Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Минфин закончил налоговую реформу?

10 марта 2006 8 просмотров

Статьи по теме

«Налоговых потрясений больше не будет», – пообещал на днях Минфин России. Казалось бы, более приятной новости для бухгалтеров и придумать невозможно. Ведь за годы реформ все устали от бесконечных новшеств. Но ведь президент дал установку снизить налоги, и вряд ли кто-либо из бухгалтеров откажется от такого «потрясения». Неужели Минфин против и таких изменений? Мы попросили прояснить ситуацию - Иванеева Александра Игоревича, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

– Представители делового сообщества предлагают множество идей по дальнейшей реформе налогового законодательства. Какие из них Минфин считает наиболее вероятными?

– Вообще-то нам казалось, что налоговая реформа в России наконец-то закончилась. Ведь этот процесс идет уже с 1998 года. Так что от нее устали все – от бухгалтеров до чиновников. Я помню, как ко мне на семинарах обращались бухгалтеры с просьбой: хватит реформ. Это понятно. Каждый год принимались поправки в различные главы Налогового кодекса, кардинально меняющие расчет того или иного налога. Люди постоянно находились в напряжении из-за необходимости отслеживать все изменения. Вот наконец-то настал момент, когда мы можем сказать, что в основном налоговая реформа закончилась. И должен начаться период налоговой стабильности. А что касается бизнеса... Могу сказать, что к нам поступает множество предложений от различных предпринимательских объединений. Но они, как правило, подразумевают предоставление льгот одним бизнес-структурам за счет других. Поэтому в 98 процентах случаев мы даем отрицательные заключения на такие проекты.

– Какие же изменения готов поддержать Минфин?

– Сейчас мы должны подстраивать налоговую систему под те изменения, которые идут в рамках другого законодательства. Например, рынка ценных бумаг, пенсионной и банковской реформы, ипотеки. Действительно, в Налоговом кодексе РФ эти нюансы просто не прописаны. Не до конца закончена реформа имущественного налогообложения. Но это связано с текущей разработкой методологии оценки имущества. Кроме того, необходимо решить проблему с возмещением НДС.

– У предпринимателей действительно очень много претензий по возмещению НДС. Ведь налоговики придираются к каждой мелочи, лишь бы не возвращать налог.

– Да, инспекторы нередко предъявляют дополнительные требования. Но это реакция на массовый уход от налогообложения. Ведь если не противодействовать этому процессу, то НДС вполне может стать вообще убыточным для бюджета. Вот налоговики и придираются. И если бы вы были на их месте, то поступали бы точно так же. Мы готовы выслушать любые предложения от бизнеса по этому поводу. Предложите нам такой вариант возмещения НДС, чтобы права добросовестных налогоплательщиков были максимально защищены и в то же время не ущемлялись интересы государства. Такой вариант, чтобы контрольные мероприятия были и эффективны, и необременительны для налогоплательщиков. Но ведь таких предложений просто нет.

– А вы как видите решение этой проблемы? Аудиторы Счетной палаты РФ предлагают вновь вернуться к идее НДС-счетов...

– Есть множество вариантов. Что касается НДС-счетов, то их основной недостаток известен – это отвлечение оборотных средств налогоплательщиков. Поэтому от этой идеи мы отказались, хотя она была «на выходе»: соответствующий документ был одобрен уже на заседании Правительства РФ.

Минфином в свое время высказывалась идея мягкого варианта НДС-счетов, при котором у налогоплательщиков была бы возможность перечисления денежных средств с НДС-счета на расчетный без ограничений. Налоговое ведомство предлагало введение электронных счетов-фактур и специального электронного реестра. Еще один вариант обсуждается в настоящее время: выделять в платежном поручении специализированное поле, где бы указывались суммы НДС. Как видите, вариантов множество. Сейчас все они обсуждаются, и мы ждем предложения от бизнеса.

– Ну а как же тогда с поручением президента о снижении налогов? Получается, что Минфин не выполнил поручение главы государства...

– Снижение налогового бремени у нас идет каждый год – примерно на 1 процент от ВВП. Это объективный процесс, и он будет продолжаться. Ведь делать это можно не только путем снижения налоговых ставок, но и косвенно. Например, с помощью инвестиционной премии, ускоренного порядка начисления амортизации... Однако любое снижение налоговой нагрузки несет громадные риски. Потому что государство не может с себя снять социальные обязательства. Скажем, повысив зарплату бюджетникам, снизить ее уже нельзя. И мы все больше и больше зависим от мировых цен на энергоносители. А это неправильно. Что будет, если цены на нефть вдруг упадут?

– Между тем налоговую нагрузку на нефтяников Минфин готов снизить. Например, ставку НДПИ.

– Планируется, что ставка НДПИ будет дифференцирована в зависимости от ценности месторождений. Однако действовать она будет только с 2007 года.

Сейчас нефтяные компании не убыточны, их рентабельность составляет 15–25 процентов. Однако если нефтяники начнут осваивать Восточную Сибирь, где потенциально богатые нефтяные провинции, такой высокий НДПИ будет мешать их развитию. Ведь там нет никакой инфраструктуры, поэтому себестоимость добычи нефти будет значительно выше, и здесь возможна дифференциация налога или даже «налоговые каникулы». Сейчас мы подготовили свои предложения, которые скоро будут внесены в правительство.

– Много предложений и по спецрежимам. Зампред комитета по бюджету Совета Федерации России Вячеслав Новиков недавно пообещал, что в этом году вновь будет поднят вопрос об увеличении порога выручки, при котором возможно применение «упрощенки», а также самих спецрежимов станет больше.

– Честно говоря, меня беспокоит «размножение» специальных налоговых режимов. Сейчас у нас четыре специальных налоговых режима. На подходе пятый – спецрежим для высокотехнологичных компаний. А беспокоит потому, что там налоговая нагрузка в разы меньше и поэтому крупным предприятиям сложно с ними конкурировать. Это ненормально и неправильно. Мы должны создавать равные конкурентные условия для всех участников хозяйственной деятельности, так что новых льгот для спецрежимов не будет. Равно как и резкого повышения планки, при которой возможно применение «упрощенки». Ведь, согласитесь, бизнес с оборотом более 20 миллионов рублей далеко не мелкий и в дополнительной поддержке не нуждается.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка