Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Учет выявленных излишков

25 января 2010 10 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

Инвентаризацию перед составлением годовой отчетности компании, как правило, проводят в первые месяцы следующего года. Ведь ее результаты необходимо учитывать в годовом балансе. А вот в налоговом учете доходы и расходы отражают на дату составления подтверждающих документов. Поэтому, чтобы не возникло разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, все документы, подтверждающие итоги инвентаризации, стоит датировать 2009 годом. Но это не единственный подводный камень годовой инвентаризации. Вот еще несколько.

Учет выявленных излишков

В налоговом учете стоимость излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые были выявлены в результате инвентаризации, учитывают во внереализационных доходах (п. 20 ст. 250 НК РФ). В бухгалтерском учете – в прочих доходах (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ, ПБУ 9/99 «Доходы организаций»).

В чем сложность. В обоих учетах излишки предписано оприходовать по рыночной стоимости (п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34, п. 5 ст. 274 Налогового кодекса). Но что взять за основу рыночной цены, однозначно не сказано.

Приемлемый вариант учета. Чтобы определить рыночную стоимость актива в налоговом учете, совсем не обязательно проводить дорогостоящую независимую оценку. Если компания регулярно реализует это имущество, то рыночной ценой можно признать цену его продажи (ст. 40 Налогового кодекса). Такую же цену лучше определить и для целей бухгалтерского учета. Пункт 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» под текущей рыночной стоимостью понимает сумму денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Прибегнуть к независимой оценке потребуется в исключительных случаях, например если при инвентаризации будет выявлено основное средство, которое ранее не приобреталось компанией. При этом в налоговом учете стоимость услуг оценщика нужно учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 14.09.09 № 03-03-06/1/578). В первоначальную стоимость основного средства их включать не надо. По нашему мнению, так же можно поступить и в бухгалтерском учете.

Учет обнаруженных недостач

В бухгалтерском учете недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ). В налоговом учете – на материальные расходы (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Все что свыше относится в учете на виновных лиц.

В чем сложность. Если, к примеру, недостача обнаружена в покупных товарах, то возникает вопрос: как считать ущерб – по закупочной цене или по продажной?

Приемлемый вариант учета. Размер ущерба, который был причинен компании при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям. Потери в свою очередь исчисляют исходя из рыночных цен, которые можно определить так же, как и при определении цены излишков. Но при этом ущерб не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст. 246 ТК РФ). Таким образом, определять ущерб по продажным ценам нельзя, иначе в него войдет упущенная выгода, которую сотрудник, пусть даже виновный в недостаче, возмещать компании не обязан (ст. 238 ТК РФ).

Если сам работник признал долг или это сделал суд, то сумму задолженности в налоговом учете включают во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). При методе начисления – на дату признания должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списывают на финансовые результаты (п. 28 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34). В налоговом учете это внереализационные расходы. При этом факт отсутствия виновных лиц важно документально подтвердить уполномоченным органом государственной власти (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 08.06.09 № 03-03-05/103).

КСТАТИ. Минфин уже несколько лет считает, что суммы НДС по недостающему имуществу, ранее правомерно принятые к вычету, нужно восстановить. Мол, потерянное имущество не может быть использовано в деятельности, облагаемой НДС (письмо от 20.07.09 № 03-03-06/1/480). Но судьи тоже последовательны и из года в год напоминают налоговикам, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом. Восстановление же НДС при недостаче имущества кодекс не предусматривает (постановление Федерального суда Московского округа от 13.01.09 № КА-А40/12259-08).

Учет пересортицы

Если в результате инвентаризации выявлены излишки по одним товарам и недостачи по другим, но одного наименования, то компания вправе зачесть пересортицу (п. 5.3 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, см. также статью внизу).

В чем сложность. Сомнения возникают, когда пересортица существует по товарам очень схожего наименования. К примеру, оплачен сок томатный с сахаром, а покупатель по факту купил сок томатный с солью. Можно ли по таким товарам провести пересортицу?

Приемлемый вариант учета. пределить одно наименование у товаров, по которым есть расхождения в количестве, или разное можно, в частности, по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.07 № 329-ст). В нем каждому наименованию продукции присвоен свой уникальный код. Если коды разные, значит, пересортица по таким товарам невозможна.

С этого года излишки при продаже списывают полностью

С 2010 года компания может включить расходы полностью в стоимость списанных в производство или реализованных излишков имущества, которое было обнаружено при инвентаризации и учтено в доходах при оприходовании (п. 2 ст. 254 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). При этом не важно, что оно было найдено по итогам инвентаризации 2009 года. Главное – чтобы оно пошло в производство или было реализовано в 2010 году. Такую же точку зрения выразили и специалисты Минфина, к которым мы обратились за разъяснением.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 12:00 Приказ о приеме на работу

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка