Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Чего ждать бухгалтеру от новой милицейской Инструкции?

30 сентября 2005 2182 просмотра

Л Романченко

Высшее милицейское руководство не раз обещало защитить фирмы и предпринимателей от произвола чиновников в погонах. Вот и в новой Инструкции по милицейским проверкам действительно есть некоторые послабления. Например, теперь следователи в ходе проверки не смогут опечатывать кассы и помещения и в Инструкции четко установлен перечень должностных лиц, кто может санкционировать ревизию. Однако не обошлось и без ложки дегтя – есть и негативные изменения. Скажем, изъять теперь можно практически любые документы.

Что нужно знать бухгалтеру, если на предприятие с проверкой нагрянула милиция? Какие документы могут потребовать ревизоры и как оспорить их действия? Какие права есть у предприятий и коммерческих фирм и что им грозит, если следователи выявят нарушения?

Когда сотрудники милиции могут прийти на предприятие

Перед тем как впустить проверяющих, проверьте их полномочия. А именно посмотрите служебные удостоверения, ознакомьтесь с постановлением о проведении проверки, в котором должны содержаться мотивы проверки и которое должно быть вынесено и подписано начальником органа внутренних дел или его заместителем, а также выясните, соответствует ли состав проверяющих указанному в постановлении. Чтобы выяснить полномочия проверяющих, можно даже позвонить в соответствующий орган внутренних дел. Там же можно узнать, действительно ли назначена проверка. Ведь постановление регистрируется в милиции.

Кроме того, если у вас на фирме есть журнал учета контрольных мероприятий, то попросите проверяющих сделать запись в этом документе. Этого требует статья 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

А если такого журнала у вас нет, то советуем завести его. Такой документ может сократить количество «случайных» проверок.

Вообще милиция может появиться у вас на фирме либо для проверки информации о преступлениях или административных нарушениях, либо во время оперативно-розыскных мероприятий. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Проверка информации о преступлениях или административных нарушениях

Милицейские проверки не бывают плановыми. Финансово-хозяйственной деятельностью предприятия силовые структуры могут заинтересоваться, когда в милицию поступает информация о преступлении. Чаще всего от бдительных граждан. Могут быть и другие источники – статьи в газете, например, и т. п.

Следователь или по его поручению другой сотрудник милиции обязан проверить сообщение о нарушении в течение трех дней, считая со дня, когда оно получено. Такой срок установлен статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Прокурор, а чаще милицейское руководство, по просьбе следователя может продлить проверку до 10 дней. Если требуется проверить документы, то проверка может продолжаться дольше, но не более 30 дней. Правда, в Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности написано, что милиция может сразу назначить проверку данных об экономических и налоговых преступлениях на 30 дней.

Во время проверки милиционеры могут осматривать помещения и транспорт, изучать и временно изымать документы. Такие права закреплены в пункте 25 статьи 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».

Обратите внимание: раньше милиционеры могли опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проверки, но не более чем на семь суток. В новой Инструкции такая формулировка отсутствует. Соответствующие изменения были внесены и в пункт 25 статьи 11 Закона № 1026-1 (Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ вступил в силу с 12 августа 2005 года). То есть в ходе проверки милиционеры не могут теперь опечатывать кассы и помещения.

Оперативно-розыскные мероприятия

Проверить фирму можно и в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Что считать таковыми, сказано в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Чаще всего сотрудники милиции исследуют документы, проводят контрольные закупки, наводят справки и опрашивают граждан. В рамках оперативно-розыскных мероприятий сотрудники милиции могут также контролировать корреспонденцию, прослушивать телефоны и даже внедрять на фирму своих сотрудников.

В отличие от проверки оперативно-розыскные мероприятия чаще всего проводятся негласно – то есть следователь может прийти на фирму, скажем, как покупатель, а не как представитель контролирующих органов. И если будет выявлено нарушение, тогда с санкции руководства прийти повторно, но уже с проверкой. Закон не обязывает милицию предъявлять разрешения на розыскные мероприятия. А сама процедура регламентируется внутренними приказами МВД.

При проведении проверки милиционеры могут обнаружить на фирме в числе прочего и налоговые нарушения. Например, если фирма работает без кассового аппарата, несложно предположить, что фирма занижает реальную выручку. В этом случае все материалы милицейской проверки (ревизии), которые требуют вмешательства налоговиков, в 10-дневный срок должны быть переданы в налоговую инспекцию для принятия решения. А решением, по сути, может быть только назначение проверки (причем скорее всего выездной) или отказ от ее проведения. Последнее возможно, если налоговики не найдут в поступивших материалах ничего серьезного или если сроки для проведения проверки уже истекли.

За какой период проводится проверка

В Инструкции не сказано, какие отчетные периоды может охватывать проверка.

Посмотрим, что об этом говорится в Уголовном кодексе РФ. Срок давности – это период, в течение которого можно привлечь к уголовной ответственности (ст. 78 Уголовного кодекса РФ). Он зависит от тяжести совершенного преступления. То есть прежде всего нужно выяснить, какое преступление совершено, а уж потом смотреть, истек срок давности или нет.

Скажем, уклонение от уплаты налогов должностных лиц фирмы, ответственных за уплату налогов и страховых взносов, в крупных размерах (ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса РФ) относится к преступлениям небольшой тяжести. Срок давности по ним 2 года. Крупным уклонением считается недоплата более 500 000 руб. за период трех финансовых лет подряд. При условии, что недоплата превышает 10 процентов от суммы причитающихся налогов. Если же размер недоимки больше 1 500 000 руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов значения не имеет.

Получается, что если с тех пор, как закончился третий финансовый год, прошло больше двух лет, привлечь к ответственности должностных лиц фирмы по ее результатам не удастся.

Если же бюджет недополучил налогов и сборов в особо крупном размере, то преступление будет тяжким, а срок давности – 10 лет. Под особо крупным размером понимают недоимку за период трех финансовых лет подряд более 2 500 000 руб. (при 20-процентной неуплате) или более 7 500 000 руб. (независимо от процентного соотношения недоимки и общей суммы налогов).

Итак, в некоторых случаях милиция может проверить даже последние 10 лет деятельности налогоплательщика. Другой вопрос, что у фирмы может не оказаться бумаг десятилетней давности. Срок хранения бухгалтерских документов ограничен пятью годами (ст. 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Кроме того, милиционерам для проверки необходимы данные, указывающие на признаки налогового преступления. А получают эти данные они, как правило, от налоговиков.

Поэтому обычно проверка ограничивается последними тремя годами. Ведь именно столько составляет максимальная глубина налоговой проверки.

Какие бумаги могут потребовать проверяющие

Затребовать для проверки работники милиции могут любые бумаги, в том числе и те, которые составляют коммерческую тайну.

Во время проверки милиционеры могут изымать документы либо их копии. При этом они должны составлять протокол с описью изъятого, копию которого они обязаны вручить директору фирмы или его представителю, действующему на основании доверенности. Это требование прописано как в Законе № 1026-1, так и в Инструкции.

Если по каким-то причинам копии снять невозможно, то следователь может забрать документы с собой, но в течение пяти дней должен их вернуть обратно. Об этом делается соответствующая запись в протоколе изъятия.

Обычно работники милиции не утруждают себя составлением описи каждого документа, а изымают коробками, а в протоколе указывают: «коробка № 1, 2 и т. д.». Это является грубейшим нарушением прав фирмы и может повлечь непоправимый вред – потом вас могут оштрафовать за отсутствие какого-либо документа, если он будет утерян. Поэтому надо потребовать, чтобы изъятие документов оформлялось должным образом.

Забрать можно бумаги, указанные в пунктах 25 и 27 статьи 11 Закона о милиции. То есть практически любые документы – ведь в Законе сказано: «...отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность». Кроме того, милиция вправе изымать даже первичные документы (п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Что ждать после проверки?

По результатам проверки оформляется акт по форме, приведенной в приложении № 5 к Инструкции. Причем этот документ составляется независимо от того, обнаружат оперативники какое-либо нарушение или нет. Оформляется акт в трех экземплярах, один из которых остается у фирмы.

Обратите внимание: получив документ, потребуйте от проверяющих, чтобы в пустых графах акта стояли прочерки. Это нужно для того, чтобы потом невозможно было вписать туда что-либо без вашего ведома.

Вообще имейте в виду, что различные проверочные мероприятия и их результаты должны документально оформляться. Ведь в дальнейшем в основу обвинения могут быть положены только те доказательства, которые добыты и оформлены в соответствии с действующим законодательством. На юридическом языке такие доказательства называются «допустимыми» (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Если же проверяющие отступили от этого правила, факты не будут являться доказательствами.

Скажем, при осмотре помещений нужно пригласить двух понятых, разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, а также предъявить понятым и другим участникам осмотра все, что обнаружено или изъято. Если эти процедуры нарушены, изъятое не может быть приобщено к делу в качестве вещественных доказательств.

Помните: чем больше нарушений допустят проверяющие при работе, тем скуднее будут выглядеть их доказательства. Поэтому лучше не делать им замечаний и не просвещать их в том, что они нарушили. Любые действия следователей могут быть обжалованы организациями в вышестоящих органах МВД, прокуратуре или суде.

После проверки оперативники должны оценить серьезность преступления. В результате они могут принять следующие решения.

Первое. Милиционеры оформляют найденные нарушения как административные. В этом случае они составляют протокол и в течение суток направляют его в налоговую инспекцию или своему руководству для рассмотрения. В результате выносится постановление о назначении административного наказания, то есть штрафа. Возможные административные штрафы мы привели в таблице 1.

Второе. Материалы передаются в налоговую инспекцию для проведения проверки, на этот раз налоговой.

Третье. Самый плохой вариант, когда по материалам милицейской проверки возбуждают уголовное дело. Скажем, за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах. Согласно статье 199 Уголовного кодекса РФ, это происходит, когда фирма не представила в налоговую инспекцию или внебюджетные фонды декларацию или другие обязательные документы или в этих бумагах указаны заведомо ложные сведения.

Уголовный кодекс РФ предусматривает несколько видов наказаний за экономические преступления. Это арест, лишение свободы, штраф или исправительные работы. Помимо уголовного наказания виновного могут лишить права занимать определенную должность или заниматься определенным видом деятельности на срок до 3 лет.

Правда, самым распространенным наказанием является все-таки штраф. Государству выгоднее наказать коммерсанта рублем. И чаще всего наказывают руководителя фирмы. Дело в том, что привлечь главбуха к уголовной ответственности достаточно сложно. Если следователь не сможет доказать умысел на уклонение от уплаты налогов, судьи вынесут оправдательный приговор. При этом они всегда учитывают прямую зависимость главного бухгалтера от руководителя организации. Ведь главбуху приходится выполнять распоряжения начальства, даже будучи порой несогласным с ним.

Перечень преступлений и ответственность за них мы сгруппировали в таблице 2.

Ну а если после прихода милиции никаких санкций или очередных ревизий не последовало, это означает, что проверка прекращена в связи с отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства РФ. Однако обратите внимание: милиции не запрещено вернуться к налогоплательщику еще не один раз с проверкой по тому же вопросу. Как мы уже отмечали, запрет, установленный Налоговым кодексом РФ для повторных налоговых проверок, в отношении милицейских проверок не действует.

Инструкция по милицейским проверкам облегчит фирмам жизнь

Отвечает МАРКИНА Татьяна Владимировна, начальник центра документальных проверок (ЦДПР) МВД России

– С чем связано появление Инструкции и что принципиально нового в ней появилось?

– Инструкция была написана в связи с поправками, которые были внесены в пункт 25 статьи 11 Закона «О милиции». Она определяет порядок назначения и проведения проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также оформления их результатов. Теперь проверку можно проводить лишь при наличии мотивированного постановления, подписанного начальником органа внутренних дел или его заместителем. Кроме того, определен круг лиц, которые могут проводить проверки. Прописаны процедурные особенности, порядок изъятия и копирования документов и т. п.

– В Инструкции есть понятия «проверка» и «ревизия». В чем разница между этими мероприятиями?

– Проверка – это единичное мероприятие. Она проводится на основе оперативной информации о готовящихся или совершенных экономических преступлениях и нарушениях. То есть следователь исследует документы по конкретной сделке. Если в результате этих мероприятий будут найдены документы, свидетельствующие о преступлении или нарушении, назначается ревизия. В рамках ревизии проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность фирмы. Следователи работают с «первичкой», бухгалтерской и налоговой отчетностью. В результате принимается решение о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении.

– Раньше во время проверки сотрудники милиции могли опечатать все, что попадется под руку. Теперь такого права у них нет?

– Да, это действительно так. Теперь на время проверки опечатывать сейфы, кассовые аппараты, склады и другие помещения следователи не вправе. Это позволит не приостанавливать работу фирмы и избежать претензий со стороны контрагентов.

– Как долго проверяющие могут держать у себя документы?

– Не больше 30 дней. Однако в соответствии с тем же пунктом 25 статьи 11 Закона «О милиции» мы перед проверкой можем изучать документы по месту работы фирмы. Раньше у нас такого права не было. В ближайшее время будет разработан бланк постановления на изучение. Так вот, для такой процедуры в отличие от проверки срок не органичен.

– В каких случаях можно обжаловать решения проверяющих?

– Если имели место нарушения. Например, если вам принесли постановление, то вы можете проверить, кто его подписал. А именно посмотреть, есть ли в Инструкции должность, указанная в предъявленной бумаге. Если нет, то вы вправе обжаловать действия проверяющих в прокуратуре или спросить, кто этот человек, который назначил проверку. Другой пример – акт по результатам проверки подписан, когда прошел срок (больше 30 дней). Считаете, что проверяющие действуют неправильно, – обращайтесь в вышестоящий орган.

– Наряду с новой Инструкцией (утверждена приказом МВД России № 636) есть еще одна – от 16 марта 2004 года за № 177. В чем их отличия?

– В статье 11 Закона «О милиции» есть два пункта, которые дают нам право проводить проверочные мероприятия. Это пункт 25 – согласно этому пункту разработана новая Инструкция. В соответствии с ней мы можем проверять фирму, если заподозрили ее в любых экономических преступлениях, скажем, в производстве и продаже контрафактной продукции. Инструкция, утвержденная приказом МВД России за № 177, разработана в соответствии с пунктом 35 статьи 11 Закона «О милиции». Он четко предписывает: проводить проверки можно при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанные с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах. То есть речь идет только о налоговых преступлениях.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка