Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

На каком счете — 26 или 44 — учитывать расходы на продажу

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5

Чтобы при переезде бросить ненужные отделимые улучшения, можно оформить ликвидацию

7 сентября 2009 2 просмотра

Печатная версия
Электронная газета

Многие компании, въезжая в новый офис, получают лишь стены. За свой счет, а порой и своими силами они делают ремонт, прокладывают необходимые сети, устанавливают сигнализацию, железные двери и т. п. Тем самым офис обрастает «отделимыми улучшениями», которые обычно являются собственностью арендатора (ст. 623 Гражданского кодекса). Однако через некоторое время этот офис может стать слишком мал, велик, неудобен и т. д. Компания переезжает. При этом далеко не все установленное оборудование целесообразно забирать с собой.

Между тем может статься, что отделимые улучшения учтены как основные средства, амортизируются и к моменту переезда не самортизировались до конца ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Есть вариант передать их арендодателю. Но коммерческая служба может не позаботиться о переговорах с арендодателем о передаче ему этих улучшений. Либо арендодатель не пожелает принимать их на баланс. Тогда имущество оставляют в старом офисе. Однако просто бросить его не получится – необходимо отразить эту операцию в учете.

Как списать ненужные отделимые улучшения в налоговом учете

В такой ситуации имущество лучше ликвидировать и на этом основании списать. Для документального оформления понадобится создать комиссию, в которую включают и главного бухгалтера (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). Комиссия удостоверит невозможность дальнейшего использования актива. Списание основного средства оформляется приказом руководителя организации и актом о списании (ликвидации) основных средств. При этом остаточная стоимость списанного имущества в налоговом учете учитывается в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса, письмо Минфина России от 09.07.09 № 03-03-06/1/454). Если, конечно, амортизация начислялась по линейному методу.

Как обосновать причину ликвидации

Загвоздка может быть в причине для ликвидации. В данном случае фактически это невозможность дальнейшего использования и нецелесообразность его переноса в новое арендуемое помещение. Но при такой причине риск спора с налоговиками достаточно велик. Как мы выяснили в Минфине, там не считают названные обстоятельства причиной для ликвидации имущества. Правда, в министерстве не опровергают, что списать основное средство по такому основанию можно. Но учесть в расходах для налога на прибыль остаточную стоимость «оставленного» имущества, по мнению чиновников, нельзя. Поэтому лучше найти другую причину, к примеру моральный и физический износ.

У проверяющих может возникнуть еще вопрос: почему компания не демонтировала имущество, а возникшие в результате этого материалы не использовала в деятельности. На этот случай стоит также подготовить обоснование, по какой причине компания не стала разбирать основное средство (например, запчасти морально и физически устарели, демонтаж стоит почти столько же или даже дороже, чем приобрести новые материалы, и др.).

Что делать с НДС

Также Минфин требует при любом выбытии имущества, кроме реализации и безвозмездной передачи, восстанавливать НДС с остаточной стоимости и платить налог в периоде подписания акта о списании основного средства (см., например, письмо Минфина России от 29.01.09 № 03-07-11/22). Однако в Налоговом кодексе перечень ситуаций, когда следует восстанавливать НДС, закрыт и о ликвидации актива там не говорится. Судебная практика сейчас также полностью на стороне налогоплательщиков (решение Высшего арбитражного суда РФ от 23.10.06 № 10652/06).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка