Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Срочно! Впервые отчитываемся по новым бюджетным формам

30 сентября 2005 2520 просмотров

И Колчина

Все без исключения бюджетные учреждения должны сдать отчетность за 9 месяцев 2005 года по новым формам, которые утверждены приказом Минфина России № 5н. Их появление обусловлено тем, что с 1 января 2005 года действуют новые правила учета для бюджетников. И перейти на них необходимо до 1 октября 2005 года.

То есть тем, кто еще не разобрался с новыми бланками, пора срочно этим заняться. Между тем заполнение незнакомых форм всегда сопряжено с трудностями. Поэтому бухгалтерам решил помочь Минфин России, уточнив некоторые нюансы в письме от 5 сентября 2005 г. № 42-7.1-01/2.4-250.

И все же сотрудники министерства решили далеко не все вопросы. Чтобы восполнить пробелы, мы обратились в Управление бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Нам подробно разъяснили, какие именно формы надо подготовить, как их заполнить и куда сдать. Рассказали и о том, как поступить с учетной политикой учреждения в связи с новыми правилами.

Какие формы и куда нужно сдать

В пункте 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н, приведено 13 форм, которые входят в состав бюджетной отчетности. Какие из них нужно составить, отчитываясь за 9 месяцев 2005 года?

Всем учреждениям нужно заполнить 4 основные квартальные формы. Это Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130); Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127); Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121); Пояснительная записка (форма 0503160).

Некоторым учреждениям к формам за 9 месяцев необходимо заполнить еще и справки.

Если бюджетному учреждению в соответствии с законодательством открыты отдельные счета в учреждениях ЦБР и кредитных организациях, то ему нужно подготовить еще Справку об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126) и Справку по внутренним расчетам (форма 0503125).

А если у учреждения были операции, исполненные в соответствии с законом о соответствующем бюджете минуя банковские счета, необходимо заполнить еще и Справку по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129).

Кроме того, если в лимитах бюджетных обязательств учреждения предусмотрены расходы по разделу 11 «Межбюджетные трансферты», то ему нужно сдать также Справку о перечислении средств из бюджета по разделу 11 «Межбюджетные трансферты» (форма 0521462). Она приведена в приложении к Разъяснениям, данным в приложении к письму Минфина России от 5 сентября 2005 г. № 42-7.1-01/2.4-250.

Могут ли потребовать от учреждения дополнительные формы?

Да, главные распорядители могут установить для подведомственных бюджетных учреждений дополнительные специализированные отчетные формы, которые отражают специфику их деятельности. Эти данные могут быть необходимы для управленческих целей главных распорядителей. Об этом сказано в пункте 3 Инструкции, утвержденной приказом № 5н. А финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований могут ввести дополнительные отчеты для подведомственных им получателей бюджетных средств.

Кому и в какие сроки нужно сдать бюджетную отчетность за 9 месяцев 2005 года?

Учреждения должны представить всю отчетность вышестоящему распорядителю бюджетных средств. Конкретные сроки, в которые надо это сделать, утверждают главные распорядители по подведомственным получателям.

Обратите внимание, что прежде, чем сдать заполненные формы вышестоящему распорядителю, Отчет об исполнении бюджета (форма 0503127) учреждению необходимо заверить штампом органа казначейства.

На основании представленной учреждениями отчетности главные распорядители (распорядители) составляют сводную бюджетную отчетность и представляют ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (финансовому органу).

В Федеральное казначейство главные распорядители должны представить квартальную отчетность в сроки, установленные приказом Минфина России от 20 декабря 2004 г. № 118н. А месячную отчетность им нужно сдать до 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Нужно ли вместе с бюджетной отчетностью представлять учетную политику учреждения? Ведь правила учета поменялись.

Законодательство не обязывает бюджетные учреждения разрабатывать собственную учетную политику. Существует государственная учетная политика, положения которой определены Инструкцией по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н).

Если учреждение представит отчет по старым формам, что ей за это грозит?

Никаких штрафов платить не придется. Просто такая отчетность не будет принята соответствующими органами, и учреждению нужно будет составить по ее формам, утвержденным Инструкцией № 5н.

Нюансы заполнения Баланса и Отчета о финансовых результатах

Есть ли какие-то изменения в техническом заполнении новых форм отчетности?

Да, конечно. Например, теперь отчетность составляется в рублях и копейках. Раньше показатели округлялись до целых рублей. Такое нововведение избавило бухгалтеров от головной боли сводить Баланс с помощью регулирующих статей. Им больше не нужно думать, куда бы деть разницу в рубль между активом и пассивом.

Новые формы отчетности построены таким образом, что некоторые показатели приводят для полноты сведений, однако в итоговую строку эти суммы не попадают. Так дело обстоит, например, с такими показателями Баланса, как первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов, амортизация по ним.

Из-за новых правил бюджетного учета очень вероятна следующая ситуация. Конечное сальдо на 31 декабря 2004 года будет не совпадать с начальным сальдо на 1 января 2005 года Баланса. Будет ли такая отчетность считаться составленной правильно?

Да, это абсолютно нормальная ситуация. Например, если по состоянию на 31 декабря 2004 года в составе эксплуатируемых малоценных предметов числились объекты стоимостью до 1000 руб. включительно, то в Балансе на 1 января 2005 года их уже быть не должно. Ведь при переходе на новые правила учета такое имущество списывается на финансовые результаты прошлых отчетных периодов. Об этом сказано в пункте 5.1 Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, которые утверждены приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н (далее – Методические указания).

Расхождения также будут, если, например, в конце 2004 года у учреждения были остатки «малоценки» стоимостью свыше 1000 руб. и переведенной в состав основных средств. По такому имуществу в переходный период должна быть начислена 100-процентная амортизация. Так сказано в пункте 5.2 Методических указаний. В связи с этим в Балансе на 31 декабря учреждение покажет остатки стоимости данного имущества, а вот в Балансе на 1 января 2005 года – уже нет.

Отметим, что все отклонения между входящими и исходящими остатками Баланса нужно объяснить в Пояснительной записке. На это обратил внимание Минфин России в пункте 8 Разъяснений, являющихся приложением к письму от 5 сентября 2005 г. № 42-7.1-01/2.4-250.

В активе старого Баланса была предусмотрена строка для отражения дебетового сальдо счета 193 «Расчеты с Фондом социального страхования Российской Федерации». В новом же Балансе такой строки нет. Как в Балансе на 1 января 2005 года показать дебетовое сальдо по счету 0 303 02 000 «Расчеты по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации»?

Действительно, в новом Плане счетов нет активно-пассивных счетов, есть активные и пассивные. Поэтому сложившееся дебетовое сальдо по пассивным счетам отражается в Балансе со знаком «минус». То есть дебетовое сальдо по счету 193, отраженное в активе Баланса на 31 декабря 2004 года, вам нужно показать по строке 422 пассива Баланса на 1 января 2005 года со знаком «минус».

В Инструкции, утвержденной приказом № 5н, приведены контрольные соотношения между показателями форм отчетности. Однако не все они выполнимы. Например, соотношение «сумма строк 020 “Амортизация основных средств” и 060 “Амортизация нематериальных активов” Баланса = строка 261 “Амортизация основных средств и нематериальных активов” Отчета о финансовых результатах» не соблюдается, если учреждение продало основные средства стоимостью более 1000 руб. Что в таком случае делать бюджетному учреждению? Нужно ли отразить расхождение в Пояснительной записке?

Приведенная формула действительно не выполняется, если учреждение в 2005 году реализовало основные средства стоимостью, превышающей 1000 руб. Ведь начисление амортизации по таким объектам отражается проводкой:

ДЕБЕТ 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» КРЕДИТ 0 104 01 410–0 104 06 410
– начислена амортизация по основному средству.

А при выбытии этого объекта сумма, накопленная на кредите счета учета амортизации, списывается так:

ДЕБЕТ 0 104 01 410–0 104 06 410 КРЕДИТ 0 101 01 410–0 101 06 410, 0 101 10 410

– списана амортизация, начисленная за период эксплуатации основного средства.

В Баланс попадает сальдо счетов учета амортизации 0 104 01 000–0 104 06 000. Для амортизации по выбывшему имуществу оно равно 0. Ведь суммы начисленной и списанной амортизации равны. Поэтому по строке 020 Баланса остаток по счету учета амортизации по списанному основному средству показывать не придется.

А вот в Отчете о финансовых результатах нужно отразить сумму, которая учтена по дебету счета 0 401 01 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» в корреспонденции с кредитом счетов учета амортизации 0 104 01 410–0 104 06 410. То есть в строку 261 «Амортизация основных средств и нематериальных активов» Отчета должна попасть сумма начисленной амортизации.

Получается, что амортизация, указанная в Балансе, будет отличаться от амортизации, приведенной в Отчете, на сумму списанной амортизации, то есть на ту величину, которая отражена по дебету счетов 0 104 01 410–0 104 06 410.

Никаких объяснений по поводу данной разницы в Пояснительной записке делать не надо. Ведь в этом документе приводят сведения, необходимые для анализа отчетности. А невыполнение ошибочной формулы, прописанной Минфином России, к такой информации не относится.

В пункте 77 Инструкции сказано, как формируется показатель строки 290 «Чистый операционный результат». А именно это сумма строк 310 «Операции с нефинансовыми активами», 390 «Операции с финансовыми активами» и 510 «Операции с обязательствами». Но, судя по всему, величину, отраженную по строке 510, надо вычитать, а не прибавлять. Также в Инструкции оговорено, что сумма в строке 290 равна показателю в строке 620 Баланса. Но такой строки в Балансе нет...

Данная формула уточнена письмом Минфина России от 5 сентября 2005 г. № 42-7.1-01/2.4-250.

Согласно разъяснениям финансового ведомства данные по строке 290 «Чистый операционный результат» должны равняться сумме строк 310 «Операции с нефинансовыми активами» и 380 «Операции с финансовыми активами и обязательствами». При этом строка 380 равна разнице строк 390 «Операции с финансовыми активами» и 510 «Операции с обязательствами».

Теперь что касается взаимоувязки строки 290 Отчета с Балансом. Строки 620 в Балансе действительно нет. Поэтому Минфин России в своем недавнем письме уточнил, что имеется в виду строка 480 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» Баланса. То есть в составленной отчетности должно выполняться равенство:

показатели строки 290 «Чистый операционный результат» Отчета = показатели строки 480 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» Баланса.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка