Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Новый закон по госзакупкам. Практическое применение

13 марта 2006 1826 просмотров

О Воробьева

, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам

С 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он существенно изменяет практику осуществления закупок органами государственной власти и медицинскими бюджетными учреждениями. В данной статье мы рассмотрим ключевые моменты его практического применения.

Новации

Федеральный закон № 94-ФЗ (далее – Закон) внес много изменений – это изменения в составе участников системы размещения заказа, способах и самой процедуре его размещения.

Заказчики

По сравнению с действовавшим ранее порядком изменился состав участников правоотношений по размещению заказа (схема 1). Появились новые субъекты – уполномоченные на размещение заказов органы власти, специализированная организация.

Пунктом 1 статьи 4 Закона изменены понятия «государственные и муниципальные заказчики». Теперь заказчиками являются органы государственной власти РФ или субъектов РФ и уполномоченные ими получатели бюджетных средств. Аналогичная схема действует и на муниципальном уровне. Функции государственных и муниципальных заказчиков могут быть частично переданы уполномоченным органам с соблюдением установленных ограничений. Такое положение предусмотрено в пункте 2 статьи 4 Закона. Уполномоченные органы создаются на всех уровнях власти и имеют следующие задачи: осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов.

Размещение заказа

Закон устанавливает порядок размещения заказов. Теперь все заказы, сумма которых превышает 60 000 руб., должны размещаться только в соответствии с его требованиями. Такая норма установлена в пункте 2 статьи 1 Закона.

Ограничения по сумме заказа при его размещении

Принципиальными являются пороговые значения применения различных способов размещения государственных и муниципальных заказов. Закупки на сумму менее 60 000 руб. на сегодняшний день не подпадают под действие Закона, и для них процедура выбирается по усмотрению заказчика.

Запрос котировок может проводиться при закупках на сумму менее 250 000 руб., открытый аукцион в электронной форме – менее 500 000 руб. В части закупок на товарных биржах действует другое ограничение – свыше 5 000 000 руб. Все остальные процедуры могут применяться при любых суммах размещения заказа свыше 60 000 руб.

Способы размещения заказа

Все способы размещения государственного или муниципального заказа можно условно разделить на две части: путем проведения торгов и без проведения торгов.

К закупкам без проведения торгов относят запрос котировок, закупку у единственного поставщика и на товарных биржах.

Запрос котировок по новому Закону – четко регламентированная процедура, которая проводится в установленные сроки с обязательным оформлением определенных документов. Так же, как и в процедурах торгов, большее количество информации необходимо разместить в Интернете.

Закупка у единственного поставщика – это способ, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Например, если поставка товаров или выполнение работ относятся к сфере деятельности естественных монополий, к услугам водоснабжения либо подана только одна заявка на участие в конкурсе и т. д. (ст. 55 Закона).

Аукцион – это новый способ в системе размещения государственных заказов. Причем здесь аукцион на понижение, а не привычный всем аукцион на повышение, обозначенный в Гражданском кодексе РФ (п. 4 ст. 447). Если сумма контракта не превышает 500 000 руб., аукцион может проводиться в электронном виде. Это упрощенная процедура открытого аукциона. В ней отсутствуют установленный шаг аукциона, документация об аукционе, не так жестко регламентируются сроки.

Процедура размещения заказа

Сами процедуры размещения заказов тоже изменились. Теперь они жестче регламентированы по срокам, к тому же увеличилось количество обязательных к оформлению документов. Изменения коснулись и информационного обеспечения: значительный объем информации о размещении заказов теперь публикуется не только в официальном печатном издании, но и в Интернете на официальных сайтах (РФ, субъекта РФ или муниципального образования). Это требование не относится только к закупкам у единственного поставщика (подрядчика). Пример проведения процедуры открытого конкурса приведен на схеме 3 (см. приложение на стр. 82). В центре указана последовательность действий при размещении заказа. Слева – сроки выполнения, справа – документы, которые нужно оформить при выполнении этих действий.

Дополнительная ответственность

Предусмотрены административные штрафы (от 25 до 200 МРОТ) для чиновников, выбирающих поставщиков с нарушением процедур размещения государственного и муниципального заказа (ст. 7.29–7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях)*.

Рекомендации для бюджетных учреждений

Мы рассказали о новом порядке расходования бюджетных средств, который обязаны соблюдать в том числе и непосредственные получатели – бюджетные учреждения.

Однако применение Закона вызывает много вопросов, так как процедура размещения заказов усложнилась. Ответы на некоторые вопросы, связанные с применением Закона № 94-ФЗ, опубликованы в журнале на стр. 21–24). А на практике нередко возникают ситуации, когда решение необходимо принять срочно и времени на проведение конкурса или аукциона просто нет.

Если стоимость заказа ниже 60 000 руб., Закон не применяется. То есть бюджетные учреждения могут самостоятельно решать вопросы, связанные с выбором поставщиков (исполнителей) небольших по стоимости заказов, без соблюдения установленных Законом требований. Ограничений по количеству и частоте таких сделок не установлено, но без достаточных обоснований тиражирование подобных закупок контрольные органы могут трактовать как неэкономное и неэффективное расходование бюджетных средств.

Если потребность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно, то важно помнить, что понятие непреодолимой силы однозначно определено Гражданским кодексом РФ (ст. 401) и в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения такого контракта необходимо уведомить о нем уполномоченный контрольный орган.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка