Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Главные изменения в бухучете

27 ноября 2012 14 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

С 1 января 2013 года правила бухучета регулирует новый Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». С этого момента полностью перестанет действовать прежний Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но сразу отметим, что все бухгалтерские счета остаются прежними.

Объекты учета

Главные изменения в бухучете. Как рассказала лектор, по сравнению с прежним законом детально определен перечень объектов бухучета. Вместо хозяйственных операций теперь надо отражать факты хозяйственной жизни (ст. 5 Федерального закона от06.12.11 №402-ФЗ). Это более широкое понятие. К фактам относятся не только уже совершенные операции, но и сделка, событие, операция, которые еще не наступили, но могут оказать влияние на финансовый результат. Пример: оценочные обязательства, возникшие из судебных решений. Например, неустойка, по которой еще не принято решение суда о ее взыскании. На сумму предъявленной компании неустойки в учете надо создать резерв по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Объекты учета

  1. факты хозяйственной жизни;
  2. активы;
  3. обязательства;
  4. источники финансирования деятельности компании;
  5. доходы;
  6. расходы;
  7. иные объекты, если это определено федеральными стандартами.

Первичные документы

С 2013 года формы первичных документов должен утвердить руководитель компании в приказе об учетной политике. Как отметила лектор, некоторые ошибочно полагают, что со вступлением в силу нового закона все унифицированные формы отменяются. Это не так. Постановления, которыми утверждены унифицированные формы, продолжают действовать. А в некоторых случаях отказаться от унифицированной «первички» нельзя. К примеру, при составлении документов в адрес иностранной компании — накладной CMR и т. п. Так что в учетной политике компания может в специальном разделе написать, какие унифицированные формы она использует, а какие разработала самостоятельно (см. образец).

Самое важное при утверждении «первички» — определить перечень обязательных реквизитов. По сравнению со старым законом он уточнен (п. 2 ст. 9 закона №402-ФЗ).

Обязательные реквизиты «первички»

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. название компании;
  4. содержание факта хозяйственной жизни, то есть сделки, события или операции;
  5. денежное и натуральное выражение факта хозяйственной жизни с единицами измерения;
  6. должность сотрудника, совершившего операцию, сделку и ответственного за правильность ее оформления;
  7. Ф. И. О. и подпись данного сотрудника.

Лектор подчеркнула, если в течение года понадобится новая форма «первички» или потребуется изменить уже существующую форму, то надо будет приказом внести изменения в учетную политику. А к нему приложить вновь разработанные формы.

Кстати, первичные учетные документы компания вправе составить не только на бумаге, но и электронно, завизировав электронной подписью. Теперь это правило прямо закреплено в законе. Электронный документ надо распечатывать, только если его требует представить на бумаге закон или договор (учредителям, контрагентам, в налоговую).

Регистры учета

«Первичку» надо регистрировать в регистрах бухучета. Сроки в законе не определены. Поэтому компания вправе сама определить, когда службы должны сдать документы в бухгалтерию и в какие сроки сведения из «первички» надо регистрировать. Причем регистрировать надо все факты хозяйственной жизни, пропуски не допускаются.

Как и «первичку», регистры компания вправе составлять электронно. Но тогда надо заверить регистр электронной подписью на последнюю дату периода, за который он составлен. Иначе неподписанный документ приравнивается к его отсутствию. Также в законе впервые приведен обязательный перечень реквизитов регистров (п. 4 ст. 10 закона №402-ФЗ). Их отсутствие приравнивается к отсутствию регистров, а за это уже возможен штраф до 10 тыс. рублей (ст. 120 НКРФ).

Обязательные реквизиты регистра

  1. наименование регистра;
  2. наименование компании;
  3. дата начала и окончания ведения регистра или период, за который он составлен;
  4. хронологическая или систематическая группировка объектов бухучета;
  5. измерители объектов учета;
  6. должности сотрудников, ответственных за ведение регистра;
  7. Ф. И. О. и подпись данных сотрудников.

Инвентаризация

В новом законе сказано, что порядок проведения инвентаризации определяет сама компания, за исключением обязательной инвентаризации (п. 3 ст. 11 закона №402-ФЗ). Но обязательные случаи не перечислены. Как отметила лектор, некоторые решили, что обязательная инвентаризация перед составлением отчетности теперь не нужна. Это не так. Ее обязательность следует из пункта 38 ПБУ 4/99.

Инвентаризация обязательна

  1. при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  3. при смене материально ответственных сотрудников;
  4. при выявлении хищения;
  5. при стихийном бедствии, пожаре или других чрезвычайных ситуациях;
  6. при реорганизации или ликвидации компании;
  7. в других случаях, предусмотренных законодательством.

Промежуточная и годовая отчетность

Лектор подчеркнула, что с 2013 года не требуется представлять в инспекцию промежуточную бухгалтерскую отчетность. Но это не значит, что ее не надо составлять. Промежуточная отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках, если учредители не решат расширить этот перечень. Сделать это можно в протоколе общего собрания участников по итогам года. Составляется промежуточная отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала года (п. 48, 49 ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от06.07.99 №43н).

В состав годовой отчетности входят баланс, отчет о финансовых результатах и приложения (п. 1 ст. 14 закона №402-ФЗ). Некоторые компании неверно считают, что пояснительная записка и аудиторское заключение теперь не нужны. Это требование определено пунктом 5 ПБУ 4/99.

Составленной отчетность считается только после того, как ее подпишет руководитель. Но это не значит, что подпись главбуха больше не нужна. Требование о его подписи закреплено в пункте 17 ПБУ 4/99.

Обязательный состав бухгалтерской отчетности

  1. бухгалтерский баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. отчет о движении денежных средств;
  4. отчет об изменениях капитала;
  5. отчет о целевом использовании полученных средств (для общественных организаций);
  6. пояснительная записка;
  7. аудиторское заключение.

Новый раздел о «первичке» в учетной политике-2013

Для кого МСФО стали обязательными

Официальный статус МСФО придал приказ Минфина России от25.11.11 №160н. Значит, с 2013 года перечисленные в этом приказе

Во-первых, тем компаниям, которые составляют консолидированную отчетность (п. 1 ст. 2 Федерального закона от27.07.10 №208-ФЗ).

К ним относятся:

  • банки;
  • страховые организации;
  • обычные компании, которые котируют свои бумаги на открытом рынке.

Во-вторых, применять МСФО требуется в ситуациях, не урегулированных российскими ПБУ (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, при учете операций по финансовой аренде.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка