Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24

2006 год: анализ и перспективы. Повествование от Первого лица…

9 февраля 2006 2784 просмотра

Наступление нового года традиционно привносит в жизнь бухгалтера огромное количество вопросов и сомнений. Сегодня у наших читателей есть возможность получить ответы от первого лица областной налоговой службы. О новых требованиях и старых ошибках, о плюсах и минусах законодательных новаций рассказывает руководитель Управления ФНС России по Самарской области, государственный советник налоговой службы РФ III ранга Александр Сергеевич Бахмуров.

- Александр Сергеевич, изменилась ли структура налоговой службы в связи с тем, что ряд крупнейших предприятий передан на учет в Москву?

- Численность не только не сократилась, а, напротив, увеличилась более чем на 10 процентов. Это означает, что наша служба пополнится почти 400 специалистами. В принципе, можно считать, что в области появилось еще две мощные инспекции. В связи с этим мы впервые объявляем конкурс на замещение вакантных должностей. Эта информация обязательно будет размещена на нашем сайте (www.r63.nalog.ru - Ред.).

- Какими вопросами будут заниматься эти специалисты?

- Во-первых, в каждой инспекции появится дополнительный отдел налогового аудита. Его специалисты будут целенаправленно осуществлять взыскание задолженностей по налогам и заниматься процедурами банкротств. Во-вторых, увеличится число сотрудников в ТОРМах. В областном Управлении будут разделены отделы НДФЛ и ЕСН, а также появятся отделы информационной безопасности и собственной безопасности. Отдел собственной безопасности фактически займется проверкой сотрудников налоговой службы. Увы, необходимость в этом есть. Буквально сегодня я подписал распоряжение об отстранении от занимаемой должности руководителя одной из районных инспекций г. Самары. В отношении него будет возбуждено уголовное дело за превышение служебных полномочий и грубейшее вмешательство в предпринимательскую деятельность налогоплательщика. Надеюсь, это послужит хорошим уроком тем, кто считает налоговую службу инструментом для сведения счетов. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем: если районные налоговики у вас что-то вымогают (например, под благовидным предлогом оказать спонсорскую помощь в проведении ремонта здания инспекции), выматывают частыми, ничем не мотивированными проверками, пожалуйста, сообщите в Управление. Обещаю, что ни один сигнал не останется без служебного расследования.

- В последнее время много говорится о необходимости создания Центра обработки данных…

- Предварительное решение о его создании уже принято. Потребность в таком Центре у нас огромная. Во-первых, он будет вести учет транспортных средств. Я с ужасом жду весны, когда начнется уплата транспортного налога. Обработать надо более миллиона документов. Расхождений в них огромное количество - по мощности двигателя, по собственникам, в результате мы имеем сотни нареканий со стороны налогоплательщиков. Во-вторых, в Центр будут стекаться данные по обороту алкоголя. В-третьих, в связи с введением в действие Федерального Закона № 131-ФЗ о местном самоуправлении в области появилось342 новых муниципальных образования. Мы проделали колоссальный объем работы по их регистрации, открытию счетов, присвоению кодов. Кроме того, теперь у всех земельных участков разная кадастровая стоимость, у каждого участка должен быть хозяин и точные границы. И еще. В Самарской области (одной из немногих регионов) создается кадастр недвижимости. Там будет учтено все – здания, квартиры, заборы, строения… Без технической поддержки Центра нам не обойтись.

- Будут ли предприняты какие-то шаги, позволяющие в буквальном смысле преодолеть «дистанцию огромного размера» между налогоплательщиками и налоговыми органами, отделением Сбербанка?

- Вы правы, на сегодняшний день такая дистанция действительно становится зачастую непреодолимым препятствием. Если человеку нужно заплатить 17 рублей налога, а билет в город стоит 50 рублей, он просто никуда не поедет. Поэтому в этом году мы вводим специальный график, по которому инспекторы будут приезжать в населенные пункты, где нет отделений Сбербанка, и собирать налоги. Конечно, для нас тоже проблема: надо обеспечить наших сотрудников транспортом со специальной эмблемой, охраной, исключить возможность того, чтобы, прикрываясь именем налоговиков, деньги собрали мошенники. График будет опубликован в СМИ.

- Как бы вы определили приоритетные направления деятельности областной налоговой службы в первые месяцы наступившего года?

- Задача № 1 для нас – это контроль выплаты заработной платы на предприятиях области. В последнее время наметилась тенденция к снижению уровня заработной платы. Это означает, что появилось больше «серых» схем. Выплата зарплаты «в конвертах» бьет не только по экономике государства и области, но и по самим работникам. Я подписал приказ о проведении перекрестных проверок. Мы начинаем массовые проверки по области, будут задействованы абсолютно все инспекции. Мы очень ждем сообщений от граждан. Звонок может быть анонимным, никто не будет спрашивать фамилию.

- Какие предприятия однозначно подпадают под подозрение?

- Во-первых, банки, сотрудники которых, если верить отчетности, трудятся за 600 рублей в месяц. Именно поэтому мы сейчас вплотную занимаемся банками. Во-вторых, так называемые «убыточные» предприятия. Конкретный пример. Частное предприятие обслуживает население города Самары. Уставной капитал у него 30 тысяч. Из месяца в месяц предприятие показывает убытки. Их накопилось уже 190 млн. рублей. При этом предприятие работает третий год. Вы бы в это поверили? Это говорит о том, что деньги они получают, делят и никаких налогов не платят. Поэтому в первом же квартале 2006 года в первую очередь мы будем проверять такие вот «убыточные» предприятия. Кстати, недавно мы выиграли дело, которым я очень горжусь – это возврат НДС по ЖКХ. Казалось бы, святое дело – возвращать НДС нашим ЖКХ. Вот только посмотрите, что сейчас на первом этаже большинства домов? Офисы и магазины. Какой процент этих площадей переведен в нежилой фонд? Минимальный. Теперь смотрим. Территорию дворник обслуживает. Воду в эти магазины подают. Канализация, мусоропроводы работают. Получается, что эти расходы переносятся на ЖКХ, и в итоге наши с вами налоги идут на спонсирование этих магазинов. С какой стати? Эти магазины обязаны все учитывать отдельно – газ, воду, канализацию. Должны быть отдельные нормативы. Почему мы должны их учитывать в общие затраты по ЖКХ? Так, может, ЖКХ надо взять деньги там, в этих магазинах? Только с одного выигранного дела мы вернули государству 260 миллионов рублей.

- Возвращаясь к теме борьбы с зарплатами «в конвертах»…Неужели жалобы обиженных работников – основной способ выявления «серых схем»?

- Да, не буду скрывать, основной, но не единственный. Наработки у нас есть. Достаточно эффективный метод – анализ показателей в группе однородных предприятий. Например, берем универсамы. Очевидно, что уровень заработной платы в них примерно одинаковый. Мы смотрим, сколько рублей налога приходится на одного работающего. Ясно, что это количество должно быть примерно одинаковым. Во-вторых, мы анализируем, сколько фактически поступает платы с квадратного метра площади. В-третьих, смотрим, сколько налогов поступает с рубля закупок. Совокупность этих показателей позволяет рассчитать практически все. Это колоссальная работа, но мы ее ведем.

- Привлекаются ли к выявлению «конвертных» зарплат данные из банков, в частности, справки с места работы, выданные для получения кредита?

- Нет, к сожалению. Объясню, почему. Ни один банк обратной связи не сделает: банки бьются за каждого кредитора, кто же из них сдаст своего клиента?

- Несколько месяцев назад областным налоговым Управлением была начата проверка предприятий по кассовым чекам, предоставленным покупателями. Каковы результаты?

- Эта акция не окончена. Проверка уплаты налогов ведется. Правда, в здании Управлении чеки бросали в основном наши же сотрудники. Мои коллеги, учитывая размер зарплаты, к сожалению, не могут позволить себе большого количества чеков.

- Александр Сергеевич, наши читатели задают много вопросов об изменениях, внесенных в закон № 102-ФЗ о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции?

- Перемены по алкоголю грядут колоссальные. Во-первых, будет произведен обмен лицензий. Во-вторых, резко увеличен размер уставного капитала. По Самарской области решено увеличить его до 250 тысяч рублей для ларька. Я с этим категорически не согласен, на мой взгляд, надо больше. Но и 250 тысяч – это на самом деле не так мало, так что бесконтрольная торговля сократится и большинство мелких киосков типа контейнеров, торговавших водкой, исчезнет. Для организаций, занимающихся оптовой торговлей (в Самаре таких фирм порядка 20), размер уставного капитала увеличен до 10 миллионов рублей. Раньше, чтобы зарегистрировать акцизный склад, требовалось иметь 20 тысяч рублей уставного капитала. Сумма мизерная, а отказать в регистрации мы никому не могли. Зачастую события развивались по следующему сценарию: предприимчивые граждане регистрировали акцизный склад, крали марку, после чего этот склад бесследно исчезал.

Теперь такой фокус не пройдет.

- А какова теперь судьба акцизных складов?

- Их больше не существует. Соответственно, у нас отпала необходимость круглосуточно держать там свои посты. И акцизные склады, и региональная специальная марка с 1 января 2006 г. упразднены. Теперь акцизы в полном объеме уплачивают производители алкогольной продукции. Правда, по алкогольной продукции, поступившей или отгруженной до 1 января 2006 г., акцизные склады оптовиков признаются плательщиками оставшейся суммы акциза. Он уплачивается в размере 80 процентов установленной ставки, если объемная доля этилового спирта свыше 9 процентов, в размере 65 процентов ставки - в отношении вин, за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих.

- Действительно ли с этого года кардинально меняется механизм отчетности фирм, занимающихся продажей алкогольной продукцией?

- Да, их отчетность по обороту будет ежедневной. Данные о том, сколько продукции завезено, сколько продано, будут стекаться в единую базу данных. Но формирование единой базы данных не отменяет необходимость проверок. Мы уже сейчас направили людей во все районы области, причем сделали это так, чтобы не срастались наши налоговики с местным руководством разного уровня. Из Самары люди поехали в Похвистнево, из Тольятти в Самару и т.д. Конечно, ни водочные короли, ни мелкие мафиози нас с большой радостью не ждут. Такие проверки мы будем делать регулярно, думаю, не реже, чем раз в квартал. Кроме того, по решению, принятому совместно с областной администрацией, будут созданы специальные мобильные группы. Они начнут действовать в феврале-марте. Мы оснастим их специализированным транспортом и оборудованием, которое сразу позволит определить качество алкоголя и законность его оборота. И еще. Мы получили разрешение на штрафные стоянки, куда можно будет поставить прибывшую машину с алкоголем до выяснения всех обстоятельств. Думаю, нам удастся перекрыть поток нелегального алкоголя.

- Еще один спорный момент, вызвавший неоднозначную реакцию, - передача налоговому ведомству права выдавать лицензии на деятельность в сфере игорного бизнеса?

- Это абсолютно правильное решение. Скажите, какое отношение к игорному бизнесу имел комитет по спорту, который не мог ни проверить эти предприятия, ни проследить, как используются выданные лицензии? У нас ведь до сих пор никто не проверяет игровые автоматы: соответствующей службы нет.

- Теперь процедура получения лицензии усложнится?

- Да. Но дело даже не в этом. Я, например, вообще противник игорного бизнеса, во всяком случае, в тех формах, в которых он на сегодняшний день существует. Ведь что происходит? Закрываются продуктовые магазины, аптеки, а игорные предприятия растут как грибы. Даже если отвлечься от того глобального вреда, который они оказывают, существует еще один аспект – рабочие места. Если в магазине работали 20 человек – продавцы, кассиры, грузчики, уборщицы, то на смену пришел зал автоматов, в котором в наличии директор и охранник. Нехитрая арифметика, правда?

- А как вы относитесь к инициативе самарских парламентариев вывести игорные заведения за пределы города?

- Дистанцировать их от массового скопления людей просто необходимо. Если такое решение будет принято, слава богу. Пусть они будут где-нибудь за городом, на пустыре.

- Но ведь предприниматели смогут опротестовать такое решение. На федеральном уровне не установлены правила резервации игорного бизнеса.

- Если нет основы федеральной, значит, субъект федерации имеет право принять соответствующий нормативный акт о резервации заведений игорного бизнеса. Надеюсь, такое решение будет принято уже в ближайшее время.

- Как повлияет увеличение налоговых ставок на игорный бизнес на развитие этой сферы предпринимательства в нашей области?

- Я абсолютно убежден в том, что налоговые ставки в отношении игорного бизнеса должны быть максимальными, а их до максимума так и не довели. Представители этого бизнеса долго возмущались увеличением налогового бремени. Если это так невыгодно, что же ни одно из этих заведений не собирается закрыться? Потому что на самом деле у них колоссальная доходность. Не случайно именно туда, а не в благоустройство города, например, происходит перетечка капитала.

- Александр Сергеевич, как вы оцениваете законодательные изменения, касающиеся применения ЕНВД?

- Начнем с того, что видов предпринимательской деятельности, подпадающих под «вмененку», стало больше. Теперь это касается размещения рекламы на транспорте, оказания гостиничных услуг (при условии, что площадь спальных помещений не более 500 кв. м.), услуг по передаче во временное владение или пользование стационарных торговых мест на рынках и других местах торговли без зала обслуживания, услуг общепита без зала обслуживания посетителей. Кстати, городской бюджет ожидают потери: так, по торговым комплексам будет применяться показатель «площадь торгового зала», а не «торговое место». При исчислении суммы единого налога с «площади торгового зала» базовая доходность в месяц 1800 рублей с квадратного метра, а с «торгового места» - 9 000 рублей вне зависимости от площади.

- Самую неоднозначную реакцию среди самарских предпринимателей-вменещиков вызвали изменения коэффициента К2. Насколько логичными, на ваш взгляд, являются решения городских законодателей?

- Формально меня мало интересует размер ставок. Я налоговик, и я обязан выполнять то, что приняли наши законодатели. Меня должно было волновать только то, чтобы ставки были приняты строго до 1 декабря. Но скажу честно: если бы К2 разрабатывался при участии налоговой службы, все было бы по-другому. Коэффициенты должны быть разными, вплоть до улицы. Одно дело – иметь офис на Ленинградской, где и состоятельные клиенты, и высокая проходимость, другое дело – в Восточном поселке. Нельзя сравнивать заправку на Московском шоссе с заправкой на Безымянке – там, мягко говоря, машины других марок заправляются. Но для этого депутатам нужно было изучить свои микрорайоны, проанализировать, сделать замеры, но никто до этого не снизошел. Хотя неужели трудно было посадить человека, чтобы тот в течение дня просчитал, сколько машин заправляется на данной стоянке? Я этого не понимаю. Кроме того, не учтена корректировка значения К2 самим налогоплательщиком на фактический период времени в течение календарного месяца налогового периода, а это уже противоречит Федеральному закону от 18 июня 2005 г. №64-ФЗ.

- Совершенно очевидно, что депутаты готовы пойти навстречу предпринимателям, и ставки налога все-таки будут меняться в сторону уменьшения.

- Это право законодателей. Хотя, на мой взгляд, нужна трезвая оценка реального положения дел. К примеру, стонут рекламщики на тему о том, как высоки будут налоги и сколько им, бедным, придется платить с квадратного метра. А почему они не озвучивают цифры о своем доходе с этого же квадратного метра? Другое дело - сферы, в которых действительно нужно работать, торговля, например. Снизят для них К2, и очень хорошо.

- Какие законодательные акты, принятые на федеральном и региональном уровне, требуют, на ваш взгляд, существенной корректировки?

- Первое - механизм исчисления арендной платы на землю, вне всякого сомнения. Я считаю, что он должен быть понятным настолько, чтобы любой гражданин мог сам все посчитать. Второе – механизм взимания налогов с бюджетных организаций. Возьмем, к примеру, налоговую инспекцию. Являясь обычным налогоплательщиком, она обязана уплатить налог на имущество, транспортный налог и т.д. Спрашивается, какой смысл брать с такого налогоплательщика деньги на содержание бюджета, а потом отдавать их назад на его же содержание? Фактически деньги просто перекладываются из одного кармана в другой. Кто от этого выигрывает? Никто. Может, в бюджете денег прибавится? Вряд ли.

- Рассматривается ли вопрос о переводе всех налогоплательщиков Самарской области на сдачу отчетности только в электронном виде?

- Поправки в Налоговый кодекс, которые Госдума планирует внести, предусматривают, что организации с численностью работников свыше 100 человек, будут обязаны сдавать налоговые декларации исключительно в электронном виде. Но это планы, а пока налогоплательщик сам решает, какую форму сдачи отчетности выбрать. Скажу одно: налоговики Самарской области готовы к тому, чтобы принимать отчетность через Интернет в любом объеме. Если бы новая система была плоха, число организаций, заключивших договоры с оператором связи, вряд ли бы росло. Как известно, слухами земля полнится, и никакая агитация не помогла бы. А у нас на 1 декабря 2005 г. таких организаций уже почти две с половиной тысячи. Кстати, с этого года мы привлекли еще одного специализированного оператора. Так что теперь у наших налогоплательщиков есть возможность самостоятельно выбрать оператора.

- Какую юридическую силу имеет разъяснение ФНС, учитывая, что разъяснительная функция законодательства о налогах и сборах сейчас принадлежит Минфину?

- Руководствоваться надо, прежде всего, положениями Налогового кодекса РФ. А позиции налоговой службы и Минфина учитывать. Другое дело, что по одному и тому же вопросу у этих ведомств зачастую складываются полярные точки зрения. В таких случаях стоит придерживаться разъяснений Минфина РФ. Письма же ФНС по запросам налогоплательщиков в большинстве своем являются чисто информационными. В то же время разъяснения налоговиков по вопросам исчисления и уплаты налогов в конкретной хозяйственной ситуации налогоплательщик вправе расценивать как официальные.

- Благодарю вас за сегодняшнюю встречу.

Беседовала Алла Стефанская,
редактор журнала «Спутник главбуха»


От редакции

Темы, затронутые в сегодняшнем разговоре с главой областного Управления ФНС Александром Сергеевичем Бахмуровым – это лишь небольшая часть тех спорных и неоднозначных моментов, в разъяснении которых так нуждаются самарские специалисты – руководители предприятий, бухгалтеры, аудиторы, юристы. Мы очень надеемся, что наши встречи с руководством налоговой службы Самарской области станут регулярными. Во всяком случае, Александр Сергеевич это пообещал.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка