Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Учет коммунальных расходов

18 марта 2016 1243 просмотра
Учреждения должны снижать расходы на коммуналку. Расскажем, как вести учет коммунальных расходов по всем правилам. Приведем примеры.

Расходы на оплату коммунальных услуг – это одна из наиболее существенных статей расходов государственных и муниципальных учреждений (наряду с оплатой труда и содержанием имущества).

К расходам на приобретение коммунальных услуг относится, в частности, оплата отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, канализации, ассенизации, водоотведения. Это определено в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Особенностью данной группы затрат является то, что тарифы на различные виды коммунальных услуг ежегодно индексируются в сторону повышения. Причем любая задержка с оплатой может повлечь за собой не только дополнительные непроизводительные расходы (в виде пеней, штрафов, иных финансовых санкций), но и отключение потребителя.

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

Учреждениям предписано экономить

Судя по заявлениям чиновников, в том числе представителей финансового и экономического ведомств, негативные явления в экономике страны сохранятся и в 2015 году.

Иными словами, доходная часть бюджета может формироваться несвоевременно и в суммах, отличающихся от запланированных, а рост инфляции, превышающий плановые значения, способен привести к дополнительному повышению тарифов на коммунальные услуги, которое в последние годы осуществляется с 1 июля и позднее.

Напомним некоторые, очень важные для бюджетных учреждений, положения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 24 этого закона прямо установлена обязанность государственных и муниципальных учреждений обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими ресурсов. А именно воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой и электрической энергии, угля. Уменьшение расхода ресурсов должно произойти в течение пяти лет (начиная с 1 января 2010 года) не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента.

А согласно пункту 2 той же статьи, главным распорядителям бюджетных средств предписано планировать бюджетные ассигнования в виде субсидий на обеспечение деятельности находящихся в их ведении казенных, бюджетных и автономных учреждений исходя из ежегодного уменьшения ресурсов. То есть в расчет берутся данные об объеме фактически потребленных учреждениями в 2009 году ресурсов, уменьшенном на те самые 15 процентов в течение пяти лет с ежегодным снижением на 3 процента.

Таким образом, распорядители бюджетных средств имеют законное право изменять нормативы расчета расходов, включаемых в субсидию на выполнение государственного или муниципального задания, в части определения объемов коммунальных услуг и их стоимости.

Источники возмещения коммунальных расходов

У бюджетных и других госучреждений на практике возникает проблема не только проведения дополнительных мероприятий по экономии коммунальных ресурсов, но и рационального и эффективного использования всех возможных источников возмещения данной группы затрат.

Основной источник возмещения коммунальных расходов в бюджетных учреждениях – средства субсидии на выполнение государственного или муниципального задания.

Учреждения, ведущие приносящую доход деятельность, также имеют возможность списывать часть затрат на увеличение себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг и возмещать их за счет доходов от приносящей доход деятельности.

Кроме того, пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или купленного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Поэтому еще одним источником возмещения коммунальных затрат являются платежи от арендаторов (стоимость коммунальных услуг может включаться в состав арендной платы или оплачиваться отдельно).

Компенсация арендаторами стоимости коммунальных услуг отражается по коду вида финансового обеспечения «2» – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения).

Как распределить затраты

Если есть несколько источников возмещения расходов, это означает необходимость их распределения. Бюджетное учреждение наделено правом разработки и утверждения схемы распределения. При этом на практике может возникнуть необходимость распределения затрат по следующим направлениям:

  • между основной и приносящей доход деятельностью, а также сдачей в аренду временно неиспользуемых зданий, помещений, иных объектов основных средств (о порядке сдачи имущества в вранду - в нашей статье);
  • между видами платных услуг (накладные расходы);
  • между объемами реализованной и остатками нереализованной продукции (общехозяйственные расходы).

Не забудьте: если учреждение ведет несколько видов деятельности (например, помимо основной – торговую), следует разработать (и прописать в «учетке») схему расчета стоимости коммунальных услуг, относимой на увеличение издержек обращения. 

Учреждение может применять разные варианты распределения коммунальных расходов. Наиболее простым будет метод, используемый при распределении расходов для целей налогообложения прибыли.

То есть распределение проводится пропорционально полученным доходам между той деятельностью, доходы от которой включаются в налоговую базу, и той, которая не подпадает под налогообложение. Удобнее рассмотреть это на примере.

Пример

Общий размер субсидии составляет 12 млн руб., планируемые доходы от реализации платных услуг – 6 млн руб., доходы от аренды – 2 млн руб.

В этом случае расходы на коммунальные услуги будут распределены в пропорции:

– 60 процентов – за счет субсидии на выполнение государственного или муниципального задания (счет 4 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги»);

– 30 процентов – отнесены на себестоимость платных услуг (счет 2 109 ХХ 223 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части коммунальных услуг»);

– 10 процентов – за счет арендной платы (отнесение расходов зависит от условий договора аренды: учтены ли коммунальные расходы при определении размера арендной платы или возмещаются отдельно).

Однако, по мнению автора, может возникнуть ситуация, когда часть коммунальных расходов будет возмещаться за счет ненадлежащих источников.

Например, если при оказании платных услуг используется энергоемкое оборудование, а большую часть расходов на электроэнергию по основной деятельности составляют расходы на освещение, то при использовании приведенной схемы часть энергии, потребленной в интересах приносящей доход деятельности, фактически будет возмещаться за счет средств субсидии на выполнение государственного или муниципального задания.

Поэтому в ряде случаев целесообразно проводить распределение расходов пропорционально выбранному физическому или иному показателю.

В частности, расходы на освещение и отопление допустимо распределять пропорционально площади помещений учреждения, используемых в разных видах деятельности.

А расходы на энергию, потребляемую оборудованием, можно распределить пропорционально установленной мощности (если в помещениях, используемых для разных видов деятельности, не установлены отдельные счетчики).

Расходы на водоснабжение могут быть распределены пропорционально численности работников, занятых в разных видах деятельности.

Кстати, затраты на водоотведение, как правило, определяются исходя из того факта, что объемы водоотведения равны объемам водоснабжения.

Но учтите: принцип распределения затрат на водоснабжение пропорционально фонду оплаты труда работников в учреждениях вряд ли применим. Ведь уровень оплаты труда в основной и приносящей доход деятельности может отличаться.

Если вода используется для технологических или производственных нужд (например, для приготовления пищи), ее объемы в учреждении должны распределяться отдельно – на основании специального расчета.

Отражаем в учете

В бухгалтерском учете расходы на потребленные коммунальные услуги отражаются обычным порядком. Для наглядности рассмотрим пример.

Пример

Общие расходы на коммунальные услуги в январе составили 500 тыс. руб. В соответствии со схемой распределения, закрепленной в учетной политике учреждения, 50 процентов расходов оплачиваются за счет средств субсидии, 40 процентов – за счет поступлений от реализации платных услуг, 10 процентов возмещаются арендатором.

В бухгалтерском учете будут оформлены такие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, тыс. руб.

Отражены расходы на коммунальные услуги, потребленные в основной деятельности и на площадях, сданных в аренду

4 401 20 223 «Расходы на коммунальные услуги»

4 302 23 730 «Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

250

Отражены расходы на коммунальные услуги, потребленные в приносящей доход деятельности

2 109 ХХ 223 <Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в части коммунальных услуг>

2 302 23 730 «Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

200

Возмещены коммунальные расходы арендатором (либо возмещены коммунальные расходы в составе арендной платы)

2 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» (2 205 21 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»)

2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (2 401 10 120 «Доходы от собственности»)

50

В.Р. Захарьин,

эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка