Журнал, справочная система и сервисы

Применение трудового законодательства

29 марта 2010 4 просмотра

Печатная версия
Электронная газета

Менять штатное расписание можно без привязки ко дню сокращения сотрудников

– Применение трудового законодательства. Полгода назад у нас в компании прошло сокращение штата, в результате которого убрали несколько должностей. Недавно руководство приняло решение ввести несколько новых ставок. Может ли наша компания сейчас это сделать?

– Да, конечно. Работодатель, руководствуясь принципом свободы экономической деятельности, может самостоятельно определять состав своих работников, в том числе вводить в штатное расписание либо исключать из него какие-либо должности.

– А установлен ли какой-то минимальный период времени, который должен пройти между сокращением и расширением штата компании?

– Нет, такого условия законодательство не содержит.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Иногда работодатели используют сокращение штата как средство для увольнения неугодных сотрудников, а после сокращения принимают новых. Если новые работники будут выполнять те же трудовые функции, что и уволенные, то суд может признать действия компании незаконными и восстановить их на работе. Суды при разрешении споров об увольнении по сокращению штата всегда исследуют вопрос о том, было сокращение реальным или нет (см., например, постановление Президиума Московского городского суда от 16.08.07 № 44г-561). Поэтому в таких случаях безопаснее вводить обратно сокращенные должности спустя, к примеру, несколько месяцев либо сразу, но называть их иначе и функционал по ним устанавливать другой.

При реорганизации перевести сотрудника можно по допсоглашению

– У нас сейчас проходит реорганизация. Каким образом отразить в трудовых договорах и книжках перевод сотрудников к правопреемнику? Их надо увольнять и заново принимать на работу?

– Нет, сама по себе реорганизация компании не является основанием для расторжения с сотрудником трудового договора. Причем независимо от формы, в которой она проходит, будь то слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование. Это следует из статьи 75 Трудового кодекса.

– Как же тогда оформить перевод сотрудников?

– С работниками необходимо будет оформить дополнительные соглашения к трудовому договору, а в трудовых книжках сделать запись о том, что компания реорганизована.

– А как она должна выглядеть?

– Запись будет аналогична той, которую делают в случае изменения наименования компании. Достаточно будет написать, что компания была реорганизована, привести дату, с которой она считается реорганизованной, то есть когда была внесена запись в ЕГРЮЛ, а также дату и номер соответствующего решения учредителей.

Если у совместителя нет основного места работы, зачислять его в штат не требуется

– Новый сотрудник будет работать у нас по совместительству. Но при оформлении документов выяснилось, что у него нет основного места работы. Должны ли мы в этом случае принять его в основной штат?

– Нет, отсутствие основного места работы у совместителя не обязывает работодателя заключать с ним договор как с основным работником. На работодателя возлагается обязанность выяснять у совместителя условия его труда по основному месту работы лишь при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Таковы требования статьи 283 Трудового кодекса. В остальных случаях не имеет значения, есть у нового совместителя основная работа или нет.

– Как тогда сделать в трудовой книжке запись о работе по совместительству, если у человека нет основной работы? Можем ли мы внести ее в его трудовую книжку?

– Запись в трудовую книжку о работе по совместительству делает только основной работодатель по желанию сотрудника. Поэтому ваша компания вносить такую запись в трудовую книжку не должна.

– Даже если сотрудник попросит нас внести такую запись?

– Да, ведь иначе компания нарушит порядок оформления трудовой книжки (п. 20 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225. – Примеч. ред.). Однако если совместитель хочет, чтобы период работы в вашей компании был отражен в его трудовой книжке, вы можете выдать ему справку. Когда совместитель найдет основное место работы, новый работодатель на основании такой справки сможет сделать соответствующую запись.

Нельзя уволить сотрудника за отказ подписать должностную инструкцию

– Недавно мы разработали и утвердили новые должностные инструкции и ознакомили с ними сотрудников. Однако один из сотрудников отказывается подписывать документ. Должен ли он в этом случае обосновать свой отказ заявлением?

– Объяснения от работника запросить желательно, но давать их он не обязан. Тем не менее стоит предпринять попытки ознакомить работника с должностной инструкцией. Например, зачитать ему ее вслух. Также необходимо документально зафиксировать такой отказ. Сделать это можно в акте об отказе от ознакомления с должностной инструкцией.

– А может ли наша компания на этом основании в одностороннем порядке расторгнуть трудовой договор с сотрудником?

– Нет, уволить работника за отказ от подписания документа нельзя. Такого основания для расторжения трудового договора законодательство не предусматривает.

Когда за нарушение дисциплины положен выговор

– Один из сотрудников постоянно опаздывает на работу и задерживается после обеда. Можно ли объявить ему замечание или выговор?

– Можно, если действия сотрудника по его вине привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению возложенных на него трудовых обязанностей. Однако до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.

– Как оно должно быть оформлено?

– Обычно в этом случае сотрудник пишет объяснительную записку. Ее он может составить в произвольной форме. В ней поясняет причины нарушения трудовой дисциплины, приводит факты, послужившие поводом к ее написанию, и причины, объясняющие сложившуюся ситуацию. Объяснительная записка является основанием для оценки работодателем тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен.

– А если сотрудник откажется давать такие пояснения?

– Если по истечении двух рабочих дней это объяснение работник не представил, то составляют соответствующий акт. Такой отказ не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Это следует из статей 192 и 193 Трудового кодекса.

Образцы документов, которые потребуется оформить при увольнении сотрудника по инициативе компании за прогул или за неисполнение им трудовых обязанностей, а также подробные рекомендации по составлению есть на сайте www.gazeta-unp.ru в разделе »Электронные помощники»«Ваш кадровый секретарь»«Увольнение с работы».

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка