Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Две новые причины перепроверить записи о компании в ЕГРЮЛ

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№4

На алкогольном рынке вновь перемены

23 марта 2006 6289 просмотров

С 1 января 2006 года введены новые федеральные специальные марки. В связи с этим региональные специальные марки, какими украшены сейчас бутылки на прилавках наших магазинов, станут недействительными с 1 июля. Кроме того, начали действовать и другие существенные изменения, касающиеся участников рынка алкогольной продукции.

Добрунов Алексей Алексеевич, начальник отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции УФНС России по Новосибирской области

Образование: высшее экономическое
Опыт работы: в налоговых органах со дня их создания
Хобби: работа

– Алексей Алексеевич, перечислите, пожалуйста, те нововведения, с которыми пришлось столкнуться участникам алкогольного рынка в 2006 году.

– С 1 января 2006 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Главные изменения связаны с требованиями к минимальному размеру уставного капитала для большинства участников рынка, упразднением с 1 января 2006 года акцизных складов. С этого года предприятия переходят на маркировку алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца, установлен единый перечень денатурированных веществ. Кроме того, вводится ограничение мест и времени продажи напитков крепостью более 15 градусов, а также запрет на розничную продажу алкоголя индивидуальными предпринимателями.

– Формирование уставного капитала, соответствующего новым требованиям, наверное, наиболее тяжелое «бремя» для организаций?

– Действительно, с нового года введены дополнительные требования к уставному капиталу организаций, осуществляющих производство и оборот этилового спирта, алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. С 1 января торговать оптом водкой вправе только казенные предприятия, а также организации, имеющие оплаченный уставный капитал не менее 10000000 рублей. Производить водку смогут казенные предприятия и организации, имеющие оплаченный уставный капитал не менее 50000000 рублей. Тем не менее, почти все новосибирские производители алкогольной продукции уже сформировали необходимый уставный капитал.

– До июля организации обязаны оформить новые лицензии. Какова стоимость новых лицензий?

– До 1 июля 2006 года всем производителям алкоголя, имеющим как местные, так и федеральные лицензии, необходимо их переоформить. Для производителей вина эта процедура обойдется в 250000 рублей. Производителям водки придется выложить 3000000 рублей за лицензию. Зато она будет выдана сроком сразу на пять лет. Раньше производители спиртного обязаны были получать новую лицензию каждый год и платить за это по 50000 рублей.

– Как такое «подорожание» повлияет на состав новосибирских участников алкогольного рынка?

– По всей видимости произойдет сокращение количества предприятий, производящих алкоголь и торгующих им. По данным Госреестра в Новосибирске и области на сегодняшний день около 1300 юридических лиц, торгующих алкоголем в розницу, а частных предпринимателей – около семидесяти. Количество оптовых торговых предприятий примерно в тех же пропорциях. Но уменьшится количество участников не только из-за нового размера уставного капитала и стоимости лицензий. Закон предусматривает прекращение торговли в розницу алкогольной продукцией индивидуальными предпринимателями. С 1 января этого года лицензии им уже не выдаются. И с 1 июля индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией алкогольной продукции, прекратят свою деятельность. На алкогольном рынке останутся только юридические лица.

– А что делать в данной ситуации частным предпринимателям?

– Можно, конечно, ждать выхода областного закона, где будет все прописано. Но тот ПБОЮЛ, который сегодня имеет лицензию на розничную торговлю, с 1 июля потеряет право торговать как частный предприниматель. Дальше два варианта: либо он прекращает деятельность по продаже в розницу алкоголя, либо учредит юридическое лицо с тем уставным капиталом, который будет определен местными властями. То есть имеет смысл, не дожидаясь выхода областного закона, создавать юридическое лицо и по выходу областного закона формировать тот уставный капитал, который будет установлен для той территории, на которой будет вестись торговля. Либо искать производителей, оптовых торговцев, и договориться с ними о включении в свой бизнес.

Уже есть предприниматели, которые учредили юридическое лицо и сформировали уставный капитал в миллион рублей. Все-таки спешить не нужно, ведь уставный капитал будет установлен областным законом в зависимости от месторасположения магазина. Но открывать юридическое лицо лучше сейчас. С тем, чтобы успеть после выхода закона зарегистрировать новый уставный капитал.

– Как алкогольная продукция будет маркироваться?

– Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ ввел новые федеральные специальные марки. Напомню, что по условиям 2005 года действовали требования по нанесению на алкогольную продукцию двух марок: первая марка была федеральная специальная, вторая – региональная специальная. Федеральная марка наносилась всегда на предприятии-производителе (с кодом того субъекта, в котором продукция производилась). Региональная марка — либо на предприятии производителе, либо на акцизных складах организаций оптовой торговли. С 1 января текущего года будет применяться только одна федеральная специальная марка нового образца.

– В чем принципиальное отличие новой марки?

– Как полиграфическое изделие она более защищенная и насыщенная в информационном плане. На эту марку будет наноситься специальный штрих-код, содержащий практически все сведения об алкогольной продукции, включая реквизиты сертификатов соответствия. И при нанесении штрих-кода на марку сведения об алкогольной продукции будут поступать как в Управление по налогам и сборам по Новосибирской области, так и непосредственно в Федеральный центр управления и контроля.

– И все это только благодаря новой марке?

– Не только. Чтобы считывать информацию, отраженную на марке, вводится Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Она позволит контролировать движение легальной алкогольной продукции и идентифицировать специальными техническими средствами каждую единицу продукции, считывая штрих-код. В этом году информационная система доведена до общегосударственного уровня. Благодаря ЕГАИС можно будет сбалансировать и определить все движение алкогольной продукции, в том числе и между субъектами РФ. Это неизбежно приведет к повышению легальности оборота алкогольной продукции и, следовательно, поступления в бюджет акциза на алкогольную продукцию. В новых условиях марка не имеет кода субъекта Федерации, поэтому обращение ее будет более свободное. Таким образом, на этом рынке будут складываться более свободные рыночные отношения.

– Чтобы работала Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), организациям придется заменить старое технологическое оборудование на новое. Получается, что пока нового оборудования нет, производство стоит. В связи с этим многих новосибирских производителей волнует, не получится ли так, что процесс урегулирования выдачи новой марки затянется?

– Ситуация по производству действительно сложная. Несмотря на то, что закон вышел в конце прошлого года, правительством не был подготовлен целый ряд документов по обеспечению введения нового режима работы предприятий. Закон говорит, что производить и выпускать продукцию могут только те, у кого нет задолженности перед бюджетом и не только по акцизам, но и по всему комплексу налогов. Кроме того, чтобы работать по новой схеме, необходимо смонтировать специальные технические средства, которые обеспечивали бы работу Единой государственной автоматизированной системы. А это еще дополнительные затраты для предприятий. Также предприятия должны приобрести специальный программный продукт, установить его, апробировать и запустить. Все это должно проходить под контролем и во взаимодействии с ФНС. Итого, у производства должен быть соответствующий уставный капитал, лицензия, оборудование, программный продукт. Должны быть уплачены все налоги. И только после этого оно имеет право заказать и получить специальную федеральную акцизную марку и приступить к производству алкогольной продукции. Насколько затянется этот процесс, во многом зависит от самих организаций.

– Изменилась ли процедура получения организациями федеральной специальной марки?

– С 28 января физически мы можем выдавать федеральную специальную марку предприятиям, но только тем, кто выполнил все условия для ее получения. Схема выдачи следующая: организация заказывает федеральные специальные марки, предварительно оплатив их, заявка на марки передается печатным фабрикам, те изготавливают эти марки. Срок выполнения заказа на печать у типографий следующий: до 1 октября 2006 года период их изготовления равняется трем месяцам, после 1 октября заказ будет исполняться в течение месяца. Однако если у организации есть долг перед бюджетом, то марку нельзя ни заказать, ни изготовить. Должники будут вынуждены самоостанавливаться.

– Очевидно, что нововведения предполагают огромные денежные вложения со стороны организаций. Но в настоящий момент долги розницы перед предприятиями-производителями слишком большие. Как же производителям изыскать средства на оплату долгов?

– Им придется решать эту проблему самостоятельно. В случае, если предприятие не погасит задолженность, оно уйдет с рынка. Тем не менее, некоторые новосибирские предприятия уже выполнили все условия для получения марки.

– Подорожает ли в связи с этим алкоголь, когда и насколько, какие прогнозы?

– Есть некоторые экспортные оценки специалистов алкогольного рынка, которые говорят, что алкоголь будет дорожать в течение года, но не в данный момент. После новогодних праздников произошло обычное для торговли снижение объемов продаж, в связи с этим алкоголь приблизительно до марта дорожать не будет. Это первый аспект. Второй связан с тем, что законодательство РФ предусмотрело хождение произведенного в 2005 году отечественного алкоголя до середины 2006 года, импортного алкоголя – только в течение первого квартала. Поэтому надо полагать, что остатки алкогольной продукции, которые скопились с прошлого года и в розничной, и в оптовой торговле, будут активно продаваться в этот промежуток времени. Так как запасы его достаточно велики, то для того, чтобы успеть продать всю оставшуюся с прошлого года алкогольную продукцию, я думаю, продавцы не станут поднимать цены.

– Какая произведенная в 2005 году продукция будет продаваться в это время?

– Та, которая маркирована как региональной, так и федеральной специальными марками, может продаваться только до 1 июля этого года. Та, которая маркирована одной федеральной маркой, тоже до 1 июля. А продукция, которая маркирована федеральной специальной маркой и региональной специальной маркой с кодом, отличным от пятьдесят четвертого, не будет продаваться в Новосибирской области вообще. Еще раз подчеркиваю: прежний режим распространяется на первое полугодие.

– А если магазины не успеют реализовать продукцию 2005 года?

– Такая продукция будет изыматься, по решению судов будет конфисковываться, а потом уничтожаться. Таким образом, это будет проблема собственника.

Беседовала Елена Шрайбер,
редактор журнала «Спутник Главбуха»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Вы платите НДФЛ досрочно?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка