Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Уплата экологических платежей: как избежать ошибок

16 сентября 2005 6146 просмотров

Не секрет, что экологические платежи ставят в тупик большинство самарских бухгалтеров. Многолетняя неразбериха в законодательстве сделала свое «черное дело»: например, о том, что «левый» вывоз мусора – акт незаконный, что за размещение отходов нужно платить многие узнают после визита прокуратуры или Ростехнадзора. Кто же является плательщиком экологического сбора? За какое негативное воздействие на окружающую среду платят самарские предприятия? За ответами на эти и многие другие вопросы мы обратились к Валерию Валентиновичу Сафронову, заместителю руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области.

Досье журнала «Спутник главбуха»

Родился 26 марта 1956 года (г. Чапаевск)

образование: химико-технологический факультет Куйбышевского Политехнического института. Кандидат химических наук (тема диссертации «Экологически чистые добавки к моторным топливам»).

карьера: проектный институт ВНИПИНефть; Комитет по охране окружающей среды.

семья: жена, сын (их работа также связана с вопросами химии и экологии)

увлечение: отдых с семьей на природе (палатка, лодка, Волга)

- Что изменилось для плательщиков после передачи функций администрирования платежей за экологию Ростехнадзору?

- Для плательщиков нашей области качественно ничего не изменилось. Дело в том, что у нас уже целых три года действовал Закон Самарской области «О бюджетном экологическом финансировании». Для всей России норма распределения - 40 процентов в областной бюджет, 40 процентов в муниципальный – является новой. А у нас все примерно так и было, чуть в других пропорциях: 33 процента шли в областную казну, а 67 процентов – в муниципальную. Другое дело, что раньше образовывалось новое предприятие, и оно сразу подпадало под необходимость этих платежей и отчетность перед налоговыми органами. Но как природопользователь предприятие вставало на учет все равно у нас. Сейчас предприятие и учитывается, и отчитывается в Ростехнадзоре.

- Какие организации обязаны вносить экологическую плату?

- Все природопользователи. А это практически все, кто размещает отходы, имеет транспорт (а это источник вредных выбросов в атмосферу), забирает или сбрасывает воду. Поскольку идет распределение между муниципалитетом и областью, важно определить другое: где этот природопользователь осуществляет негативное воздействие. Дело в том, что платит организация по месту негативного воздействия. Например, предприятие находится в Самаре, а отходы размещает на территории Ставропольского или Волжского районов. Так вот, за выброс вредных веществ он будет платить в Самаре, а за размещение отходов – там, где находится полигон.

- Есть ли такие организации, которые вообще не должны платить за негативное воздействие? Допустим, какая-нибудь фирма, занимающая десятиметровый офис…

- А есть у этой фирмы хотя бы один автомобиль? Наверняка. А это значит, что оказывается вредное воздействие на атмосферный воздух, кратное сожженному топливу. Существует простой расчет такого воздействия, который делается на основе того объема топлива, который был выписан за квартал или за год на этот автомобиль. Как только фирма заключила договор на вывоз мусора из своего офиса – она становится плательщиком за размещение отходов на полигоне.

- А если фирма арендует офис?

- Тогда все определяется характером заключенного договора аренды. Если в договоре есть пункт, оговаривающий, что организовать вывоз мусора обязуется арендодатель, то платить за размещение отходов будет он. Арендатор будет освобожден от платы за размещение отходов, но, повторяю, это должно быть отражено в договоре.

- Является ли организация плательщиком относительно транспортного средства, полученного по договору лизинга или аренды?

- Если по бухгалтерской отчетности проходит списание топлива, то надо платить за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников.

- Какие наиболее типичные ошибки допускают плательщики?

- Например, в отношении размещения отходов часто возникает путаница по тем отходам, которые переданы в переработку. Хотя на самом деле правило простое: если ты отдал отходы на полигон, ты платишь за их размещение. Если ты смог отдать свои отходы по договору другой организации, тогда ты свободен от платы за размещение. Если организация отдала свои отходы на переработку, то это тоже освобождает ее от платы за размещение. Статистическая отчетность показывает, как вы в течение предшествующего года обращались с тем или иным видом загрязнения. Если у вас по загрязнению атмосферного воздуха образовывались десять веществ, вы это фиксировали, сколько это грамм в секунду или тонн в год. По каждому веществу есть расценки, сколько стоит выбросить в атмосферу то или иное вещество. Кроме того, существуют предельно допустимые выбросы по каждому ингредиенту. Если у вас не было превышения, то это однократный коэффициент. Если вы что-то превысили, то сумма рассчитывается с учетом пятикратного коэффициента. В проекте значится плановый показатель, принятый на пять лет. А статистическая отчетность показывает, что было на самом деле. Например, АвтоВАЗ планировал выпустить 700 тысяч автомобилей, при этом атмосферные выбросы планировалось 20 тысяч тонн, размещение отходов 100 тысяч тонн. А вы произвели 760 тысяч, соответственно, и выбросов, и отходов будет больше.

- А если, наоборот, у предприятия был простой, то есть выбросов и отходов было меньше запланированного. Можно вернуть переплату?

- Дело в том, что плановые показатели стоят только в проекте, а предприятие отчитывается ежеквартально по факту, так что переплаты не может быть.

- Каковы сроки отчетности предприятий?

- Сроки достаточно жесткие: с 1 по 20 число месяца, следующего за отчетным кварталом. Для бухгалтеров такие сроки вполне привычные, поскольку они практически те же, что и для отчетности в налоговых инспекциях.

- Куда представляются расчеты платы за негативное воздействие?

- Крупные организации федерального уровня и организации, у которых источники негативного воздействия в находятся в нескольких городах и районах области, отчитываются непосредственно в областном Управлении. А все остальные - в муниципальных инспекциях по охране окружающей среды, созданных при Администрациях городов и районов Самарской области. Как только организация встает к нам на учет, мы адресуем ее в конкретную инспекцию. Кстати, по законодательству муниципальный экологический контроль должен был существовать уже в течение пяти-семи лет, но реально в Самарской области не этого было. Мы разослали письма во все муниципалитеты, инициировав создание экологических отделов (их перечень и телефоны см. в рубрике «Справочник» - Ред.) . Так что сейчас в каждом районе области если не отдел, то хотя бы инспектор по экологии есть. Кроме сверки платежей, муниципальные инспекторы контролируют образование и размещение отходов, в том числе и промышленных. Плате за негативное воздействие присвоен КБК 49811201000010000120. Под этим кодом перечисляются и плата, и пени, и реструктуризируемая задолженность.

- Часто ли Ростехнадзор штрафует предприятия? Каковы наиболее типичные причины применения штрафных санкций?

- «Группу риска» в этом отношении представляют прежде всего строительные организации. Обычная история – начало строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Мы проводим экспертизу всех строительных проектов. В составе каждого проекта должна быть пояснительная записка (раздел охраны окружающей среды) о том, какое негативное воздействие на окружающую среду может быть оказано в процессе реализации данного проекта. У нас в законе «О государственной экологической экспертизе» записано, что предметом экспертизы является проектная или предпроектная документация о намерениях хозяйственной деятельности. А ситуация складывается зачастую так, что несколько этажей уже построено, и только тогда к нам приходят с проектом. В этом случае проводить экспертизу мы не имеем права, потому что это уже не намерение, а реализованный проект. И мы налагаем на организацию штраф в размере от 40 до 50 000 рублей.

- Хорошо, организация заплатила штраф. Что дальше?

- После этого мы рассматриваем, какое же негативное воздействие эта стройка оказала. Можем принять решение о приостановлении строительства. Такие прецеденты были. Правда, сейчас законодательство не дает нам прямых прав на приостановку, но мы можем действовать через суд и остановить строительство на 90 дней. А суд в таких случаях однозначно на нашей стороне, так как нарушение застройщиком законодательной базы налицо. Чаще всего в такой спешке возводятся либо жилые дома, либо объекты, финансируемые коммерческими структурами, - магазины, автомойки и т.д.. Конечно, мы подходим к этой проблеме максимально взвешенно: решение о сносе принимается только при значительном негативном воздействии.

- Строящийся дом не заметить нельзя. А как скоро станет достоянием гласности факт уклонения от уплаты какой-нибудь маленькой фирмы?

- Рано или поздно это обязательно станет известно. Раз в три года в любую организацию приходит налоговая проверка. Проверить внесение платы за окружающую среду до сих пор входит в функцию налоговых инспекторов. Налоговая инспекция передает нам акт проверки для дальнейших действий. А мы уже как администраторы взыскиваем сумму платежа за эти три года плюс штраф. Сейчас это от 10 до 20 МРОТ для должностных лиц и от 100 до 200 МРОТ для организаций. Кстати, Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в Административный кодекс РФ, ужесточающие наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды. Так, размеры штрафов предполагается увеличить в 10 раз.

- Допустим, плательщик ошибся в расчетах. Будет за это штраф?

- Я каждый день рассматриваю по десять-пятнадцать подобных ситуаций: кто-то недоплатил, кто-то уплатил, но не так оформил, например, не по тому расчетному счету. Если произошла ошибка, надо обратиться к нам в Управление с заявлением. Если была недоплата, надо в добровольном порядке доплатить. Если организация напутала со счетами, мы на основании ее заявления пишем свое представление в казначейство и корректируем ситуацию. Штрафа однозначно не будет.

- Срок, в течение которого нужно внести необходимое уточнение, как-то оговаривается?

Жестких сроков законодательство не устанавливает.

Есть ли, на ваш взгляд, у предприятий реальная мотивация к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду? Или легче заплатить все штрафы и продолжать коптить и пылить?

- К сожалению, законодательство, касающееся платежей, довольно давнее. Действующие коэффициенты по большинству ингредиентов, даже умноженные на коэффициент инфляции, - все равно копейки. А любое природоохранное мероприятие, напротив, стоит недешево. И многие предприятия предпочитают не тратить деньги на эти цели. Есть, правда, один нюанс, о котором не стоит забывать: если в течение пяти лет (ну, и еще года-двух) рекомендуемые природоохранные мероприятия не реализованы, то платить организация будет в двадцатипятикратном размере, а это уже накладно. Кроме того, разрешительные документы будут аннулированы, и деятельность организации будет пристановлена.

- Есть у нас в области предприятия, работающие «на грани»?

- Есть. Правда, надо учесть и объективные, не зависящие от предприятия причины ужесточения наших требований. Например, мы установили предприятию жесткие критерии выбросов. Но при расчетах учитываются еще и фоновые показатели конкретной промышленной зоны. Допустим, в этой зоне соседние предприятия стали делать больше выбросов, соответственно, фоновый показатели изменились. И предприятию, которое планировало снизить выбросы диоксида азота, к примеру, на 30 процентов, придется проводить еще какие-то дополнительные мероприятия, чтобы снизать выбросы на 40 процентов. Крупные природоохранные мероприятия способны кардинально изменить экологическую картину. Например, куйбышевский НПЗ, дававший 40 процентов от всех выбросов в городе, инсталлировал новую установку, сократив свои выбросы на треть. И сразу город стал чище. Но в основном, общество движется к осознанию необходимости таких действий маленькими шажками. А жаль.

Беседовала Алла Стефанская,
редактор журнала «Спутник главбуха»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка