Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закупки по 223

19 февраля 2016 355 просмотров

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Поправки были необходимы

Данные изменения ожидались еще с момента вступления в силу Закона № 223-ФЗ. И вот почему. Например, в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ указано, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган (в порядке, им установленном) действия (бездействие) заказчика в случаях:

  • неразмещения в единой информационной системе (до ее создания – на сайте www.zakupki.gov.ru) предусмотренной Законом № 223-ФЗ информации или нарушения сроков такого размещения;
  • предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствии утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупках и без применения норм Закона о контрактной системе;
  • неразмещения или размещения недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (порядок проведения таких закупок будет установлен до 1 января 2016 года).

Для конкретизации вышеупомянутых правонарушений понадобилась законодательная работа по изменению общих положений Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Меры ответственности

О том, кто несет административную ответственность как должностное лицо, сказано в примечании к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С 16 мая 2014 года такую ответственность несут лица, исполняющие функции по организации и проведению закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В том числе члены комиссии по осуществлению закупок. Речь идет о правонарушениях, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушение порядка закупок

Статья 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка закупок по Закону № 223-ФЗ и состоит из восьми частей. Штраф для должностного лица варьируется от 2 тыс. до 50 тыс. руб.

Часть 1 предусматривает ответственность за закупку товаров, работ, услуг не в электронной форме, в то время как закупать надо было в электронной. Наказание – штраф для должностных лиц от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. 

Перечень товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках Закона № 223-ФЗ в электронной форме, утвержден постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616. Он не распространяет свое действие на случаи закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, случаи срочной закупки (обстоятельства непреодолимой силы), закрытые закупки.

Комментируя данную норму, отметим, что до сих пор единого мнения по поводу того, что можно считать электронной формой закупки, а что нет, не существует. Наиболее распространенный совет в этом случае – считать электронной формой закупки процедуру, подразумевающую взаимный обмен сторонами электронными документами.

Если вышеописанное нарушение совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз, штраф будет выше. Его размер – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года. Это установлено частью 2.

Часть 3 предусматривает штраф за неприменение норм Закона о контрактной системе в том случае, когда эти нормы должны были применяться. Для бюджетного учреждения и автономной некоммерческой организации случаи применения Закона № 223-ФЗ оговорены статьей 15 Закона о контрактной системе. Размер штрафа для должностных лиц от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для юрлиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Частью 4 установлена ответственность за нарушение сроков размещения в ЕИС информации, размещение которой предусмотрено Законом № 223-ФЗ (кроме изменений в положение о закупках). За это предусмотрен штраф для должностных лиц от 2 тыс. до 5 тыс. руб., для юрлиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. А часть 5 устанавливает штрафы, если такая информация вовсе не размещена. Их размер выше – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для юридических лиц. Отметим, что требования к информационному обеспечению закупки содержатся в статье 4 Закона № 223-ФЗ. Они очевидны и не должны вызывать затруднений при их исполнении.

В качестве уточнения к статье 4 Закона № 223-ФЗ можно посоветовать заказчикам размещать два плана закупок. Один – общий план, другой – дополнительный в части закупок инновационной продукции (даже если таких закупок не предусмотрено). 

Правила формирования плана закупок и требований к форме такого плана утверждены постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932.

Отсутствие формального (пустого) плана закупок инновационной продукции органы по контролю могут трактовать как неисполнение части 9 статьи 8 Закона № 223-ФЗ. А с 1 января 2015 года – как несоблюдение части 3 статьи 4 данного закона (ч. 2 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Часть 6 устанавливает ответственность за нарушение сроков размещения информации об изменениях положения о закупках заказчика. Штраф для должностных лиц от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юрлиц от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Здесь речь идет только об изменениях, вносимых в положение о закупках. Неразмещение положения о закупках вообще делает невозможным применение заказчиком норм Закона № 223ФЗ и будет трактоваться как нарушение, установленное частью 3.

Частью 7 предусмотрены штрафы за нарушение требований Закона № 223ФЗ к извещению и документации о закупке. Их размер – от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для юрлиц. Нетрудно заметить, что данный вид правонарушения относится к информационному обеспечению закупки, но в отличие от частей 4 и 5 здесь речь идет не о сроках и формальном выполнении требований закона, а о содержательной части информации. Подробные требования к извещению и документации содержатся в частях 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

И наконец, за предъявление требований к участникам или применение оценочных критериев, которые не были заявлены в документации, ответственность предусмотрена частью 8. Это штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц, от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для юрлиц. При этом сами требования законом не ограничены и могут быть самыми различными.

Если не выполнено предписание

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц влечет штраф. Его размер для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Такая мера ответственности предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 

Закупки по 223 контролирует ФАС России.

Если информация неверна

Статьей 19.7.2-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответствтенность за непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки в контролирующий орган. Такое правонарушение наказывается штрафом. Его размер для должностных лиц от 10 тыс. до 15 тыс. руб., а для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Вот какая ответственность грозит за нарушения закупки по 223.

А.В. Бурков,

ведущий аналитик института управления закупками

и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка