Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Внедрение автоматизированной системы

3 апреля 2012 14 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

Внедрение автоматизированной системы надо оценивать с позиции затрат и выгод. На основании этого анализа руководство одобряет или отклоняет проект. Чтобы оценить его целесообразность, надо решить, зачем автоматизировать процесс подготовки отчетности. Обоснований может быть несколько (см. врезку в конце статьи). Только после этого можно по четырем ключевым критериям выбирать программу. Своим опытом в этом процессе делится Елена Волкова, главный специалист по методологии подготовки международной отчетности ОАО «Объединенная химическая компания “УралХим”».

ОБЛАСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ

Компании предстоит решить, какие именно процессы будут автоматизированы. От этого будут зависеть параметры программы. Для отчетности по международным стандартам такими областями будут трансформация и консолидация. Трансформация представляет собой процесс перекладки отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО для каждой компании Группы. При консолидации исключают внутригрупповые остатки и обороты, а также нереализованную прибыль. Система позволяет автоматизировать расчет проводок в том случае, если есть вся необходимая аналитика. Например, для удобства пользователей можно автоматизировать сверку взаиморасчетов между компаниями Группы. При этом есть различные способы сделать это. Можно создать отдельный портал для сверки, доступ к которому будут иметь специалисты всех компаний Группы. На этот портал в определенном формате сотрудники будут загружать данные из учетных систем каждой компании. Дальше программа сопоставит данные и у бухгалтеров будет возможность найти расхождения и исправить их или пояснить.

МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Компания может выбрать один из трех методов формирования МСФО-отчетности: параллельный учет, трансформация или смешанный метод. Но оптимальным вариантом для работы является все же смешанный метод учета, когда по части статей применяют параллельный учет, а по остальным статьям делают трансформацию. Параллельный учет целесообразно вести по тем статьям, стоимость и другие параметры объектов которых имеют различную оценку для целей МСФО и РСБУ. К примеру, такими статьями будут основные средства и нематериальные активы (НМА). В международном и российском учете у них могут быть разная стоимость, разный срок полезного использования, разные группы, разные методы и способы учета. Например, в Группе компаний может быть принята учетная политика по МСФО, предписывающая вести учет основных средств по методу переоценки. А учетная политика для РСБУ может предусматривать учет по первоначальной стоимости.

По остальным статьям различия между стандартами российской и международной отчетности не столь значительны. Поэтому легче сделать трансформационные поправки на некоторые объекты, чем полностью вести параллельный учет.

КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ УЧАСТВУЮТ В ПРОЕКТЕ

Если в Группу входит много различных компаний, надо определить, все ли они будут участвовать в проекте. Здесь может быть несколько вариантов. Самый простой – автоматизация подготовки отчетности только в головной компании. В этом случае компании Группы будут вести учет по стандартам РСБУ в своих местных учетных системах, а в головную компанию будут присылать расшифровки к отчетности. Затем эти расшифровки загружают в программу трансформации и консолидации.

Второй вариант – внедрение автоматизированного процесса составления отчетности на всех предприятиях Группы. В головной компании устанавливают модуль консолидации. При этом все компании Группы должны иметь одинаковые учетные системы. Это позволяет внедрить единый алгоритм параллельного учета.

НЕОБХОДИМАЯ АНАЛИТИКА

Под аналитикой понимают различные субконто или признаки, которые присваиваются объектам на счете. Например, основные средства могут учитываться на одном счете, но относиться к разным группам (здания, оборудование и пр.), а также обладать другими признаками, такими как нахождение в залоге, лизинге и т. п. Аналитикой для счетов расчетов обычно служат контрагент, договор и документы расчетов. Дополнительными признаками могут быть классификация контрагента (внутригрупповой, связанная сторона или внешний), предмет договора, срок и др.

Объекты должны иметь всю аналитику, которая используется для расчета трансформационных и консолидационных проводок и составления раскрытий к отчетности.

Сложности при введении большого числа аналитик чаще всего возникают у программы «1С». Импортные программы типа SAP лучше справляются с большим объемом данных.

ЦЕНА, СРОКИ И Т. Д.

Дополнительными факторами выбора программного продукта будут быстродействие, сроки разработки, цена, удобство для пользователей и т. д.

После анализа компания сможет выбрать программный продукт, который ей больше подходит: стандартное программное решение или проект, сделанный на заказ. Предлагаемые программы представляют собой своего рода «конструкторы», с помощью которых можно настроить учет по определенным правилам. Примером такого «конструктора» может служить «1С: Консолидация».

Восемь веских причин автоматизировать учет

1. Потребность сократить сроки подготовки отчетности.

2. Необходимость уменьшить интервал составления отчетности (например, перейти на ежемесячную).

3. Желание сократить количество специалистов, занятых при подготовке международной отчетности, путем автоматизации процессов.

4. Стремление уменьшить количество ошибок, возникающих из-за человеческого фактора (технические ошибки и неточности).

5. Необходимость обработки больших объемов информации, с которыми уже не справляются текущие учетные системы (например, MS Excel).

6. Стремление сделать учет более прозрачным и понятным, в том числе для аудита.

7. Увеличение контрольных функций учетной системы (контроль финансового результата тех или иных операций, получение детальной расшифровки себестоимости продукции и т. п.).

8. Стремление идти в ногу со временем и использовать новейшие и более эффективные учетные методы с целью поддержания репутации компании как пользователя современных технических решений.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка