Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Сдача дел бухгалтером

5 мая 2009 17 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

Наверное, нет такого главбуха, который ни разу в жизни не менял место работы. В моральных тонкостях щекотливого вопроса сдачи-приемки бухгалтерских дел попробовал разобраться корреспондент «УНП». А помогли ему в этом петербургские бухгалтеры, не понаслышке знающие о том, что такое «брошенная» бухгалтерия.

Уйти с чистой совестью

Если смена работы связана с неблагоприятными условиями труда – низкая зарплата, переработки, нездоровый психологический климат в коллективе, – возможно ли при таких обстоятельствах распрощаться с руководством по-дружески? Задача не из легких, но постараться все-таки можно. Для чего это нужно? Во-первых, благодаря положительной рекомендации с предыдущего места работы гораздо легче получить новую должность (пусть даже рекомендательное письмо не понадобится сразу, будьте уверены, в свое время оно сослужит добрую службу). Во-вторых, для бухгалтера высокой квалификации оставить после себя полный порядок в делах – вопрос профессионального честолюбия.

«Первую работу в должности главбуха я покидала из-за непонимания новым директором элементарных принципов налогового учета. По его представлениям, главбух – волшебник, который должен реализовывать нелепые схемы ухода от налогообложения. Я поняла, что работать здесь больше не могу, хотелось все бросить и просто не выйти на работу. Однако я собрала волю в кулак и доработала до сдачи годовой отчетности. Уходя, я сохранила бухгалтерию в приличном состоянии. Оставила свои контакты и после прихода в эту фирму нового главбуха поддерживала с ней связь, консультировала по проблемным моментам. Правда, та женщина тоже недолго выдержала и в скором времени сменила работу», – делится своей историей Екатерина Довлатова.

Тем временем излишняя помощь вашему последователю может убедить его в том, что хоть вы и бывший сотрудник, но проблемы фирмы (как старые, так и текущие) – ваша забота, и решать должны их только вы. Об особо навязчивой коллеге рассказывает Вероника Макарова, главбух производственной фирмы: «Когда я увольнялась, на мое место уже пришла новый бухгалтер, я передала ей дела и сказала из вежливости, чтобы в случае чего она звонила. А зря Звонки не смолкали на протяжении нескольких месяцев, она наведывалась ко мне вечерами с ведомостями и отчетами, просила сходить с ней в налоговую (так как я там всех уже знала) и пр. В итоге, когда я оказалась на грани нервного срыва и физического измождения, мне пришлось ультимативно объявить ей, что делами бывшей фирмы заниматься больше не буду. Она очень обиделась, как будто и не поняла, что была не права. Коллеги, взаимопомощь – это здорово, но не надо ею злоупотреблять!».

Принять дела без страха и упрека

У нового бухгалтера есть два пути – согласиться с существующим положением либо отказаться от работы. Известно, что за ошибки прежнего главбуха новый ответственности не несет, но ведь промахи и оплошности, допущенные в предыдущих периодах, будут нарастать как снежный ком и рано или поздно проявятся. Чтобы себя застраховать, новый главбух принимает дела у прежнего (если предшественник не скрылся в неизвестном направлении) и подписывает акт о приемке – передаче дел. Если новый главбух не углядит всех недочетов коллеги, не заметит отсутствия бухгалтерских и налоговых документов и примет бухгалтерию без указания выявленных замечаний, очень сложно будет доказать, что эти упущения – не его вина.

Если вы все же решились обосноваться в проблемной фирме, то будьте готовы к тому, что придется много работать. Лариса Бурчик, бухгалтер строительной фирмы, вспомнила о бухучете, полученном в наследство от нерадивой коллеги: «Свою предшественницу я не видела – она уволилась со скандалом за неделю до моего прихода. Естественно, никакой сдачи – приемки дел не было. Работать было просто невозможно, я вообще не поняла, как при таком ведении дел могла функционировать достаточно крупная организация. В течение полугода я, жертвуя своим личным временем, восстанавливала бухгалтерию. Зато теперь – полный порядок! Начальство высоко оценило мои заслуги и повысило зарплату».

Существует весьма распространенное мнение: у каждого главбуха свое понимание порядка в делах. То, что один считает идеально отлаженной системой, другой назовет «полным завалом». Мнение главбуха Светланы Кошелевой наглядно демонстрирует эту установку: «Я работала главным бухгалтером во многих местах, несколько раз приходилось реанимировать бухучет. Однако при трудоустройстве начальство и словом не обмолвилось, в каком ужасном состоянии все находится. С передачей дел от одного главбуха другому, при которой соблюдались бы элементарные правила профессиональной этики и требования законодательства, я, к сожалению, так ни разу и не столкнулась. Сама же я не хочу быть похожей на безответственных коллег и всегда передаю бухгалтерию в таком виде, в каком хотела бы ее получить сама. Возможно, я слишком критична и придирчива, но я привыкла, чтобы все было разложено по полочкам, чтобы все отчеты и документы были на месте, чтобы все было сделано в срок и без ошибок».

Случается, что «некрасивый» уход бухгалтера из компании вовсе не его вина. В этом убедилась главбух предприятия общественного питания Ирина Ильинская: «В фирме, куда я пришла работать, уже целый месяц не было бухгалтера. Директор объяснил этот факт тем, что прежний главбух оказался дилетантом, и его пришлось уволить. Когда я начала разбираться в своих новых владениях, то поняла, что на момент увольнения вся текущая бухгалтерская работа предшественницей была выполнена, анализ бухгалтерской и налоговой отчетности также не позволил мне поверить в некомпетентность коллеги. Я стала сомневаться, профессиональная ли непригодность стала причиной ее увольнения. Любопытство заставило меня связаться с ней под предлогом выяснения нюансов в работе с проблемным контрагентом. При встрече мы разговорились, и она поведала мне, что уволена была в связи с отказом применить незаконную схему ухода от налогов, однозначно подводящую ее под уголовную ответственность. Недолго думая, я стала искать новую работу, в памяти всплыли намеки нового шефа о необходимости отражения в отчетности неверных цифр и пр. С такой компанией мне было явно не по пути».

Правила «идеального ухода»

Из высказываний наших собеседников следует логичный вывод: все хотят принимать дела от предшественника пусть не в идеальном, но не в запущенном виде. Бухгалтерская этика не позволяет большинству главбухов просто «все бросить и уйти». При этом на их трудовом пути достаточно часто встречаются не очень ответственные предшественники. Конечно, ситуации бывают разные, но дух бухгалтерской солидарности не должен покидать коллег. Ведь, оставляя дела в беспорядке, вы не только бросаете тень на свою репутацию, но и обрекаете будущего бухгалтера на долгую и рутинную работу по разбору чужих «завалов».

Завершая наш экскурс в мир «брошенной» бухгалтерии, приведем высказывание главбуха производственной компании Алены Гультяевой, которая лаконично сформулировала правила «идеального ухода»: «По возможности доведите все текущие дела до конца. Обеспечьте новому бухгалтеру доступ ко всем необходимым документам и отчетности, если вы иногда работали дома – верните все документы в офис фирмы. Постарайтесь найти и исправить ошибки, иначе они так и будут “тянуться” за фирмой, пока их не обнаружат налоговики. Расстаньтесь с руководством в добрых отношениях, возможно, рекомендация, данная бывшим шефом, поможет в дальнейшем трудоустройстве. Контактируйте с новым главбухом, оставьте ему свой телефон или адрес электронной почты для связи. Но не позволяйте садиться себе на шею, краткая консультация вполне уместна, а вот составление за нового главбуха бухгалтерской и налоговой отчетности недопустимо. Все-таки вам за это не платят. В бухгалтерии все так же, как и в обычной жизни: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Вот как происходит сдача дел бухгалтером.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка