Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Чего лучше не делать на дорогах

11 сентября 2012 7 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

«Если не ты, то тебя» — с таким девизом ездит за рулем каждый. Но оказаться в нелицеприятной ситуации можно не только из-за откровенного нарушения правил, но и по чистой случайности, и даже из-за вежливости других водителей. Личный опыт сотрудников редакции «УНП» поможет вам узнать, чего лучше не делать на дорогах.

Стукнули, не двигайтесь!

«… Прямо около своего подъезда я случайно зацепила соседскую машину. Мы с соседом решили вызвать ГАИ. Пока ждали инспектора, отогнала машину на парковку буквально в 10 метрах от места ДТП. Но инспектор обвинил меня в оставлении места аварии и записал это в протокол. Лишать прав меня не стали, потому что я не скрылась. Только оштрафовали за невыставленный знак аварийной остановки. Но главная неприятность ждала меня потом: страховая не возместила ущерб. По их словам, после перемещения машины точные обстоятельства аварии уже не установить…»

Самый беспроигрышный вариант — при аварии ничего не трогать, не двигать машину и дождаться ГАИ (п. 2.5 Правил дорожного движения). Тогда никаких штрафов не будет. Не будет и отказа в страховом возмещении. Если даже отъехать в сторону, то не исключено лишение прав на срок от 1 до 1,5 года (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). Причем законность этого подтверждают суды (постановление Верховного суда Республики Коми от 11.10.11 № 44А-228/2011). То, что инспектор не лишил прав за это — просто везение.

Заметим, что у водителей есть вполне законные основания переставить машину с места аварии и разъехаться, не вызывая ГАИ. Но это возможно сделать при совпадении многих обстоятельств сразу. Во-первых, не должно быть спора о том, кто виноват. Во-вторых, сумма ущерба меньше 25 тыс. рублей. В-третьих, в ДТП участвует не больше двух машин. В-четвертых, стороны должны составить схему аварии в специальном бланке для страховой компании (его дают вместе с полисом). Если все условия совпали, то страховая обязана возместить деньги без справки ГИБДД (п. 2.6 Правил дорожного движения, п. 41.1 Правил обязательного страхования, утв. постановлением Правительства РФ от 07.05.03 № 263). Но на практике этим правилом пользоваться опасно. Ведь оценить ущерб на глаз очень тяжело. К тому же кто-то из участников ДТП может заявить, что его заставили подписать документы и он с этим не согласен. Так что безопаснее всегда вызывать ГАИ.

Что касается знака аварийной остановки, то про него чаще всего забывают из-за стрессовой ситуации. А инспекторы ГИБДД этим пользуются, причем штрафуют всегда виновника аварии. Штраф — 1000 рублей (ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ). Отбиться от штрафа почти невозможно, так что лучше о знаке не забывать.

Не уверен — не обгоняй!

«… Ехал за фурой на трассе. Дорога широкая, но посередине сплошная и знак „Обгон запрещен“. Фура прижалась вправо и „поморгала“ правым поворотом: мол, обгоняй. Обогнал грузовик, даже не заезжая на сплошную. Но тут же меня остановили инспекторы ГАИ. Заявили, что за это лишение прав: обгон в запрещенном месте. Удалось убедить полицейских, что без выезда на „встречку“ это не обгон…»

Лишение прав возможно только за обгон с выездом на встречную полосу (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). В остальных случаях инспектор имеет право оштрафовать водителя на 300 рублей за невыполнение предписаний дорожных знаков (ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ).

Споры возникают, когда машина при обгоне заехала на «встречку» только левыми колесами на несколько сантиметров. Многие водители считают, что это не нарушение. Увы, это не так. Официальная позиция ГАИ такова, что выезд на «встречку» — это любое пересечение сплошной линии, даже одним колесом. В последнее время суды поддерживают инспекторов (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 22.06.12 № 4а-889/12).

«Черепахи» на дороге!

«…Ехал вечером по безлюдной трассе. Перед небольшим поселком передо мной на дорогу выехала тонированная „девятка“ и стала ползти со скоростью 40 км/ч. Машина притормозила и включила правый поворот. Обгонять не стал из-за сплошной, „девятка“ поехала дальше и через 50 метров все повторилось. Я не выдержал и обогнал ее, меня тут уже поджидали инспекторы ГИБДД. Нарушение — обгон с выездом на „встречку“. Лишили прав на четыре месяца…»

Это классический способ, который использует ГАИ для улучшения собственной статистики по штрафам. Формально инспекторы правы. Ведь выезд на «встречку» был.

Доказать факт подставы можно, но это крайне сложно. Необходимо записать номер машины, которая делала вид, что останавливалась, а также переписать номера жетонов полицейских. После этого следует обратиться в местную прокуратуру с заявлением, в котором надо подробно изложить все обстоятельства. Успех возможен, если выяснится, что за рулем подставной машины тоже был сотрудник ГИБДД или родственник кого-то из инспекторов. Или если в прокуратуре уже есть несколько таких же заявлений с теми же участниками. Впрочем, даже в случае победы штраф вряд ли отменят, максимум — уволят инспекторов. Провокация не отменяет само нарушение.

Осторожно, новостройка!

«…В районе новостроек широкая дорога была без разметки. Передо мной чуть слева ехала машина. Неожиданно, не заметив меня, машина на полном ходу стала поворачивать направо из левого ряда. Избежать ДТП не удалось. ГАИ признало, что никто не виноват, потому что дорога в районе новостроек не зарегистрирована, и сколько на ней полос, в ГАИ не знают. В результате страховая ничего не возместила…»

Если на дороге нет разметки, то проезжую часть надо визуально разделить пополам. Левая часть предназначена для встречного движения, правая — для попутного. Какой бы широкой дорога не казалась, правила предписывают делить ее всегда поровну (п. 9.1 Правил дорожного движения). Так что нельзя сказать, что водитель попутной машины повернул из левого ряда и нарушил Правила дорожного движения. С формальной точки зрения обе машины двигались в одном ряду.

В то же время есть шанс доказать, что виноват именно водитель, который поворачивал. Причем независимо от того, была разметка или нет. Во-первых, водитель перед любым маневром обязан заблаговременно включить поворотник, а также убедиться в безопасности своих действий (п. 8.1 Правил). Очевидно, что второй водитель этого не сделал. Во-вторых, перед поворотом направо водитель обязан занять крайнее правое положение на проезжей части, а не поворачивать с середины дороги (п. 8.5 Правил). Но сработать такие аргументы могут только в суде.

Вас снимают скрытые камеры!

«…Вызвали в ГАИ, там с удивлением узнал, что я при выезде с парковки в супермаркете задел чужую машину. Видеозаписи нет, но якобы меня видел второй водитель. Я удара не помню, но в этом супермаркете был, а на бампере своей машины обнаружил потертость. Я готов согласиться, что не заметил легкого касания. Но у второй машины разбит задний стоп-сигнал. Этого никак не могло случиться незаметно. Но в ГАИ говорят, что мне грозит лишение прав на год…»

Нередко водители при небольших авариях с припаркованными машинами уезжают, надеясь, что их не найдут, а иногда просто не замечают касания, ведь скорость медленная. Но сейчас города буквально утыканы камерами наблюдения на магазинах, офисах и дорогах. Поэтому видеозапись становится доказательством нарушения, за которое возможно лишение прав на срок от 1 до 1,5 года (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, постановление Московского городского суда от 02.06.12 № 4а-1233/12). Еще одна ошибка при аварии со стоящей машиной — оставить свой номер телефона и уехать. Несмотря на честность, лишение прав гарантировано (постановление Московского городского суда от 23.01.12 № 4а-3201/11).

Единственный правильный выход — остаться на месте и вызвать ГАИ. Даже если второй водитель не появится, инспектор все оформит и вызовет владельца поврежденной машины для оформления аварии. А вот ссылаться на то, что вы не заметили ДТП, не стоит. Это недоказуемо, что подтверждают и суды (постановление Московского городского суда от 24.07.12 № 4а-1466/12).

Если же вы уверены, что аварии не было, то, возможно, это мошенничество. Мошенники специально повреждают машину, пока водитель в магазине или на работе. А потом обвиняют в том, что он покинул место ДТП. Как правило, они требуют денег, но если им отказать в этом, обращаются с заявлением в ГАИ. Если очевидно, что повреждения вашей машины не соответствуют повреждениям на втором автомобиле, надо требовать проведения технической экспертизы. Она легко установит, что аварии на самом деле не было, и суд отменит решение о лишении прав (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 17.04.12 № 12–217/12).

Два штрафа в одном!

«…Выехала на полосу, выделенную для автобуса. Меня остановил полицейский и выписал постановление со штрафом. Спустя некоторое время я получила по почте новое постановление за это же нарушение, зафиксированное уже видеокамерой. Место нарушения то же, время приблизительно такое же. Разница в три минуты…»

Нет никаких правил, которые запрещали бы полицейским штрафовать в месте, где установлены видеокамеры. Так что два штрафа за выезд на выделенную полосу вполне возможно. Доказать обратное будет почти невозможно. При скорости 60 км/ч машина проезжает три километра за три минуты. А значит, протоколы говорят лишь о том, что водитель после первого штрафа, выписанного инспектором, поехал дальше по «выделенке». Чтобы избежать таких неприятных ситуаций, стоит принять несколько мер предосторожности. Во-первых, проследить, чтобы инспектор в протоколе отразил точное место и время происшествия. Во-вторых, сразу после составления протокола надо покинуть полосу для автобусов. Рискованно по ней проехать даже несколько метров. Ведь в этот момент машину может сфотографировать камера.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка