Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Земельный налог в Москве и Подмосковье: особенности и сложности

28 марта 2006 164 просмотра

, шеф-редактор интернет-проектов журнала «Главбух»

В апреле фирмам г. Москвы и Подмосковья следует перечислять квартальный платеж по земельному налогу. При этом в области нужно учесть новые нормативные акты, которые в конце 2005 года приняли местные власти. Причина - с 1 января 2006 года земельный налог в Подмосковье следует исчислять по новым правилам, прописанным в главе 31 Налогового кодекса РФ. А вот организациям в столице, исчисляя налог, нужно руководствоваться правилами, которые действовали в 2005 году. И абсолютно всем фирмам авансовый платеж придется перечислять по новым КБК, введенным с 1 января 2006 года. О местных сложностях уплаты земельного налога пойдет речь в нашем материале.

Отчетные периоды и авансовые платежи

Общие правила по земельному налогу, которые действуют по всей России, указаны в главе 31 Налогового кодекса РФ. Местные же нормативные акты устанавливают особенности уплаты налога в конкретных муниципальных образованиях.

Отметим, что абсолютно все местные власти Подмосковья, а также чиновники в столице ввели у себя отчетные периоды по земельному налогу. Следовательно, фирмы в г. Москве и области должны платить авансовые платежи и отчитываться внутри года. Отчетными периодами по земельному налогу являются квартал, полугодие, 9 месяцев. А сроки, в течение которых следует перечислять авансовые платежи в бюджет, прописаны в местных нормативных актах. Например, в Подольском районе налог нужно платить не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Власти г. Лыткарино установили, что авансовые платежи необходимо исчислять до конца месяца, следующего за отчетным периодом. Авансовые платежи по земельному налогу предусматривает и московский Закон. Перечислять их нужно не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом.

Местные власти могут уменьшать налоговые ставки

Статья 394 Налогового кодекса РФ устанавливает максимальные налоговые ставки, которые вправе ввести местные власти. Пониженная ставка - 0,3 процента - предусмотрена для сельскохозяйственных земель, приусадебных участков, а также земель, на которых расположены или строятся жилые дома, коммунальные службы. Для остальных участков кодекс позволяет устанавливать ставки, не превышающие 1,5 процента.

Московская область. В итоге несколько муниципальных образований Московской области прописали в своих нормативных актах максимально возможные ставки. Так поступили, например, власти в г. Серпухова, г. Жуковского, Дмитровского, Ленинского и Красногорского районов.

Но во многих муниципальных образованиях местные чиновники ввели более низкие налоговые ставки. Скажем, в г. Реутове на земли, по которым ставка не может превышать 0,3 процента, власти установили 0,2 процента. Нормативный правовой акт в г. Юбилейном предусматривает ставку 0,3 процента не только по участкам, перечисленным в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ. Такая же ставка действует для земель, занятых индивидуальными и гаражными кооперативами.

Местные власти Орехово-Зуевского района прописали для участков, занятых жилыми домами и коммунальными службами, налоговую ставку в размере 0,05 процента (максимальная по кодексу - 0,3 процента). В г. Климовске введено четыре налоговые ставки: для сельскохозяйственных земель - 0,3 процента, участков под жилыми домами - 0,15 процента, приусадебных земель - 0,2 процента, остальных - 1,5 процента.

Москва. Московские власти для сельскохозяйственных земель и приусадебных участков предусмотрели максимально возможную для льготников ставку земельного налога (0,3 процента). Еще более низкая ставка (0,1 процента) в столице установлена для участков, которые заняты автостоянками и гаражами, жилыми домами и коммунальными службами, а также отведены для жилищного строительства.

А для остальных земель Закон г. Москвы предусматривает налоговую ставку в размере 1,5 процента.

Местные льготы надо подтверждать в инспекции

Прежде всего скажем, что местные нормативные акты устанавливают льготы, действующие именно на территории определенных муниципальных образований. А вот общие льготы, которые введены по всей территории России, прописаны в статье 395 Налогового кодекса РФ. Например, не платить земельный налог могут общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют 80 процентов численности. При условии, что земельные участки эти фирмы используют в уставной деятельности.

Некоторые местные власти даже специально уточнили в своих нормативных актах, что льготы, предусмотренные в статье 395 Налогового кодекса РФ, действуют на территории муниципалитета в полном объеме (так поступили, например, власти Подольского и Серпуховского районов). Но, естественно, даже в тех районах, где власти ничего не прописали по поводу федеральных льгот, они действуют.

Многие подмосковные власти предусмотрели льготы для учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения. Примером являются Серпуховской район, г. Реутов, городской округ Лосино-Петровский. Кроме того, почти везде от уплаты налога освобождены муниципальные учреждения (например, в Подольском и Лотошинском районах).

Но есть и муниципальные власти, которые не стали вводить каких-либо дополнительных льгот. Так поступили в Каширском и Красногорском районах.

Чтобы воспользоваться муниципальными льготами по земельному налогу, организациям нужно представить в инспекцию ряд документов. Какие именно бумаги надо заполнять, прописано в местных нормативных актах. Также чиновники на местах устанавливают сроки, в течение которых плательщики могут подтвердить право на льготу. Так, в г. Коломне документы следует представлять вместе с квартальной (годовой) отчетностью по земельному налогу. Если же у предприятия льготируемые земли появились не с 1 января, то получить освобождение можно, представив бумаги в течение 10 дней со дня возникновения таких объектов.

Что же касается федеральных льгот, предусмотренных статьей 395 Налогового кодекса РФ, то право на них фирмы подтверждать не должны.

По словам Артема Палеева, директора Центра налогового планирования «Корпус право», местные власти не могут устанавливать в своих нормативных актах условия, при которых фирма вправе воспользоваться федеральной льготой.

Льготы по земельному налогу, прописанные в статье 395 Налогового кодекса РФ, фирмы могут применять даже если они не принесли в инспекцию документы, подтверждающее такое право. Такой вывод можно сделать из статьи 12 кодекса. Здесь говорится, что дополнительные условия местные чиновники могут устанавливать только для льгот, которые они вводят.

Поэтому, если фирма не успела представить в срок документы, предусмотренные в местных нормативных актах для подтверждения федеральных льгот, их все равно можно применять.

Московские власти также предусмотрели в Законе ряд местных льгот. Но нести в инспекцию документы, подтверждающие право на льготы, фирмам не нужно.

Когда и как отчитываться по новым правилам

Абсолютно все фирмы в г. Москве и Подмосковье должны отчитываться по земельному налогу, заполняя формы, утвержденные Минфином России.

Отчетность по авансовым платежам - это расчет, форма которого утверждена приказом финансового ведомства от 19 мая 2005 г. № 66н. Сдавать его нужно в том случае, если в муниципальном образовании введены внутригодовые платежи. А по итогам года следует подавать декларацию, бланк которой утверждил Минфин России приказом от 23 сентября 2005 г. № 124н. Ее нужно приносить в инспекцию не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Куда платить земельный налог

С 1 января действует несколько КБК по земельному налогу (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 176-ФЗ). Какой выбрать, зависит от того, какая максимальная ставка предусмотрена Налоговым кодексом РФ и в какой бюджет налог должен попасть (таблицу с новыми кодами можно найти в журнале «Главбух» № 2, 2006, стр. 11). Чтобы определить, в какой бюджет должен попасть земельный налог, следует руководствоваться классификатором ОКАТО. В Подмосковье есть следующие территориальные образования:
- районы области;
- города областного подчинения;
- города районного подчинения;
- поселки городского типа;
- сельсоветы.

Какие КБК соответствуют этим административным делениям, мы представили в таблице .

А вот столичным фирмам нужно указывать один из двух КБК, поступающих в местные бюджеты:
- 18210606011031000110 (0,3 процента);
- 18210606021031000110 (1,5 процента).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка