Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Бег по кругу, или переход в другую инспекцию

20 января 2006 9683 просмотра

Организация переехала в другой район города. В учредительные документы вносятся сведения о новом юридическом адресе, и остается последний шаг – сняться с учета в старой налоговой инспекции и зарегистрироваться в инспекции соответствующего района. Стенды всех инспекций города Самары призывают налогоплательщиков заранее информировать о планирующемся переходе. «Наверное, чтобы облегчить и ускорить передачу дела», - думает наивный налогоплательщик. Он даже не подозревает, что его ожидает.

Переход - это просто

Согласно действующему законодательству (Федеральный Закон № 129-ФЗ, ст. 17 Федерального закона № 185-ФЗ), организация, сменившая юридический адрес, обязана в встать на учет в налоговой инспекции соответствующего района. И еще одна аксиома: одно предприятие не может стоять на учете сразу в двух налоговых инспекциях.

Для того чтобы дело налогоплательщика со всеми его долгами, переплатами, в общем, со всей его историей было передано налоговикам другого района, надо прийти в свою действующую инспекцию и написать заявление, текст которого должен быть примерно таким: «Прошу перевести в ИФНС … района в связи с изменением юридического адреса». Типичная ситуация требует столь же стандартных действий как самого налогоплательщика, так и сотрудников налоговой службы.

Как это бывает

Однако на практике смена налоговой инспекции создает предприятиям массу проблем.

Вот что рассказала нам Елена Семеновна Аранчук, директор ООО «Антураж»:

«Нам часто приходится участвовать в мероприятиях, связанных с постановкой организаций, являющихся нашими клиентами, на учет в налоговых инспекциях города. И не было, пожалуй, ни одного случая перехода из одной инспекции в другую, не сопряженного с тратой нервов и времени. Логику действий наших налоговиков зачастую не под силу понять даже самому опытному специалисту. Но хуже всего то, что от них невозможно добиться сколько-нибудь внятных разъяснений, каким же на самом деле должен быть механизм этого перехода и как делятся «зоны ответственности» тех ведомств, которые задействованы в процессе».

Получить комментарии в упомянутых инспекциях мы тоже не смогли. Зато вскоре после наших тщетных попыток в областном налоговом управлении проходил брифинг на тему практической реализации Единых стандартов обслуживания налогоплательщиков. В ходе брифинга мы обратились к Антонине Николаевне Зубковой, заместителю руководителя УФНС России по Самарской области с просьбой разъяснить наиболее спорные ситуации. Насколько теория соотносится с практикой, судите сами.

Итак, рассмотрим конкретную ситуацию. Организация, зарегистрированная в Ленинском районе, купила с целью переезда помещение на территории Промышленного района. Соответственно, необходимо встать на учет в ИФНС Промышленного района.

Без камеральной проверки никуда?

Рассказывает Елена Семеновна Аранчук, директор ООО «Антураж»: «Наши налоговики практически никогда не переводят организацию без предварительной камеральной проверки. Хотя, между прочим, в законодательстве не установлено, что налоговая инспекция, передавая своего налогоплательщика в другой район, обязана провести камеральную проверку. Это, по всей видимости, делается для того, чтобы все недоплаты и неуплаты шли непосредственно в инспекцию того района, откуда организация уходит. Вот только понять это трудно, потому что налогов, привязанных непосредственно к району, таких, как милицейский налог или автодор, сейчас практически нет».

Так, значит, всем организациям, планирующим перейти в инспекцию другого района, придется терпеливо дожидаться, когда их отчетность пройдет камеральную проверку?

Ситуацию разъясняет Антонина Алексеевна Зубкова, заместитель руководителя областного Управления ФНС России: «Обязанность проведения камеральной проверки совершенно не привязана к переходу из одной налоговой инспекции в другую. Это две формы работы, не зависящие друг от друга. Мы не имеем права задерживать налогоплательщика по факту отсутствия проведения камеральной проверки. Когда дело налогоплательщика передается в другую инспекцию, то эта инспекция, если позволяют сроки, сможет проверить своего нового налогоплательщика по непроведенной камеральной проверке. А вот сверка платежей в случае перехода налогоплательщика в другую инспекцию производится обязательно. Налогоплательщик должен уйти с результатом взаимоотношений с бюджетом, и мы обязаны передать в новую налоговую инспекцию пакет документов с согласованным сальдо. На это инспекторам дается 10 дней, в течение которых они должны провести сверку и выдать налогоплательщику соответствующую справку. Если выявлены какие-то расхождения, то срок увеличивается до 15 дней».

Все претензии к почтовикам?

Перейти в другую инспекцию организация обязана до начала отчетного периода. Подходит отчетный период. Организация, написавшая заявление о переходе в другую инспекцию и справедливо полагающая, что на этом ее участие в процессе завершено, звонит в инспекцию Промышленного района, чтобы уточнить детали сдачи отчетности. И здесь выясняется, что ее дело до сих пор не получено.

Если дело не передано, то по правилам отчитываться следует в прежней инспекции. Однако в старой инспекции (то есть в Ленинском районе) инспекторы уверяют, что дело было отправлено по почте месяц назад. Что делать? Где отчитываться?

Разъясняет ситуацию Антонина Алексеевна Зубкова, заместитель руководителя областного Управления ФНС России: «Документы передаются только по почте. На руки налогоплательщик не получает своего дела никогда. И ему не надо узнавать о своей судьбе. Но если необходимо отчитываться, то можно написать запрос в старую инспекцию: «Прошу уведомить об отправке…» или в новую «Прошу уведомить о получении…». Не нужно ходить с устными вопросами, а надо сделать письменный запрос. И в течение 30 дней вам обязаны ответить».

Рассказывает Елена Семеновна Аранчук, директор ООО «Антураж»: «Чтобы разыскать свои документы, организация вынуждена тратить колоссальное время. Отчетность на всякий случай адресуется обеим инспекциям. Поскольку известно, что документы должны быть собраны и отправлены по почте, а также то, что розыском документов налоговики заниматься не будут, организация идет к секретарю налоговой, списывает у нее исходящий номер корреспонденции и отправляется на почту. Есть специальное почтовое отделение, занимающееся розыском корреспонденции (ул. Победы, 102). И здесь организацию подстерегает еще один неприятный сюрприз. Почта требует от заявителя написать заявление с просьбой разыскать пропавшую корреспонденцию, указав не только исходящий номер, но и кем, когда и на чье имя она была отправлена. А налоговики, отправляя документы, никогда не указывают ни фамилию отправителя, ни фамилию получателя, ограничиваясь формулировкой «В ИФНС такого-то района». И почта отказывается искать это отправление. ИФНС – это несколько десятков человек, и с кого спрашивать?»

Счет передали, а переплату…забыли

Рассказывает Елена Семеновна Аранчук, директор ООО «Антураж»: «У организации была существенная переплата по налогам. По идее в инспекцию Промышленного района должен быть передан не только счет организации, но и переплаченные суммы налога. Однако этого сделано не было. В результате организация вынуждена искать свои переплаченные суммы на счете Ленинской инспекции». Точка в этой истории еще не поставлена. «Легкая и быстрая» процедура перехода длится уже 3 месяца.

Комментарий редакции

Этот «заочный» диалог сторон – налоговика и специалиста, помогающего предприятию преодолеть все организационные преграды, - наглядно показывает, насколько далека пока реальность от декларируемых параметров работы налогового ведомства. «И что же делать?» - спросите вы. Хороший вопрос… Самарские юристы не советуют в данной ситуации затевать судебное разбирательство: поиск виновного будет длиться бесконечно. Остается одно – жаловаться в областное налоговое Управление и уповать на Единые стандарты обслуживания налогоплательщиков.

И напоследок еще несколько весьма полезных цитат из выступления Антонины Алексеевны Зубковой, заместителя руководителя областного Управления ФНС России:

  • * «Устное информирование налогоплательщика должно происходить в день обращения налогоплательщика в его присутствии. Относительно телефонного консультирования в Единых стандартах сказано, что если конкретный работник налоговой службы, взявший трубку, не может ответить на заданный ему вопрос, он обязан пригласить соответствующего специалиста».

  • * « Ни одну жалобу налогоплательщика на работу конкретного сотрудника налоговых инспекций области мы не оставляем без внимания, назначаем служебное расследование на предмет соответствия данного должностного лица проводимым мероприятиям».

  • * «Большую часть нашей работы составляют ответы на запросы налогоплательщиков. Единый стандарт устанавливает сроки рассмотрения налоговым органом письменного обращения налогоплательщика в налоговые органы. Если заданный вопрос не требует каких-то дополнительных проверок, то готовить ответ мы должны безотлагательно (и уж никак не позднее 15 дней с даты поступления запроса). А если нужны дополнительные сведения, например, нужно запросить нижестоящую инспекцию, то ответ готовится в течение 30 дней. Мы эти сроки стараемся соблюдать, поскольку нас жестко контролирует Федеральная налоговая служба».

  • * «Когда отчетность отправляется по почте, то датой ее сдачи считается та, что проставлена на почтовом штемпеле. Однако бывают случаи, когда мы не получили отчетность и выносим решение о применении штрафных санкций. Налогоплательщик возмущен, поскольку у него на руках документ, подтверждающий отправку отчетности по почте. Мы в этом случае говорим так: мы обязаны вас оштрафовать, а вы, в свою очередь, вправе предъявить претензии почтовой службе».

  • * «Мы боремся с тем, чтобы в инспекциях не было несанкционированных объявлений вроде: «Я сейчас занята, не заходите ко мне». Инспекции, к сожалению, работают по старинке. Мы регулярно выезжаем с проверками на предмет наличия каких-то «левых» объявлений и заявлений на стендах и дверях кабинетов. Информация должна быть четко регламентирована, подписана, в ней должно быть указано, где можно выяснить те или иные моменты».

  • Материал подготовила Алла Стефанская,
    редактор журнала «Спутник главбуха»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка