Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

9 апреля 2013 7 просмотров

Печатная версия
Электронная газета

Приказ Министерства транспорта РФ от 13.02.13 № 36

Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

Зарегистрирован Минюстом России 07.03.13 № 27574

Продолжение. Начало в № 12–13, 2013

Приложение № 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

  • если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода «отдыха» (или периода, за который «нет данных») в момент извлечения карты;
  • если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;
  • если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.

14. Тахограф обеспечивает:

1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:

  • «неприменимо» – при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картой контролера или картой предприятия;
  • «переезд на пароме/поезде»;

2) невозможность ввода информации о ситуации «переезд на пароме/поезде», если введена ситуация «неприменимо»;

3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации «неприменимо» при вводе карты водителя.

15. Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы «предприятие» и обеспечивает:

1) установку блокировки в положение «вкл» («включено») или «выкл» («выключено») при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;

2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;

3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении «включено».

16. Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:

1) предупреждающей информации:

  • о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;
  • о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;
  • о вводе недействительной карты;
  • об управлении без карты;
  • о неисправности карты, возникшей в процессе работы;
  • о нестыковке во времени;
  • о виде неисправности;
  • об окончании срока службы блока СКЗИ тахографа;
  • о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;
  • о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»:

2) данных из памяти тахографа:

  • о деятельности водителей,
  • о превышении скорости,
  • о расстоянии, пройденном транспортным средством,
  • о событиях и неисправностях;

3) иной информации:

  • о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты;
  • данные из блока СКЗИ тахографа: заводской номер блока СКЗИ тахографа, время, координаты местонахождения транспортного средства;
  • о несовместимости карт в случае комбинации из любых действительных карт, отмеченных знаком «X» в таблице 1 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).

17. Тахограф при регистрации событий и неисправностей:

1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;

2) регистрирует информацию о событии «нестыковка во времени» в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;

3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты в случае любой комбинации карт, отмеченной знаком «X» в таблице 2 (приложение № 1 к настоящим Требованиям);

4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя «управление»;

5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;

6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;

7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»;

8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;

9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;

10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты:

  • данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;
  • сбой в работе (отказ) бортового устройства;
  • неисправность дисплея;
  • сбой системы загрузки данных;
  • сбой в работе датчика движения;
  • сбой в работе блока СКЗИ тахографа;
  • сбой в работе устройства обработки данных тахографа;
  • сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;
  • сбой в работе связного модуля (при его наличии в составе тахографа);
  • сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;
  • сбой в работе устройств ввода карт;
  • сбой в работе печатающего устройства;

11) регистрирует аварийные события:

  • отключение питания тахографа;
  • нажатие кнопки «авария» (при наличии в составе бортового устройства такой функции и связного модуля);
  • экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства (при наличии в составе бортового устройства датчика ускорения);

12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийному событию, по каждому событию.

18. Тахограф при проверке работоспособности обеспечивает:

1) обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров в соответствии с таблицей 3 (приложение № 1 к настоящим Требованиям);

2) регистрацию результатов проверки и вывод данных о результатах проверки на дисплей.

19. Тахограф при вводе карты контролера или предприятия обеспечивает выгрузку на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, защищенного архива блока СКЗИ тахографа и карты водителя.

При выгрузке на внешние носители данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав этих данных блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.

Данные о формировании квалифицированной электронной подписи и значение хэш-функции регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа.

Доступ к памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа осуществляется только после проведения взаимной аутентификации карты (контролера, мастерской, предприятия) и блока СКЗИ тахографа.

Данные о проведенной аутентификации карты регистрируются в памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа.

Квалифицированный сертификат карты (контролера, мастерской, предприятия) определяет полномочия по доступу к защищенному архиву блока СКЗИ тахографа.

В данные, выгружаемые на внешние носители из памяти защищенного архива блока СКЗИ тахографа, автоматически включается дата, время, счетчик событий и квалифицированная электронная подпись.

20. Тахограф обеспечивает хранение в течение не менее 365 суток, в том числе и при отсутствии внешнего электропитания данных о:

2 190 циклах ввода и извлечения карт водителя;

93 440 случаях изменения деятельности водителей1.

1 Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), добавление 1B к ЕСТР. – Бюллетень международных договоров. 2009. № 3. С. 3–76 (СССР присоединился к Соглашению 31.07.1978 с оговоркой и заявлением. Соглашение вступило в силу для СССР 27.01.1979).

21. Блок СКЗИ тахографа обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде и хранение в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих идентификационных данных и фактов их изменения:

  • наименование организации – изготовителя тахографа;
  • адрес организации – изготовителя тахографа;
  • номер платы бортового устройства;
  • серийный номер тахографа;
  • номер версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
  • дата установки версии программного обеспечения для устройства обработки данных тахографа;
  • дата (месяц, год) изготовления тахографа;
  • дата (месяц, год) ввода тахографа в эксплуатацию;
  • наименование организации – изготовителя блока СКЗИ тахографа;
  • заводской номер блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) изготовления блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) активизации блока СКЗИ тахографа;
  • дата (месяц, год) вывода блока СКЗИ тахографа из эксплуатации.

22. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о вводе и извлечении карты водителя и карты мастерской:

  • фамилия и имя держателя карты;
  • номер карты, наименование организации, выдавшей карту, дата окончания срока действия карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
  • дата и время ввода карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
  • показание счетчика пробега транспортного средства в момент ввода карты;
  • дата и время извлечения карты (информация одновременно регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
  • показания счетчика пробега транспортного средства в момент извлечения карты;
  • регистрационный номер предыдущего транспортного средства (VRN), для управления которым водитель использовал карту;
  • информация о вводе держателем карты данных о своей деятельности вручную.

23. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о деятельности водителя:

  • изменения деятельности водителя и второго водителя;
  • ввод или извлечение карты водителя;
  • статус управления: «экипаж», «один»;
  • состояние считывающего устройства: «водитель», «второй водитель»;
  • положение карты в соответствующем считывающем устройстве: «вставлена», «не вставлена»;
  • вид деятельности: «управление», «готовность», «работа», «перерыв/отдых»;
  • дата и время изменения деятельности водителя (второго водителя).

24. Тахограф обеспечивает хранение следующих данных о маршруте и координатах местоположения транспортного средства:

  • дата, время и координаты маршрута транспортного средства (информация регистрируется блоком СКЗИ тахографа и сохраняется в его защищенном архиве);
  • дата, время и координаты местоположения транспортного средства, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;
  • дата, время, расстояние, пройденное транспортным средством, названия региона и населенного пункта, название места, в котором начинался и заканчивался ежедневный период работы (при вводе их водителем), номер карты водителя (второго водителя), осуществившего ввод в ручном режиме указанных данных.

25. Тахограф ежесуточно (в 00 часов 00 минут) регистрирует данные о расстоянии, пройденном транспортным средством за прошедшие сутки, и хранит их в течение не менее 365 суток.

26. Тахограф обеспечивает хранение информации о скорости транспортного средства, регистрируемой один раз в секунду за последние 24 часа, в течение которых транспортное средство находилось в процессе движения.

27. Тахограф обеспечивает хранение (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информации о событиях в соответствии с таблицей 4 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).

28. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение данных об обнаруженных сбоях и неисправностях в соответствии с таблицей 5 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).

29. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних пяти корректировках установочных данных:

  • цель корректировки установочных данных (первая установка, активизация, установка после ремонта (обслуживания), периодическая инспекция);
  • наименование и адрес сервисного центра (далее – мастерской), выполнившего корректировку установочных данных;
  • номер карты мастерской и срок ее действия;
  • идентификационные данные транспортного средства (прежние и новые);
  • осуществление регулировки устройства ограничения скорости;
  • осуществление регулировки счетчика пробега (прежние и новые показания);
  • осуществление корректировки даты и времени (прежние и новые значения).
  • 30. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о корректировке даты и времени (данные об автоматической корректировке времени в памяти тахографа не регистрируются):
  • последняя корректировка даты и времени, включая их прежние и новые значения;
  • пять корректировок даты и времени после последнего технического обслуживания, не относящегося к плановому техническому обслуживанию, включая их прежние и новые значения.

31. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 проведенных контрольных операциях:

  • дата и время контроля;
  • номер карты контролера;
  • осуществленный вывод данных (на дисплей, на печать, загрузка с бортового устройства, загрузка с карты водителя).

32. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последних 20 блокировках, установленных транспортным предприятием:

  • дата и время блокировки;
  • дата и время разблокировки;
  • номер карты предприятия;
  • название и адрес транспортного предприятия.

33. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о последней загрузке информации на внешний носитель в режиме «предприятие» или «корректировка установочных данных»:

  • дата и время загрузки;
  • номер карты предприятия или мастерской;
  • название транспортного предприятия или мастерской.

34. Тахограф регистрирует и обеспечивает хранение следующих данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде»:

  • дата и время ввода информации о ситуации;
  • тип ситуации и время ее действия.

35. Тахограф обеспечивает загрузку следующей хранящейся на карте водителя информации:

1) идентификационные данные карты, идентификационные данные водителя, данные о ранее использованном им транспортном средстве;

2) дата и время последнего извлечения карты и вида деятельности, выбранного водителем в момент извлечения;

3) данные о проверке правильности завершения последнего сеанса использования карты;

4) данные о времени непрерывного управления транспортным средством, совокупного времени перерывов и совокупного времени управления за предыдущую и текущую неделю;

5) данные о выводе на печать информации, записанной на карте водителя;

6) данные о загрузке информации с карты водителя на внешний носитель.

36. Тахограф выводит на дисплей и регистрирует информацию о том, что карта неисправна или недействительна, если после трех попыток выполнить команду «загрузить данные» информация не загрузилась.

37. Тахограф обеспечивает:

1) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) данных о сеансе использования карты, включающих дату и время начала ввода карты, показания счетчика пробега транспортного средства;

2) выгрузку на карту водителя или мастерской (сразу же после ее ввода) зарегистрированных данных, относящихся к периоду времени, в течение которого соответствующая карта была вставлена в тахограф;

3) удаление из памяти карты при заполнении объема ее памяти записей самых ранних данных для записи на это место последних зарегистрированных данных.

38. При выводе данных на дисплей тахограф обеспечивает:

1) поддержку дисплеем набора латинских знаков и кириллицы;

2) вывод на дисплей сообщения, включающего не менее 20 знаков, минимальный размер знаков 5 мм по высоте и 3,5 мм по ширине;

3) отображение после цифр символов «км» в месте показания пройденного транспортным средством пути и «км/ч» в месте показаний скорости;

4) вывод на дисплей пиктограмм;

5) отображение на дисплее следующих данных по умолчанию:

  • дата и местное время;
  • данные о пробеге транспортного средства;
  • скорость транспортного средства;
  • режим работы;
  • вид деятельности водителя:
  • в режиме «управление» – время непрерывного управления и продолжительность времени совокупных перерывов;
  • в ином режиме – продолжительность вида деятельности водителя с момента выбора этой функции и совокупная продолжительность времени перерывов на данный момент;
  • при статусе «экипаж» – вид деятельности второго водителя и продолжительность его деятельности (с момента выбора этой функции);
  • сообщения об изменениях режимов работы;
  • фамилия держателя карты в момент ее ввода;
  • информация о ситуации «неприменимо»;

6) отображение на дисплее следующей предупреждающей индикации:

  • «ввод недействительной карты»;
  • «превышение скорости»;
  • «прекращение электропитания»;
  • другие события, предупреждение о наступлении которых предусмотрено настоящими Требованиями;

7) отображение на дисплее следующей индикации выполнения команд, подаваемых с использованием меню:

  • «данные об автомобиле»;
  • «данные первого водителя»;
  • «данные второго водителя»;
  • «данные о скорости»;
  • «данные о событиях и неисправностях»;
  • «загрузка данных»;

8) отображение на дисплее следующих иных данных, выводимых по соответствующей команде:

  • дата, время UTC и местное время, заданное водителем в ручном режиме;
  • время непрерывного вождения и суммарное время перерывов водителя;
  • время непрерывного вождения и суммарное время перерывов второго водителя;
  • суммарное время непрерывного вождения водителя за предыдущую и текущую неделю;
  • суммарное время непрерывного вождения второго водителя за предыдущую и текущую неделю;
  • суммарное время вождения водителя за текущий дневной период;
  • суммарное время вождения второго водителя за текущий дневной период.

39. Тахограф при распечатке данных обеспечивает:

1) до выдачи распечатки – запись данных в память карты водителя;

2) выдачу «ежедневной распечатки данных о деятельности водителя, записанных на карте» при вставленной карте водителя;

3) выдачу «распечатки данных о событиях и неисправностях» при вставленной карте мастерской или карте водителя;

4) осуществление по соответствующей команде выбора необходимой распечатки при одновременно вставленных картах водителя и мастерской;

5) возобновление печатания после загрузки бумаги с начала распечатки;

6) вывод на печать информации, содержащейся в его памяти и в памяти карт, в виде следующих шести распечаток:

  • «ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в карте водителя»;
  • «ежедневная распечатка данных о деятельности водителя, записанных в тахографе»;
  • «распечатка данных о событиях и ошибках, хранящихся на карте водителя»;
  • «распечатка данных о событиях и неисправностях, записанных в тахографе»;
  • «распечатка технических данных транспортного средства»;
  • «распечатка данных о превышении скорости».

40. Вывод распечатки завершается печатанием на ней зарегистрированных в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа следующих данных:

1) текущее время, дата;

2) координаты местонахождения транспортного средства;

3) заводской номер блока СКЗИ тахографа.

41. Печатающее устройство тахографа:

1) обеспечивает печать в строке 24 знаков, минимальный размер которых составляет 2,1 мм по высоте и 1,5 мм по ширине;

2) поддерживает наборы латинских знаков и кириллицы.

42. Тахограф обеспечивает:

1) вывод на дисплей визуальных предупреждений в течение не менее 30 секунд, сопровождаемых звуковым сигналом в случае обнаружения любого события или неисправности;

2) прекращение звукового сигнала при нажатии на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению;

3) предупреждение водителя за 15 минут до момента и в момент превышения максимального разрешенного времени непрерывного управления транспортным средством;

4) выводит на дисплей причину предупреждения и сохраняет ее видимой до тех пор, пока пользователь не нажмет на клавишу тахографа для подтверждения о принятии данного предупреждения к сведению.

43. Тахограф в режиме «корректировки установочных данных» обеспечивает возможность:

1) корректировки даты и времени;

2) корректировки показания счетчика расстояния, пройденного транспортным средством;

3) регулировки установленного ограничения скорости.

44. Тахограф переключается в режим в зависимости от типа вставленных карт в соответствии с таблицей 6 (приложение № 1 к настоящим Требованиям).

III. Требования к картам

45. Внешний вид карт приведен в приложении № 2 к настоящим Требованиям.

46. Конструкция и физические характеристики карт:

1) типоразмер – ID-1 (CR-80) 1;

1 ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2006 «Карты идентификационные. Физические характеристики».

2) материал изготовления – поликарбонат;

3) тип карты – контактная.

47. Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку.

48. Текст карт печатается на фоне следующего цвета:

1) карта водителя: белый;

2) карта контролера: голубой;

3) карта мастерской: красный;

4) карта предприятия: желтый.

49. Карта соответствует требованиям к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2008 г. № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»1.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 28, ст. 3384.

50. Состав команд операционной системы карты, способы организации хранения данных и система разграничения доступа к данным карты соответствуют требованиям по защите информации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»1.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 5, ст. 6357.

51. Структура данных в карте организована в виде иерархической файловой системы.

52. Интерфейс карты поддерживает режимы T=0 и T=1.

53. Карта функционирует при напряжении питания:

Vcc = 3 В (+/– 0,3 В); Vcc = 5 В (+/– 0,5 В).

54. Карта имеет состоящий из четырех цифр PIN-код, используемый для ее аутентификации.

55. Разработка и производство карты осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

56. Карта обеспечивает хранение:

1) идентификационных данных встроенного микропроцессора (серийный номер);

2) серийного номера карты;

3) идентификатора организации – изготовителя карты.

57. Карта водителя, кроме данных, указанных в пункте 56 настоящих Требований, обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

1) номер карты;

2) наименование организации, выдавшей карту, дата выдачи;

3) дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты;

4) фамилия и имя держателя карты;

5) дата рождения держателя карты;

6) номер водительского удостоверения;

7) наименование органа, выдавшего водительское удостоверение.

58. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 84 записей следующих данных за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода/извлечения карты на транспортном средстве):

1) дата и время первого использования транспортного средства (то есть первый ввод карты за этот период использования транспортного средства или 00 часов 00 минут, если в этот момент данный период использования продолжается) и показание счетчика пробега транспортного средства;

2) дата и время последнего использования транспортного средства (то есть последнее извлечение карты в течение этого периода использования транспортного средства или 23 часа 59 минут, если в этот момент использование продолжается) и показания счетчика пробега транспортного средства;

3) государственный регистрационный номер транспортного средства (VRN).

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

1) дата;

2) счетчик ежедневного присутствия (показания которого увеличиваются на одну единицу за каждый календарный день);

3) общее расстояние, пройденное водителем на транспортном средстве в течение этого дня;

4) статус водителя на 00 часов 00 минут;

5) время изменения:

  • статуса управления (экипаж, один);
  • состояния считывающего устройства (водитель, второй водитель);
  • положения карты (вставлена, не вставлена);
  • вида деятельности (управление, готовность, работа, перерыв/отдых).

60. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются ежедневные периоды работы, введенные водителем:

1) дата и время ввода;

2) показания счетчика пробега транспортного средства.

61. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих типах событий, зарегистрированных тахографом со вставленной в него картой:

1) нестыковка времени (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);

2) ввод карты в процессе управления (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);

3) последний сеанс использования карты, который был завершен неправильно (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);

4) прекращение электропитания;

5) ошибка данных о движении;

6) попытки нарушения защиты.

62. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о шести последних событиях каждого типа, указанных в пункте 61 настоящих Требований:

1) код события;

2) дата и время начала события (или ввода карты, если это событие в данный момент продолжается);

3) дата и время конца события (или извлечения карты, если в данный момент это событие продолжается);

4) регистрационный номер транспортного средства;

5) в случае события «Нестыковка времени»:

  • дата и время начала события (соответствуют дате и времени извлечения карты из предыдущего транспортного средства);
  • дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты в транспортное средство, используемое в данный момент);
  • данные о транспортном средстве (соответствуют используемому транспортному средству, к которому относится данное событие);

6) в случае события «последний сеанс использования карты завершен неправильно»:

  • дата и время начала события (соответствуют дате и времени ввода карты применительно к неправильно завершенному сеансу ее использования);
  • дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты, относящимся к сеансу ее использования, в ходе которого было обнаружено данное событие);
  • данные о транспортном средстве (соответствуют транспортному средству, на котором сеанс использования карты был завершен неправильно).

63. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой:

1) сбой в работе карты (в том случае если причиной события является карта);

2) сбой в работе тахографа.

64. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о 12 последних зарегистрированных сбоях в работе карт и сбоях в работе тахографа:

1) код неисправности;

2) дата и время возникновения неисправности (или дату и время ввода карты, если в момент ввода карты неисправность присутствовала);

3) дата и время устранения неисправности (или дату и время извлечения карты, если в этот момент времени неисправность сохранялась);

4) регистрационный номер транспортного средства.

65. Карта водителя обеспечивает хранение одной записи следующих данных о проверочных операциях:

1) дата и время проверки;

2) номер карты контрольного органа и название выдавшей ее организации;

3) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);

4) период, за который загружаются данные (в случае загрузки);

5) регистрационный номер транспортного средства.

66. Карта водителя обеспечивает хранение данных, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования:

1) дата и время начала сеанса (ввода карты);

2) регистрационный номер транспортного средства.

67. Карта водителя обеспечивает хранение 56 записей следующих данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде», введенных при вставленной карте:

1) дата и время начала ввода;

2) тип ситуации.

68. Карта мастерской обеспечивает хранение данных, необходимых для осуществления активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа.

69. Карта мастерской обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

1) номер карты;

2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

4) название мастерской;

5) адрес мастерской;

6) фамилия и имя держателя;

7) четырех записей данных о транспортных средствах;

8) трех пар записей данных о начале и/или завершении ежедневных периодов работы;

9) данных о событиях и неисправностях;

10) данных о трех последних событиях каждого типа, указанных в пункте 60 настоящих Требований и данных о шести последних неисправностях каждого вида, указанных в пункте 63 настоящих Требований;

11) данных о проверочных операциях;

12) двух записей данных о ситуациях «неприменимо» и «переезд на пароме/поезде».

70. Карта мастерской обеспечивает хранение:

1) информации о количестве корректировок установочных данных, произведенных с ее использованием, и количестве корректировок установочных данных, произведенных с момента последней загрузки данных;

2) следующей информации о последних 88 корректировках установочных данных:

  • вид корректировки установочных данных: активизация, первая установка, установка, периодическая инспекция;
  • идентификационные данные транспортного средства;
  • данные о регулировке: устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);
  • идентификационные данные тахографа.

71. Карта контролера обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

1) номер карты;

2) название выдавшей карту организации, дата ее выдачи;

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

4) название контрольного органа;

5) адрес контрольного органа.

72. Карта контролера обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о проверочных операциях:

1) дата и время проверки;

2) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка с карты);

3) период, за который загружаются данные (в соответствующих случаях);

4) регистрационный номер транспортного средства;

5) номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.

73. Карта предприятия обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

1) номер карты;

2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;

3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;

4) название транспортного предприятия;

5) адрес транспортного предприятия.

74. Карта предприятия обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о действиях транспортного предприятия:

1) дата и время осуществленного действия;

2) тип действия (блокировка и/или разблокировка бортового устройства, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);

3) период, за который загружаются данные (в соответствующем случае);

4) регистрационный номер транспортного средства;

5) номер карты водителя и название организации, выдавшей карту (в случае загрузки данных с карты).

IV. Требования по защите информации

75. Тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

76. Реализация криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, обрабатываемой и хранимой в тахографе и подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется блоком СКЗИ тахографа и картами.

77. Разработка блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

V. Требования к тахографу, картам, блоку СКЗИ тахографа при их выпуске, активизации, эксплуатации и утилизации

78. Организации-изготовители осуществляют разработку и производство моделей тахографа, моделей карты и моделей блока СКЗИ тахографа (далее – оборудования) в соответствии с настоящими Требованиями.

79. Модель карты тахографа и модель блока СКЗИ тахографа должна соответствовать настоящим Требованиям при использовании во всех моделях тахографов, учтенных в перечне сведений о моделях тахографов.

80. Модель блока СКЗИ тахографа и модель тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании со всеми моделями карт, учтенных в перечне сведений о моделях карт.

81. Производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

82. Создание и выдача квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляется с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»1 и нормативными правовыми актами, регулирующими создание и выдачу квалифицированных сертификатов.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2012, № 29, ст. 3988.

83. Тематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа, в том числе в составе тахографа, на соответствие требованиям по безопасности информации осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

84. Осуществление выпуска карт, создание и выдача квалифицированных сертификатов карт, выполнение иных, необходимых для выполнения указанных работ функций, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи», выполняют организации, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.

85. Выпуск и аннулирование выпущенных квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляет удостоверяющий центр, аккредитованный в установленном порядке.

86. Загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов осуществляют организации – изготовители карт и блоков СКЗИ тахографов.

87. Карты контролера, мастерских и предприятия содержат квалифицированный сертификат, определяющий полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, к данным защищенного архива СКЗИ тахографа и данным карты водителя.

88. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется с применением средств, соответствующих требованиям Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. № 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный № 6382).

89. При активизации блока СКЗИ тахографа должно обеспечиваться выполнение следующих требований к тахографу:

1) блоки СКЗИ тахографа в организации – изготовители тахографов и в мастерские поступают с загруженной ключевой информацией;

2) ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа в процессе его производства, до загрузки в него квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа и завершения активизации СКЗИ тахографа не принадлежит владельцу транспортного средства;

3) активизация блока СКЗИ тахографа осуществляется после аутентификации им карты мастерской;

4) тахограф с неактивизированным блоком СКЗИ тахографа записывает на карту мастерской данные, необходимые для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа (далее – данные для создания сертификата ключа);

5) мастерская направляет данные для создания сертификата ключа в аккредитованный удостоверяющий центр;

6) мастерская, получив квалифицированный сертификат ключа блока СКЗИ тахографа, записывает его на карту мастерской;

7) ввод квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа осуществляется путем ввода карты мастерской в тахограф, ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской блоком СКЗИ тахографа;

8) проверка завершения загрузки квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа проводится путем взаимной аутентификации карты мастерской и блока СКЗИ тахографа;

9) после загрузки в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа осуществляется загрузка в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства, а также установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа;

10) после загрузки в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа, активизация блока СКЗИ тахографа завершается, ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа, с этого момента принадлежит владельцу транспортного средства;

11) мастерская направляет сведения об активизированных тахографе и блоке СКЗИ тахографа для их внесения в соответствующие перечни.

90. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа не превышает трех лет.

91. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов карт не превышает срока действия карт:

1) срок действия квалифицированных сертификатов карт водителей не превышает трех лет;

2) срок действия квалифицированных сертификатов карт мастерских не превышает одного года;

3) срок действия квалифицированных сертификатов карт контролера не превышает двух лет;

4) срок действия квалифицированных сертификатов карт предприятия не превышает трех лет.

VI. Загрузка данных на внешние носители

92. Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.

93. На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:

1) из бортового устройства;

2) из защищенного архива блока СКЗИ тахографа;

3) с карты тахографа.

94. Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:

1) обзор;

2) деятельность на указанную дату;

3) события и неисправности;

4) подробные данные о скоростном режиме;

5) технические данные;

6) выгрузка данных с карты.

95. Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.

96. В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ тахографа, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.

97. Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.

98. Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.

99. При выгрузке данных из бортового устройства тахограф обеспечивает:

1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство, и подтверждение соответствующих прав доступа к функции загрузки и загружаемым данным;

2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и бортовым устройством;

3) возможность выбора данных для загрузки;

4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных;

5) завершение сеанса загрузки.

100. Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.

101. Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.

102. Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:

1) для неподписанных файлов данных;

2) для подписанных файлов данных;

3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.

103. Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:

1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной;

2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла.

Приложение № 1 к Требованиям

Таблица 1 Несовместимость карт при комбинации из любых действительных карт

Таблица 2 Информация об управлении без соответствующей карты

Таблица 3 Обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров

Таблица 4 Хранение тахографом (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информации о событиях

<*> Тахограф регистрирует и хранит:
дату и время последнего «контроля за превышением скорости»;
дату и время первого зарегистрированного превышения скорости и число случаев превышения скорости после последнего контроля за превышением скорости.
Таблица 5 Данные об обнаруженных сбоях и неисправностяхТаблица 6 Режимы работы тахографа

* Карта вводится только в считывающее устройство «Водитель».
Таблица 6. режимы работы тахографа

Приложение № 2 к Требованиям

ВНЕШНИЙ ВИД КАРТ ТАХОГРАФА

1. Карта водителя (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты водителя наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты водителя крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта водителя. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте водителя:

  • позиция 1 – фамилия водителя;
  • позиция 2 – имя водителя;
  • позиция 3 – дата рождения водителя;
  • позиция 4a – дата начала действия карты водителя;
  • позиция 4b – дата окончания действия карты водителя. Срок действия карты водителя – три года;
  • позиция 4c – наименование организации, выдавшей карту водителя;
  • позиция 5a – номер водительского удостоверения;
  • позиция 5b – номер карты водителя;
  • позиция 6 – фотография водителя;
  • позиция 7 – личная подпись водителя;
  • позиция 8 – почтовый адрес транспортного предприятия.

Номер карты водителя имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты водителя содержит следующие данные:

  • 1. Фамилия
  • 2. Имя
  • 3. Дата рождения
  • 4a. Дата начала действия карты
  • 4b. Дата окончания действия карты
  • 4c. Наименование организации, выдавшей карту
  • 5a. Номер водительского удостоверения
  • 5b. Номер карты
  • 6. Фотография
  • 7. Личная подпись
  • 8. Почтовый адрес транспортного предприятия
  • Просьба вернуть в (наименование организации, отвечающей за выпуск карт) по адресу (адрес организации, отвечающей за выпуск карт)

2. Карта предприятия (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты предприятия наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты предприятия крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта предприятия. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте предприятия:

  • позиция 1 – наименование транспортного предприятия;
  • позиция 2 – фамилия руководителя транспортного предприятия (или ответственного лица, назначенного приказом руководителя транспортного предприятия);
  • позиция 3 – имя руководителя транспортного предприятия (или ответственного лица, назначенного приказом руководителя транспортного предприятия);
  • позиция 4a – дата начала действия карты транспортного предприятия;
  • позиция 4b – дата окончания действия карты транспортного предприятия (срок действия карты предприятия три года);
  • позиция 4c – наименование организации, выдавшей карту предприятия;
  • позиция 5b – номер карты предприятия;
  • позиция 6 – личная подпись руководителя транспортного предприятия (или ответственного лица, назначенного приказом руководителя транспортного предприятия);
  • позиция 7 – почтовый адрес транспортного предприятия.

Номер карты предприятия имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты предприятия содержит следующие данные:

  • 1. Наименование транспортного предприятия
  • 2. Фамилия руководителя транспортного предприятия (или лица, назначенного приказом руководителя транспортного предприятия)
  • 3. Имя руководителя транспортного предприятия (или ответственного лица назначенного приказом руководителя транспортного предприятия)
  • 4a. Дата начала действия карты
  • 4b. Дата окончания действия карты
  • 4c. Наименование организации, выдавшей карту
  • 5b. Номер карты
  • 6. Личная подпись руководителя транспортного предприятия (или ответственного лица, назначенного приказом руководителя транспортного предприятия) 7. Почтовый адрес транспортного предприятия Просьба вернуть в (наименование организации, отвечающей за выпуск карт) по адресу (адрес организации, отвечающей за выпуск карт)

3. Карта мастерской (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты мастерской наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты мастерской крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта мастерской. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте мастерской:

  • позиция 1 – наименование мастерской;
  • позиция 2 – фамилия руководителя мастерской (или ответственного лица, назначенного приказом мастерской);
  • позиция 3 – имя руководителя мастерской (или ответственного лица, назначенного приказом мастерской); позиция 4a – дата начала действия карты мастерской;
  • позиция 4b – дата окончания действия карты мастерской. Срок действия карты мастерской – один год;
  • позиция 4c – наименование организации, выдавшей карту мастерской;
  • позиция 5b – номер карты мастерской;
  • позиция 6 – личная подпись руководителя мастерской (или ответственного лица, назначенного приказом мастерской);
  • позиция 7 – почтовый адрес мастерской.

Номер карты мастерской имеет следующую структуру:

Оборотная сторона карты мастерской содержит следующие данные:

  • 1. Наименование мастерской
  • 2. Фамилия руководителя мастерской (или ответственного лица, назначенного приказом мастерской)
  • 3. Имя руководителя мастерской (или ответственного лица, назначенного приказом мастерской)
  • 4a. Дата начала действия карты 4b. Дата окончания действия карты 4c. Наименование организации, выдавшей карту
  • 5b. Номер карты
  • 6. Личная подпись руководителя мастерской (или ответственного лица, назначенного приказом мастерской)
  • 7. Почтовый адрес мастерской Просьба вернуть в (наименование организации, отвечающей за выпуск карт) по адресу (адрес организации, отвечающей за выпуск карт)

4. Карта контролера (лицевая сторона):

в верхний левый угол карты контролера наносится обозначение Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 г., белыми буквами на синем фоне.

В верхнюю часть карты контролера крупными четко различимыми буквами наносится надпись на русском языке «Карта контролера. Российская Федерация».

Содержание позиций на карте контролера:

  • позиция 1 – наименование контрольного органа;
  • позиция 2 – контактный телефон контрольного органа;
  • позиция 3 – электронный адрес контрольного органа;
  • позиция 4a – дата начала действия карты;
  • позиция 4b – дата окончания действия карты. Срок действия карты – два года;
  • позиция 4c – наименование организации, выдавшей карту;
  • позиция 5b – номер карты;
  • позиция 6 – почтовый адрес контрольного органа.

Оборотная сторона карты контролера содержит следующие данные:

  • 1. Наименование контрольного органа
  • 2. Контактный телефон контрольного органа
  • 3. Электронный адрес контрольного органа
  • 4a. Дата начала действия карты
  • 4b. Дата окончания действия карты
  • 4c. Наименование организации, выдавшей карту
  • 5b. Номер карты
  • 6. Почтовый адрес контрольного органа
  • Просьба вернуть в (наименование организации, отвечающей за выпуск карт)
  • по адресу (адрес организации, отвечающей за выпуск карт)

Продолжение в следующем номере

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка