Журнал, справочная система и сервисы
№11
Июнь

Вас ждёт свежий номер

Как сдавали первую СЗВ-М — ценный опыт и советы на будущее

Подписка
Оформите годовую подписку со скидкой 45%
№11

Какой допуск нужен строителям для госзакупок

10 февраля 294 просмотра

Печатная версия
Электронный журнал

Требования к участникам госзакупки

Какой допуск строителям для госзакупок нужен компании, чтобы участвовать в госзакупке по строительству, реконструкции или капремонту? Только по организации строительства или ко всем видам выполняемых работ?

Федеральная антимонопольная служба разъяснила, что участник такой закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства. В том числе и когда проводит работы на объекте незавершенного строительства (письмо ФАС России от 2 ноября 2015 г. № АЦ/60557/15). Поскольку для работ по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, которые включены в перечень работ, влияющих на безопасность строительства, такой допуск необходим. Это требование Градостроительного кодекса РФ (п. 3.1 ст. 52).

Такого же подхода ФАС придерживалась и прежде.

В письме от 23 мая 2011 г. № ИА/19714 она указывала, что для участия в аукционе компании достаточно иметь только свидетельство о допуске к работам по организации строительства. И требовать, чтобы у нее были допуски ко всем выполняемым работам, – нарушение законодательства. По мнению ФАС, это не соответствует пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса. Так как компания, которая строит (реконструирует, капитально ремонтирует) объект, вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно или с помощью других лиц. И уже эти лица должны иметь допуски к тем работам, которые они непосредственно выполняют.

Неоднозначность законодательства

А в чем, собственно, проблема?

Дело в том, что закон требует, чтобы при госзакупке заказчик устанавливал единые требования к ее участникам. В том числе о том, каким нормам законодательства они должны соответствовать (подп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…»).

Применительно к строительству такие нормы установлены в пунктах 3.1 и 3.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Они предусматривают, что компания, которая ведет строительство, должна иметь допуск строителям для госзакупок. И что в случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции застройщик или техзаказчик, чтобы выполнить эти этапы, могут привлекать по договору другие организации.

Для компании вопрос о том, какой у нее должен быть допуск, имеет большое значение. Так как требования к выдаче разных видов допусков различаются – см. таблицу ниже.

Минимальные требования к выдаче допуска в строительстве

Допуск к отдельным видам работ Не менее трех работников должны иметь высшее образование или не менее пяти работников – среднее профессиональное образование. 
Стаж работы по специальности у работников с высшим образованием должен составлять не менее трех лет. Для работников со средним образованием не менее пяти лет. 
Не реже чем один раз в пять лет они должны получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию (подп. 1, 3 п. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ)
1 млн руб. 
Или 300 тыс. руб., если СРО установила требование к страхованию гражданской ответственности (подп. 2 п. 2 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ)
Допуск к работам по организации строительства* У компании должно быть определенное количество работников с высшим образованием соответствующего профиля с основным местом работы в данной компании (конкретное их количество устанавливает СРО). 
При этом руководитель компании или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее семи лет. 
Не менее пяти работников должны иметь высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. 
Не реже чем один раз в пять лет они должны получать дополнительное профессиональное образование и проходить аттестацию (п. 8.2 Градостроительного кодекса РФ
В зависимости от планируемой стоимости работ по одному договору сумма взноса составит: 
– от 1 млн до 30 млн руб.; 
– или от 300 тыс. до 10 млн руб., если СРО установила требование к страхованию гражданской ответственности (подп. 1–6 п. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ)
* Допуск к работам по организации строительства члену саморегулируемой организации выдают только после того, как он дополнительно внесет в компенсационный фонд взнос до размера, установленного для данного вида деятельности. То есть если компания ранее вступила в СРО и уплатила взнос для допуска к отдельным видам работ, то затем, чтобы получить допуск к организации строительства, она доплачивает соответствующую разницу (п. 10.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ).

И, например, если компания занимается только организацией строительства, то у нее может не быть имущества и персонала, необходимого, чтобы выполнять конкретные работы. Отсюда многочисленные споры по поводу того, достаточно ли одного свидетельства о допуске по организации строительства.

Или же необходимо получить еще и допуски или лицензии для конкретных видов работ, предусмотренных в госконтракте.

Арбитражная практика

Сложность в том, что решений высших судов по этому вопросу нет. И суды не всегда разделяют позицию ФАС о том, что одного допуска достаточно.

Допуск к конкретным видам работ

Градостроительный кодекс разрешает выполнять отдельные виды работ по допускам только к таким работам – без допуска по организации строительства. И это порождает двоякое толкование положений закона 44-ФЗ.

1. В одних случаях суды отменяют решения ФАС, основанные на требовании допуска к работам по организации строительства (например, постановление Четырнадцатого ААС от 2 июня 2015 г. по делу № А05-15752/2014).

2. В других – признают, что требование иметь допуск к конкретным видам работ ограничивает число участников закупки. Поскольку закон не ограничивает право заключать договоры субподряда. В частности, в постановлении Третьего ААС от 23 января 2015 г. по делу № А74-6253/2014 указано, что требовать от участника, который имеет право осуществлять функции генподрядчика, допуск к конкретным видам работ неправомерно. Аналогичный вывод содержат постановления АС Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2015 г. по делу № А74-6366/2014, Семнадцатого ААС от 21 мая 2015 г. № 17АП-3345/2015-АК.

Между тем подход Минэкономразвития категоричен. Министерство считает, что если виды работ, которые являются объектом закупки, прямо указаны в Перечне, заказчик обязан включить в документацию требование о том, чтобы у участника были допуски на данные виды работ (письмо от 30 сентября 2015 г. № Д28и-2920).

Из сказанного можно сделать следующий вывод.

Заказчик в конкурсной документации указывать требование о конкретном допуске не должен. И непосредственно для участия в госзакупке на строительство (реконструкцию, капремонт) объекта компании достаточно иметь допуск к организации строительства.

Вместе с тем, если она собирается выполнять работы сама, без субподрядчиков, ей необходим также допуск ко всем видам таких работ. Иначе заказчик будет обязан расторгнуть контракт со всеми негативными последствиями.

В то же время суды учитывают конкретные обстоятельства. Например, когда госзакупка не требует выполнять работы по организации строительства, требовать от участника допуск к организации неправомерно. Ему достаточно допуска к отдельным видам работ.

Лицензии

Следующий вопрос, который вызывает споры, касается лицензий.

Должна ли компания для участия в госзакупке наряду с допуском к работам по организации строительства иметь лицензию? В частности, для работ по монтажу пожарной сигнализации.

Отмечу: судебная практика противоречива.

Первая позиция. В одних случаях арбитры признают данное требование законным. Они считают, что для того, чтобы выполнять указанные работы, лицензия должна быть у генподрядчика либо у субподрядчиков, которых он нанимает для таких работ. А если у компании допуск ограниченный, то есть привлекать субподрядчиков она не вправе, значит, лицензия должна быть у нее самой (постановление Восьмого ААС от 9 октября 2015 г. № 08АП-9717/2015).

Вторая позиция. В других – придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что участнику закупки достаточно иметь допуск к работам по организации строительства. И что требовать от него еще и лицензию МЧС на работы по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, незаконно.

Учитывая, что единого подхода нет, компании, которая планирует монтировать сигнализацию самостоятельно, безопаснее получить необходимую лицензию.

Лимит допуска и цена контракта

И в заключение еще один сложный вопрос.

Вправе ли организация участвовать в конкурсах с начальной ценой контракта в конкурсной документации, которая выше лимита, указанного в допуске?

ФАС считает, что в этом случае нужно исходить не из начальной (максимальной) цены торгов, а из того, какую цену контракта предложил участник. То есть если цена его заявки соответствует лимиту его допуска, то он вправе участвовать в госзакупке (решения ФАС России от 15 декабря 2014 г. по делу № К-1851/14, от 10 марта 2014 г. по делу № КГОЗ-65/15).

При этом лимит необходимо определять только по той части контракта, которая предусматривает выполнение работ (когда контракт смешанный).

Например, если контракт состоит из поставки оборудования и строительно-монтажных работ, то лимит допуска сопоставляют только со стоимостью работ (постановление АС Московского округа от 20 июля 2015 г. по делу № А40-132814/14).

Алексей ЕЛАЕВ,
заместитель председателя совета Калининградского регионального отделения Ассоциации юристов России

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Во время камералки 6-НДФЛ инспекторы поверят, нет ли неточностей в расчете налога и не нарушен ли срок уплаты. За ошибки в расчете оштрафуют на 500 руб. За нарушение сроков уплаты выпишут штраф в 20 процентов от недоимки и начислят пени.

Какие из статей вы больше всего хотите прочитать в новом «Главбухе»?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка
 

Дружите и общайтесь на профессиональные темы!

Главные бухгалтерские новости у вас на почте. Бесплатная рассылка!