Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Кто спланирует бюджеты и ответит за их выполнение

28 сентября 2009 4 просмотра

Печатная версия
Электронная газета

Прежде чем приступать к разработке бюджета компании, необходимо разобраться: кто из руководителей подразделений компании несет ответственность за те или иные доходы и расходы. Именно эти люди должны будут спланировать соответствующие статьи бюджета, утвердить их у руководства компании, сформировать бюджеты доходов и расходов своих подразделений и представить в финансовую службу для формирования общего бюджета компании.

Задача определить ответственных отнюдь не тривиальная: хотя у любого подразделения есть расходы, далеко не все они подконтрольны руководителю этого подразделения. Если неправильно определить существующие в компании центры финансовой ответственности (см. ), мало того, что процесс бюджетирования будет все время пробуксовывать, так еще и потом спросить за исполнение бюджета с подразделений будет невозможно.

Всеми затратами управляет генеральный директор

Как правило, финансовую структуру начинают формировать с определения центра прибыли, руководитель которого в полной мере управляет как всеми затратами, так и доходами. В подавляющем большинстве случаев центром прибыли считают все предприятие. В холдингах может быть несколько центров прибыли. Изредка центром прибыли может стать подразделение, например санаторный комплекс на балансе крупного комбината.

Особенность бюджетирования по центру прибыли в том, что для него принято планировать не только будущие доходы и расходы, как для подразделений, но также прогнозный баланс и бюджет движения денежных средств.

Какие статьи бюджета планируют подразделения

Идем дальше. Чтобы сформировать бюджет центра прибыли, то есть всей компании, свои бюджеты должны спрогнозировать и представить на утверждение генеральному директору руководители подразделений. Вот тут предстоит разобраться с их полномочиями.

К примеру, во многих компаниях выделены отдельные проекты, руководители которых отвечают за прибыль соответствующего направления. Соответственно они планируют доходы и расходы, отвечают за выполнение этого плана. Почему это не центры прибыли? Отличие в том, что обычно есть затраты, на которые руководители проектов влиять не могут – они определяются централизованно для всей компании.

Или возьмем службы продаж, торговые точки и тому подобные подразделения (центры доходов). Их руководители отвечают за выручку, но возможность управлять затратами у них может отсутствовать вовсе или сводиться к минимуму. Зачастую даже зарплата сотрудников устанавливается «сверху». Поэтому требовать от начальников таких подразделений планировать расходы, на которые они не могут повлиять, а тем более отвечать за них, бессмысленно. Соответствующие расходы включают в свои бюджеты руководители центров затрат – АХО, других подразделений, обеспечивающих остальных необходимыми ресурсами. Разумеется, потом, чтобы проанализировать, сколько «стоит» то или иное подразделение, подобные общие затраты обычно разносятся по отделам. Но их сумма не будет зоной ответственности руководителей этих подразделений.

Как быть, если расходы зависят от других отделов

В бюджетировании расходов есть и другие тонкости, о которых нередко забывают. Показательный пример – служба закупок. В большинстве случаев она квалифицируется как центр затрат, то есть руководитель отвечает за бюджет расходов. Но директор по закупкам не управляет объемами приобретаемых материалов, здесь он действует по заявке производства. Он может контролировать лишь затраты на единицу приобретаемого материала, поэтому за это и надо спрашивать при контроле исполнения бюджета. В то же время в бюджет центра затрат «Закупки», конечно, оправданно поставить все запланированные производством расходы на сырье и материалы.

Вот кто спланирует бюджеты.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Зарплата 30 ноября 2016 09:00 8 важных дел бухгалтера на декабрь

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка