Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закупки через подотчетных лиц

21 марта 2016 417 просмотров
Рассмотрим, как проходят закупки через подотчетных лиц. Какие условия надо соблюсти учреждению, чтобы не попасть на штрафы. Ведь даже если закупки проходят через подотчетных лиц на небольшие суммы, их нельзя совершать в обход Закона о контрактной системе.

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам денежные средства под отчет для тех или иных расходов в интересах учреждения. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.

Сайт журнала «Учет в учреждении»

Электронный журнал «Учет в учреждении»

От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ). Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируется как закупка, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе.

«Малые» закупки

Вступивший в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 140-ФЗ внес в числе прочих чрезвычайно важное изменение в контрактное законодательство. Оно касается порядка проведения «малых» закупок. Собственно, никакой процедуры при такой закупке не происходит, поскольку по соображениям экономической эффективности законодатель освободил контрактного управляющего от излишней заорганизованности и бюрократической волокиты. Что, к сожалению, имело место в первоначальной версии Закона о контрактной системе.

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентируются частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. В некоторых случаях закупок у единственного поставщика такое извещение публикуется не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Сведения о такой закупке не включаются в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093, не составляется.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе. 


Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Требования к закупке

Информация о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывается в плане- графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «малых» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Такой расчет до 2016 года совершается исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До 2016 года, напомним, эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчик должен выбрать схему расчета объема закупки у малых фирм (или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок). Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумма таких закупок не учитывается при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан осуществить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Возможные сложности

Если заказчиком выступает образовательное учреждение или учреждение культуры, сумма неконкурентной закупки может составлять до 400 тыс. руб. (общий объем таких закупок – до 50% совокупного годового объема, но на общую сумму не свыше 20 млн руб.). К сожалению, до сих пор нет однозначной трактовки возможности для заказчика использовать одновременно и пункт 4, и пункт 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (на практике многие заказчики этим пользуются). При применении пункта 5 следует помнить о том, что предельный размер расчетов наличными деньгами установлен Указанием Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей он составляет 100 тыс. руб. 

Информация о закупках, совершаемых на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, отражается в плане-графике отдельной строкой в соответствии с Требованиями к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044.

Кроме необходимости исполнения общих норм бухучета и финансовой дисциплины, других требований для оформления закупок малого объема Закон о контрактной системе не предъявляет.

А.В. Бурков,

ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка