Журнал, справочная система и сервисы

На старт! Внимание! Отчет!

9 февраля 2006 4116 просмотров

Позади остались новогодние праздники. В самом разгаре трудовые будни. Да и годовая отчетность – не за горами. Что нужно знать бухгалтерам при подготовке отчетности? Как избежать ошибок при ее составлении? Об этом и многом другом мы узнали в беседе с Валерием Анатольевичем Хромовым, советником налоговой службы РФ III ранга ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга.

Досье:

Дата рождения: 3 июля 1969 г.
Образование: Уральская академия государственной службы, факультет «юриспруденция».
Опыт работы: работа в налоговых органах с 1994 года
Увлечения: чтение, отдых на природе

– Валерий Анатольевич, я предлагаю начать нашу беседу с формы составления отчетности. Обязательно ли бухгалтерам предоставлять документы в электронном виде?

– Сдача отчетности по интернету не является для организации обязательной процедурой. Надо заметить, что в законодательстве обязательная форма сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи не предусмотрена. Это не требование инспекции, а, скорее всего, просьба. Поскольку предоставление отчетности в электронном виде имеет очень много плюсов. Самое главное преимущество заключается в том, что налогоплательщикам не надо стоять в очередях и тратить свое время на сдачу документов на бумажных носителях.

Все мы знаем, что многие предприятия сдают отчетность, к сожалению, в последний день. Поэтому в налоговых скапливаются очереди. Интернет-отчетность позволяет даже отправить документ одним нажатием клавиши до 12 часов ночи последнего дня отчетности. Таким образом, общение с налоговой инспекцией у бухгалтера происходит практически с рабочего места. Постепенно бухгалтеры переходят от калькулятора к компьютеру, от компьютера к Интернету. Так, за три года на электронную отчетность перешли порядка 900 предприятий, состоящих на учете в нашей инспекции.

Бывают случаи, когда при составлении отчетности бухгалтеры ошибаются. Тогда инспекция выставляет требования организации. Сверка также проводится по интернету. Можно запросить выписку из лицевой карточки налогоплательщика и быстро получить ответ. В этом заключается еще один плюс интернет-отчетности.

Кроме того, электронный документооборот позволит организациям избежать элементарных описок. Еще до отправки отчетности бухгалтер сможет исправить все ошибки и неточности. Помимо этого уменьшается также и риск технических ошибок со стороны работников инспекции.

– Итак, бухгалтер подготовился к сдаче отчетности. Он приходит в Вашу инспекцию. В какой отдел следует передать свой отчет?

– В отдел работы с налогоплательщиками, который существует во всех налоговых инспекциях. Если бухгалтер предоставил отчет не в электронном виде, то инспекторы просят приносить документы не только на бумажных носителях, но и на магнитных, то есть на дискетах. Это облегчит работу сотрудников инспекции при вводе отчетов. Это также позволит самим налогоплательщикам избежать ошибок в расчетах при заполнении декларации. В скором времени планируется, что мы уйдем от бумажной формы предоставления отчета. Тогда налогоплательщики будут получать электронно-цифровую подпись и будут приходить с одной дискетой, которая заверена данной подписью. Но этот переход только в проекте. Пока волноваться не о чем.

– Куда попадает отчет после того, как он пройдет проверку в отделе работы с налогоплательщиками?

– Отдел работы с налогоплательщиками принимает декларации и проверяет декларации визуально, то есть на предмет формальных ошибок. Проверяется правильность заполнения разделов декларации, в том числе оформление титульного листа, полнота заполнения, соответствие декларации по утвержденным Минфином РФ формам. В дальнейшем декларация попадает в отдел ввода и обработки данных, а затем в отдел камеральных проверок, где уже подробно проверяется правильность исчисления налогов.

– А если у бухгалтера возникли вопросы, связанные с отчетностью, то к кому в Вашей инспекции он может обратиться за консультацией?

– Бухгалтерам необходимо также обращаться в отдел работы с налогоплательщиками. Инспекторы могут ответить на следующие вопросы: какие формы отчетности нужно сдавать, какие налоги и в какие сроки уплачивать. Кроме того, во всех инспекциях работает телефон «горячей линии», позвонив по которому бухгалтеры могут получить ответы на вопросы, связанные с отчетностью. Например, в нашей налоговой этот телефон: (343) 376-43-04. Но телефонные консультации не всегда могут дать исчерпывающий ответ. Поэтому инспекторы рекомендуют по вопросам определения налогооблагаемой базы все-таки обращаться непосредственно к специалистам в отделы работы с налогоплательщиками.

Помимо индивидуальных и телефонных консультаций бухгалтер может получить информацию непосредственно в самой инспекции на стендах или «гостевых» компьютерах, расположенных в холлах инспекции. Например, в свободном доступе находятся новые формы отчетности, коды бюджетной классификации и так далее.

Кроме того, об изменениях в формах заполнения декларации бухгалтер может узнать, посетив специализированные семинары. Бесплатные семинары проводятся непосредственно в инспекциях по месту учета налогоплательщиков, а платные – Учебным центром при УФНС России по Свердловской области, а также образовательными центрами и аудиторскими фирмами города Екатеринбурга.

– Некоторые организации отправляют отчетные документы по почте. Каков механизм приема отчетности в этом случае?

– К сожалению, такие налогоплательщики до сих пор есть. Надо заметить, что Налоговым кодексом РФ разрешена данная форма сдачи отчетности, но она имеет очень много минусов. Бухгалтер, не приходя в инспекцию или не пользуясь системой интернет, зачастую не подозревает о новых формах отчетных документов. Ведь в соответствии с Налоговым кодексом РФ все декларации должны быть сданы по тем формам, которые действуют в настоящее время и утверждены Минфином России. Примерно 30 процентов налогоплательщиков, отправляющих отчет по почте, предъявляют старые формы документов. В этом случае отчет считается недействительным и инспекциями не принимается. Тогда у предприятия возникает очень много проблем. Во-первых, приостанавливаются операции по всем расчетным счетам организации. Во-вторых, к данному предприятию применяют штрафные санкции за нарушение срока сдачи отчета.

– Может ли случиться так, что отчет потеряется?

– Как правило, при почтовых отправлениях отчетность не теряется. Но бывают ситуации, когда бухгалтер ведет учет в нескольких организациях и, отчитываясь в разные инспекции, иногда путает конверты. Так, например, документы, отправленные в Ленинскую налоговую, попадают по ошибке в инспекцию по Верх-Исетскому району и наоборот. Инспекторы, конечно, переправляют документы в соответствующую налоговую. Естественно, розыск отчетности занимает очень много времени, что может привести и к приостановлению у предприятия операций по счетам.

– Какие наиболее типичные ошибки допускают налогоплательщики?

– Самая распространенная ошибка бухгалтеров заключается в том, что они зачастую не заполняют некоторые важные разделы декларации. Напомню, что при утверждении каждой формы декларации существует своя инструкция, рекомендации по ее заполнению. В этом документе прописано, какие разделы следует заполнять, а какие нет. Во всех отчетах, как правило, обязательно нужно заполнять титульный лист, раздел 1 и раздел расчета. Приведу в пример декларацию по НДС. Здесь обязательными для заполнения, помимо титульного листа, являются раздел 1.1 и раздел 2.1.

Вторая проблема связана с расчетом налогов. Бухгалтеры выводят одну сумму налога к доплате или к возврату, а в разделе 1.1. указывают совершенно другую сумму. Напомню, что в лицевую карточку попадает не та цифра, которая выведена из расчетов, а та, которая содержится в разделе 1.1. Тогда у бухгалтеров могут возникнут проблемы при сверке отчетности.

И, наконец, очередная ошибка бухгалтеров заключается в том, что они предоставляют старые формы декларации, не соответствующие тем формам, которые действуют в настоящее время. Информацию о новых формах документов бухгалтер легко может получить на сайте УФНС России по Свердловской области www.r66.nalog.ru, а также непосредственно в инспекции: в отделах работы с налогоплательщиками, по телефону справочной службы, на информационных стендах и «гостевых» компьютерах.

Все остальные ошибки налоговики выявляют на этапе камеральных и выездных проверок.

– Возникают ли проблемы с использованием КБК и ОКАТО?

– Да, такие проблемы возникают и достаточно часто. Бухгалтеры неправильно указывают в платежных документах код бюджетной классификации. Данный платеж может попасть не в тот бюджет или на невыясненные платежи. Надо заметить, что с 1 января 2006 года поменялись некоторые КБК – в первую очередь, код по единому налогу на вмененный доход. Более подробную информацию о новых кодах можно узнать по телефонам «горячих» линий, непосредственно в инспекциях и на сайте УФНС России по Свердловской области.

Кроме того, новые КБК мы рассылаем по интернету тем организациям, которые предоставляют отчетность по электронным каналам связи. Все изменения в законодательстве мы стараемся доводить до сведения наших плательщиков.

Что касается кодов ОКАТО, то здесь проблемы возникают, в первую очередь, у бухгалтеров области, а не Екатеринбурга. В каждом районе города используется единственный код ОКАТО. Труднее всего межрайонным инспекциям, которые обслуживают от 2 до 7 муниципальных образований. В основном, ошибки в отчетности связаны с тем, что налогоплательщики в документах часто указывают код ОКАТО другого района.

Чтобы избежать проблем при использовании КБК и ОКАТО, бухгалтерам следует руководствоваться приказом Минфина от 24 ноября 2004 г. № 106н «Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и налоговых платежей в бюджетную систему РФ». Данным документом определено, как правильно заполнять платежные поручения по перечислению налогов и сборов.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

– Я желаю всем бухгалтерам выстоять этот нелегкий период, когда в одни и те же сроки нужно сдать и годовую отчетность и отчетность за первый квартал 2006 года. Это самое тяжелое время в году как для бухгалтеров, так и для инспекторов. Так что, желаю всем терпения и успехов в нелегком труде.

– Валерий Анатольевич, большое спасибо Вам за интересную беседу.

Беседовала Эльвира Арсланова,
главный редактор журнала «Спутник Главбуха»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка