Журнал, справочная система и сервисы
№11
Июнь

Вас ждёт свежий номер

Коротко о других изменениях

Подписка
Оформите годовую подписку со скидкой 45%
№11

Проверки прокуратуры

18 февраля 237 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Права прокуратуры

Деятельность работников прокуратуры регулируется Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре...» (далее – Закон о прокуратуре).

Согласно статье 1 Закона о прокуратуре, прокуратура осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами, перечисленными в пункте 2 статьи 1 данного закона. К ним относятся, в частности, федеральные министерства, госкомитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы управления и руководители некоммерческих организаций (п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Сотрудники прокуратуры должны следить за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за соответствием закону издаваемых правовых актов.

Кроме того, они вправе:

  • возбуждать дела об административных правонарушениях и о проведении административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
  • участвовать в рассмотрении дел судами (в том числе арбитражными), опротестовывать противоречащие закону судебные решения, определения и постановления.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Указанные документы рассматриваются ими в порядке и в сроки, установленные Инструкцией о порядке рассмотрения обращений... утвержденной приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. № 45.

Отметим, что решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (п. 1 ст. 10 Закона о прокуратуре).

При этом органы прокуратуры не подменяют контролирующие органы и не проводят самостоятельно плановые проверки юридических лиц, за исключением случаев прямого прокурорского надзора.

Плановая проверка

Согласно пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 (далее – Правила № 489), ежегодные планы проверок разрабатывают органы муниципального и государственного контроля (надзора). 

К органам муниципального и государственного контроля (надзора) относятся федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Они уполномочены осуществлять контроль в определенных сферах деятельности.

Плановые проверки проходят не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, составляемых этими органами. Однако в организациях, осуществляющих деятельность в отдельных сферах (это например, касается здравоохранения, образования, теплоснабжения), они могут быть и чаще (ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ; далее – Закон № 294-ФЗ).

Если проверка назначена в отношении учреждения, которое ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то сроки ее проведения устанавливаются отдельно по каждому филиалу (представительству, обособленному структурному подразделению). При этом общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней (ч. 4 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

Порядок организации проверки

До 1 декабря прокуратура должна обобщить поступившие от органов муниципального и государственного контроля (надзора) ежегодные планы проведения плановых проверок, а также направить ежегодные планы в Генеральную прокуратуру РФ для формирования сводного плана (п. 6.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ ).

До 31 декабря Генеральная прокуратура РФ должна сформировать ежегодный сводный план проведения плановых проверок. До конца года он также должен быть опубликован на ее официальном сайте в интернете.

Вносить изменения в утвержденный и размещенный в интернете ежегодный план проверок допустимо только в том случае, если плановую проверку провести невозможно. Причем по следующим причинам (п. 7 Правил № 489):

  • ликвидация (реорганизация) юридического лица;
  • прекращение юрлицом деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, подлежащих проверке;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Отметим, что изменения в ежегодный план вносятся в соответствии с порядком, предусмотренным подпунктами «а» – «г» пункта 3 Правил № 489.

Сведения об изменениях в ежегодном плане также должны быть размещены в интернете в соответствии с пунктом 6 Правил № 489.

Как найти свое учреждение в плане

В приложении к Правилам № 489 дана Типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц. Такой план должен содержать: наименование органа, который проводит проверку, фамилию, инициалы и подпись лица, утверждающего данный документ, а также дату утверждения и печать.

В табличной части плана указываются следующие сведения:

  • наименования юридических лиц (филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), деятельность которых подлежит проверке;
  • адреса, необходимые для проведения проверки (адрес местонахождения организации и тот, по которому оно фактически осуществляет свою деятельность);
  • ОГРН, ИНН организации;
  • цель проведения проверки;
  • основания для назначения проверки (в частности, даты госрегистрации организации, окончания последней проверки);
  • срок проведения плановой проверки;
  • дата начала проверки (указывается календарный месяц);
  • форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
  • наименование органа, совместно с которым выполняется проверка.

Внеплановая проверка

Помимо плановых проверок, прокуратура вправе проводить и внеплановые. Согласно части 4 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, такие проверки организаций могут быть как в документарной форме, так и в выездной. При этом их продолжительность не должна превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). 

О проведении внеплановой проверки организация должна быть уведомлена не менее чем за 24 часа до ее начала (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Основания для проведения

В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. То есть по причине причинения вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

По данным основаниям, а также по указанным в части 17 статьи 10 Закона № 294-ФЗ и при нарушении работодателем трудовых прав своих сотрудников (ч. 6 ст. 360 Трудового кодекса РФ) предварительно уведомлять о начале проверки не требуется.

Об указанных фактах прокуратура может узнать от граждан, организаций, органов госвласти, местного самоуправления, из СМИ.

Кроме того, внеплановая проверка проводится:

  • если истек срок исполнения организацией предписания об исправлении ранее выявленных нарушений;
  • на основании приказа (распоряжения) руководителя органа госконтроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ и на основании требования прокурора по поступившим в органы материалам и обращениям.

Внеплановая проверка заранее согласовывается

При принятии решения о проведении внеплановой выездной проверки его необходимо согласовать в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Ген прокуратуры России от 27 марта 2009 г. № 93.

В целях оценки законности внеплановой выездной проверки поступившее в орган прокуратуры заявление о согласовании ее проведения (с подтверждающими документами) должно быть рассмотрено в тот же день (п. 6 Порядка № 93). При этом шесть оснований для отказа в таком согласовании перечислены в пункте 8 Порядка № 93.

По общему правилу решение о согласовании или об отказе в проведении внеплановой выездной проверки выносится в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления. А в случаях, требующих ее незамедлительного проведения (по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), – в день поступления заявления (п. 7 и 9 Порядка № 93).

Полномочия проверяющих

Во время проверки прокуроры вправе (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре):

  • беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждения (предъявив служебное удостоверение);
  • иметь доступ к документам, относящимся к предмету проверки;
  • проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц муниципальных и госорганов власти представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов. 

Проверяющие должны предъявить свое служебное удостоверение и разъяснить предмет проверки. У них также должен быть документ, подтверждающий проведение проверки (например, поручение прокурора, жалоба).

Меры прокурорского реагирования

Проверка завершается принятием мер прокурорского реагирования. Учреждению могут быть выданы:

  • представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина;
  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона;
  • протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
  • иные меры реагирования, предусмотренные законом.

Если организация согласна с претензиями, предъявленными по результатам проверки, нарушения нужно устранить в месячный срок.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Ознакомление с материалами проверки покуратуры

Как мы уже выяснили, гражданин вправе обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением (обращением, жалобой). Если после получения ответа о результатах проверки он захочет ознакомиться с ее материалами, то сделать это можно только на основании решения прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы (вышестоящего прокурора). Решение об ознакомлении либо мотивированный отказ в нем принимается в течение 10 дней со дня подачи соответствующего обращения. В случае отказа в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование этого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Отметим, что пунктом 4 статьи 5 Закона о прокуратуре запрещено знакомить с документами, имеющимися в материалах проверки и содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Выводы

Итак, проверки прокуратуры могут быть разными. А именно:

  • проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры, в который включена подобная проверка;
  • указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
  • задание вышестоящей прокуратуры;
  • обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
  • материалы СМИ (публикации в журналах, газетах; сообщения, переданные по каналам телерадиовещания; материалы интернет-сайтов).

Т.Ю. Рогова,

юрист, член Палаты налоговых консультантов

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Во время камералки 6-НДФЛ инспекторы поверят, нет ли неточностей в расчете налога и не нарушен ли срок уплаты. За ошибки в расчете оштрафуют на 500 руб. За нарушение сроков уплаты выпишут штраф в 20 процентов от недоимки и начислят пени.

Какие из статей вы больше всего хотите прочитать в новом «Главбухе»?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка
 

Дружите и общайтесь на профессиональные темы!

Главные бухгалтерские новости у вас на почте. Бесплатная рассылка!