виду деятельности, а по составу: и участники, и учредители — инвалиды; не менее 50 процентов фонда оплаты труда и работающих в компании составляют инвалиды. Думаю, столь жесткий подход позволит разграничить тех, кто только формально имеет отношение к данной группе населения, и организации, которые действительно их поддерживают.

Остались среди льготников и организации физкультуры и спорта. Здесь тоже ввели дополнительное требование: льготы получат лишь те, кто минимум 70 процентов услуг предоставляет несовершеннолетним. Поддержка города будет оказана и редакциям СМИ, но только выпускающим определенную продукцию.

Полный перечень социально значимых видов деятельности содержит таблица пункта 6 статьи 5-1 Закона о методике (в ред. Закона № 377-57). Для всех остальных представителей бизнеса льготы по арендной плате не предусмотрены.

— Как будет подтверждаться осуществление социально значимого вида деятельности арендаторами, которым сохранили льготы?

— Эта процедура не изменилась и будет осуществляться органами исполнительной власти. К арендаторам, претендующим на применение льгот для социально значимых видов деятельности, предъявляется два требования: использование для указанной деятельности не менее 70 или 100 процентов площади или осуществление данной деятельности в объеме не менее 70 процентов от общего товарооборота (объема выполняемых работ или оказываемых услуг).

Проверки на соответствие деятельности арендаторов в арендуемых помещениях последнему требованию проводят отраслевые органы исполнительной власти: Комитет по физической культуре и спорту — в отношении организаций, оказывающих услуги физкультуры несовершеннолетним; Комитет по печати — в отношении редакций СМИ и т.д. Это предусмотрено распоряжением КУГИ от 21 июня 2002 г. № 1177-р (далее — Распоряжение). По объему услуг и товарообороту контроль ведется на основе бухгалтерских документов (перечень приведен в п. 3 Распоряжения), которые арендаторы представляют в отраслевые комитеты. Что касается требования об использовании арендатором определенного процента площади, то соответствие ему проверяет КУГИ.

Таким образом, подтверждения будут выдаваться по правилам, которые существуют сейчас. В ближайшее время Правительство города утвердит новый порядок, но он не будет сильно отличаться от действующего. Процедура отработана и показала себя как жизнеспособная.

— С какого периода арендаторам, лишившимся права на применение льготного коэффициента социальной значимости, ожидать повышения арендной платы?

— Это произойдет с начала следующего оплачиваемого периода, так как Закон № 377-57 вступил в силу 7 августа 2005 года. Платежный период уже прошел. Поэтому тем, кто утратил право на применение коэффициента социальной значимости, размер арендной платы будет пересчитан со следующего платежного периода. А так как арендная плата в договорах аренды объектов нежилого фонда указывается за квартал, то ее новый размер будет установлен с 1 октября 2005 года. Все арендаторы получат соответствующие уведомления.

— Те, кто сейчас пользуются льготами, в течение какого максимального срока могут на них рассчитывать?

— На этот вопрос довольно сложно ответить. Решающую роль здесь играет добросовестность арендаторов и наличие договоров аренды, заключенных до 1 января 2002 года. Если взять добросовестных арендаторов, которые заключили договоры аренды до 2002 года, то они имеют право на перезаключение договоров на льготных условиях, т.е. установленное законом ограничение в 75 У.Е. не будет применяться. 

— Что значит «добросовестный арендатор»?

— В первую очередь добросовестность определяется своевременностью и полнотой перечисления арендной платы. Но хочется, чтобы арендаторы понимали: добросовестность не сводится только к своевременному внесению арендной платы (с 1 по 10 число оплачиваемого периода). Добросовестным признается тот арендатор, который исполняет все принятые по договору обязательства своевременно и в полном объеме. А это и оплата страхового взноса, и осуществление деятельности по вывозу мусора (заключение соответствующих договоров), и оплата коммунальных платежей (заключение договоров на коммунальное обслуживание). Неисполнение арендатором принятых на себя обязательств всегда влечет определенные неблагоприятные последствия. Они могут выражаться в начислении пени, уплате штрафа, а в ряде случаев — и в расторжении договора (по решению суда). Так, отсутствие договора на коммунальное обслуживание является для нас основанием сначала для взыскания штрафных санкций, а потом — и для обращения в суд с требованием расторгнуть договор.

При разработке проекта Закона № 377-57 были предложения прописать критерии добросовестности. Но у нас есть ГК РФ, в котором четко сказано, что добросовестность — это исполнение установленных обязанностей в полном объеме в установленные сроки. Поэтому дублировать определение на местном уровне нет необходимости.

Беседовала Екатерина Семенова

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 8 декабря 2016 15:00 Приказ об увольнении

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка